Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Небоевые потери»

Вчера ветераны-афганцы требовали от власти отчета
1 июля, 2005 - 20:07
ВЫВЕСТИ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ «ИЗ СОСТОЯНИЯ СПЯЧКИ» — ЦЕЛЬ АФГАНЦЕВ-ПИКЕТЧИКОВ / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День»

«Вот, смотрите, лекарств мне выписали на 100 гривен, а размер моей пенсии — 325 гривен», — продемонстрировал рецепт от врача воин-афганец. Вчера он в числе других пикетировал Министерство труда и социальной политики. К афганцам подключились также чернобыльцы. Требование и у тех, и у других сходное: выполнять имеющиеся законы, наново пересмотреть те законодательные новшества, которые могут лишить их льгот.

Как говорится в обращении пикетирующих, «широко известны акты правительства, принятые по представлению или после согласования в министерстве, которые содержат нормы, нарушающие права ветеранов афганской войны и чернобыльцев на повышение и индексацию пенсий, на компенсацию санаторно-куротного лечения, на бесплатное обеспечение лекарствами, уменьшение квартирной очереди, получение автомобилей инвалидами, обеспечение их топливом, получение протезов, изготовленных по современным технологиям». «Пускай министр хотя бы наберется смелости, выйдет и честно скажет, что государству мы не нужны», — так заявляли некоторые из протестующих, — «мы устали от кормления нас «завтраками». Кардинально настроенные пикетчики выступили и вовсе за отставку нового министра и его заместителя.

Как говорит председатель Подольского отделения Союза воинов-афганцев (СВА) Виктор Максименко, главным, мягко говоря, недоразумением пикетчики считают идею правительства исключить эту категорию из закона о статусе ветеранов войны. 190 гривен — такова пенсия инвалида первой группы, «заработавшего» данный «диагноз» на афганской войне. 180— инвалида второй группы. Пенсия в 300—500 гривен выходит благодаря различным доплатам, определяемым ранее этим самым законодательным «статусом». Не стоит, наверное, напоминать, что сумма по нынешним временам и так не самая большая. Как не стоит разъяснять и то, каким будет размер социальных выплат, если строку об участниках боевых действий в Афганистане из закона вычеркнуть. А вот о том, что нынче семьям погибших воинов полагается доплата в размере 150% минимальной доплаты к пенсии по возрасту, упомянуть, думается стоит. Составляет, соответственно, эта цифра... около 30 гривен. За погибшего.

Ордена и медали афганцев нынче рассматриваются как награды, полученные в мирное время, а не как боевые. Некоторые знаки и вовсе не учитываются, говорят ветераны той войны. «И еще. Я прекрасно понимаю тех парней, которые нынче, к примеру, поехали в Ирак. Ситуация в стране такая, что приходится подобным образом зарабатывать на жизнь. И в данном случае неважно, что мы шли на ту войну по приказу или за идею, а не за деньги», — говорит В. Максименко. Однако, как бы это чернушно ни прозвучало, за «малейшее ранение» иракского легионера, пострадавший получит, по словам представителя СВА, 30 тысяч долларов компенсации. Семье погибшего, по его утверждению, полагается около 100 тысяч. На подобное афганцам ни тогда не приходилось рассчитывать, ни сейчас.

Но «тогда», отмечает В. Максименко, как минимум, занимались психологической реабилитацией таких людей. В Днепропетровске, к примеру, был создан институт, занимавшийся так называемым «афганским синдромом». Нынче, по утверждению афганцев, в областных городах закрываются специализированные госпитали. Желание же чиновников переподчинить Минсоцтруда крымский санаторий для ветеранов Афганистана в Симеизе (говорят, это единственное заведение для воинов-афганцев) пикетчики рассматривают как способ его постепенного «изъятия»...

...Немного статистики. Сегодня в Украине проживает 8,6 тысячи инвалидов афганской войны и около 2,3 тысячи — членов семей погибших. Каждый год, по утверждению В. Максименко, уходят из жизни около тысячи афганцев. Почему 38 членов парламента, имеющих статус участников боевых действий (из них около семи — прошли через Афганистан) не могут поддержать своих?

Наталья МЕЛЬНИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ