Зря так старательно выламывали коммунисты дорогостоящие микрофоны у спикера и с таким ожесточением пытались кулаками доказать свою правоту. Не вышло: бои в парламенте, насмешившие всю страну, закончились победой сторонников рыночной экономики. Неугодные «левым» законы, необходимые для вступления Украины во Всемирную торговую организацию, были все-таки приняты.
По словам министра экономики Сергея Терехина, принятие в полном объеме семи законов позволяет предположить, что страна будет принята в ВТО до конца 2005 года. «Почему я могу говорить так уверенно? Потому что только в минувшую пятницу завершилось промежуточное заседание Рабочей группы в Женеве, где такую уверенность высказал председатель этой рабочей группы посол Канады при ВТО господин Марчи, мотивируя это своим разговором с генеральным секретарем и генеральным директором ВТО», — заявил министр. Комментируя двусторонние переговоры с участниками Рабочей группы по вступлению Украины в ВТО, Терехин упомянул о сложностях с Австралией, требующей снижения пошлины на импорт сахара до 10%. Как пошутил министр, в ответ Украина может только потребовать от Австралии осуществить самовывоз лома, в который превратятся украинские сахарные заводы. Есть определенные проблемы с Китаем, требующим признать его страной с рыночной экономикой. Однако, в целом Терехин и новыми отечественными законами, и переговорами о вступление в ВТО был удовлетворен.
Чуть ранее, комментируя журналистам итоги законодательной работы последней парламентской сессии, он отмечал, что, «если не примем что-то позорное, то будем в ВТО». По его оценкам итогов работы парламента, сделано 90% того, что необходимо было сделать. Хотя одновременно он отметил, что общее количество законопроектов, которые нужно было принять, составляет 26. Если они не будут приняты до вступления в ВТО, Украине во вступлении, по словам Терехина, никто не откажет, но их придется принимать в рамках ратификации международного соглашения, а такая процедура может несколько ослабить позиции Украины.
Но, судя по выступлению Терехина, в правительстве не было сомнений в отношении вступления в ВТО. Упомянув о непринятых законах, Терехин с воодушевлением стал рассказывать о принятых. По его словам, ключевым для получения пропуска в ВТО стало принятие таких законов: о внесении изменений в ставки ввозной пошлины на сельхозпродукцию и еще 10 тыс. позиций других товаров и об имплементации законодательства к требованиям многостороннего соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) ВТО (известен как закон о борьбе с CD-пиратством).
Последний документ был больным местом украинского законодательства — не раз и не два укоряли иностранные инвесторы Украину в отсутствии элементарного уважения к продуктам чужого интеллекта. Теперь же, после его принятия, как отметил на встрече членов Американской торговой палаты в Украине с представителями государственных учреждений глава Госдепартамента интеллектуальной собственности Николай Паладий, украинское законодательство отвечает всем требованиям ЕС к интеллектуальному праву.
По его словам, в Украине был сделан последний шаг для эффективной защиты интеллектуальной собственности. Действенная инфраструктура ее реализации уже существовала, включая в себя Министерство образования, соответствующий госдепартамент и различные институциональные подразделения, а вот с законодательством не сложилось. Теперь, после того, как парламент принял закон, устанавливающий уголовную ответственность за незаконный оборот дисков для лазерных систем считывания, оборудования и сырья для их производства и матрицы, многое поменялось. Именно этого, по мнению экспертов, и не хватало Украине.
Однако не все так гладко с нашим законодательством. Как заметил первый заместитель главы Госдепартамента Владимир Жаров, сейчас все статьи, регулирующие правоотношения в сфере интеллектуальной собственности, очень разрознены. Часть из них прописана в Конституции, часть в различных кодексах, некоторые в специальных законах. Но целесообразность введения единого кодекса интеллектуальной собственности Жаров отрицает, говоря о том, что лучше было бы сделать кодекс законов.
Кроме того, как отмечал Н. Паладий, в дальнейшем нужно было бы добиться того, чтобы суды, занимающиеся интеллектуальной собственностью, были выделены из системы судов общей юрисдикции и, кроме прочего, в координации с Минюстом занимались экспертной оценкой объектов интеллектуальной собственности. Также необходимо работать над охраной компьютерных программ и их инвентаризацией. Еще одним действием, необходимым для защиты «мозгов», Паладий считает введение единой методологии для определения правонарушений и наказаний.
Последнее очень понадобится структурам МВД, которым предстоит работать с правонарушителями. Неизвестно, справятся ли милиционеры с определением лицензионных и нелицензионных объектов интеллектуальной собственности, но, как заметил Жаров, объединенными усилиями МВД, СБУ, ГНАУ и Госпотребстандарта добиться контроля за «нелицензионкой» удастся. Механизм уже есть, нужно заставить его работать.
Впрочем, насчет механизма работы МВД пока не ясно, а вот механизм задержания на таможне нелицензионных объектов существует. Как заявила начальник департамента Государственной таможенной службы Екатерина Шелепова, только во втором квартале 2005 года таможенной службе удалось задержать 281 тысячу нелицензионных дисков. Однако нужно учитывать, что в реестре объектов интеллектуальной собственности таможни всего 85 наименований, из которых 68 — торговые марки. Вносить туда товары, при создании которых использовались изобретения и полезные модели, таможня отказывается. Шелепова мотивировала это тем, что демонтировать товары, проверяя использование изобретения, нельзя, как и проверить это другим путем. С дисками будет работать проще: достаточно проверить голограмму и сет-код. Чтобы попасть в реестр охраняемых таможней объектов, производителю необходимо подать заявление. Если он будет туда внесен, у подделок будет значительно меньше шансов попасть на территорию страны.
Однако пока что реестр таможни не способен полной мерой защитить все объекты интеллектуальной собственности от зарубежных подделок. Что уж говорить об украинских подделках, реализуемых внутри страны. Как, например, МВД будет бороться с киевской Петровкой и продавцами переписанных из Интернета фильмов, торгующими возле станций метро, пока не понятно. И никакой закон не приблизит нас к нормам ВТО о защите интеллектуальной собственности, пока нашим гражданам будет не по карману покупать лицензионные диски.