На днях вышла в свет книга «Гетманы Украины на почтовых марках».
— Еще в 1995 году, с началом маркоиздательского дела, — комментирует Валентина Худолий, директор дирекции «Издательство «Марка Украины» УДППЗ «Укрпошта», — тема военных воевод разрабатывалась несколькими художниками. Скажем, очень интересными в подобном направлении стали работы ныне покойного художника Алексея Штанько — серия «Княжа доба». Но поскольку наш сегодняшний автор, Юрий Логвин, положил начало серии из 17 гетманов (руководствуясь списком Михаила Грушевского, который базировался на наиболее проверенных историей портретных данных. — Авт.) и выполнил ее в едином русле, вполне закономерно, что теперь, с ее завершением, как своеобразный итог сделанного, мы и решили выпустить его работы отдельным подарочным изданием международного образца. Юрий Логвин еще и писатель, но мы отклонили предыдущую идею авторского написания текстовой части к изображениям деятелей прошедших эпох. Решили немного отойти от того стереотипа, который уже был на марках, показав все немного в другом свете. После этого, увидев более 50 гравюр украинских гетманов, которые принадлежали перу Сергея Якутовича, сомнения, что именно он и будет иллюстрировать книгу, даже не осталось — мы уже четко определились!
Относительно текста издательство обратилось в Институт истории Украины и, заручившись кураторской поддержкой Валерия Смолия, который помог подобрать редакторскую группу из историков, специализирующихся именно по гетманам, впоследствии получили исчерпывающие исторические справки для каждого государственного деятеля нашего прошлого. Так и появилось сочетание трех украинских видений Эпохи Гетманства как лучшей системы организации украиноформирующих сил: марки под клемтажем — Юрия Логвина, иллюстрации — Сергея Якутовича, текст — Института истории Украины.
Первые украинские почтовые марки (будучи третьим по важности символом государственности после герба и денежных знаков) появились в 1917 году. Нынешние ученые утверждают, что, при обстоятельном анализе очевидно аллегоричных рисунков, уже тогда распознается главное — проявление национального колорита. Для примера возьмем тридцатишаговую купюру Г. Нарбута (Центральна Рада, решая нехватку мелких денег, приняла Закон «О денежной единице...», чем задекларировала в обращение марки-деньги. — Авт. ). Автор, изобразив профиль девушки в венке из полевых цветов и колоски пшеницы (традиционное национальное девичье украшение), подтолкнул к сравнению с молодой страной, которая только что провозгласила суверенитет. И хотя этот рисунок на самом деле стал хрестоматийным, истинно народным образом-символом Украинской весны, воплощением женского начала молодой страны (а впоследствии увенчал и титульную сторону банкноты УНР номиналом 500 гривен), его родство с первенцами Великобритании и Кипра, соответственно с классическими профилями королевы Виктории в имперской короне, вполне очевидно. Однако украинских художников работы Нарбута и до сих пор вдохновляют. Обратиться хотя бы к первым юбилейным современным украинским маркам, — комментирует художник Юрий Логвин. — До 1992 года, когда появилась марка «500 лет украинского казачества», Украина не имела своей почтовой марки, хотя и была членом ООН. Это же нонсенс. Однако, вспоминается, художник Василий Дворик, стремясь исправить ситуацию, взял от двадцатишаговой марки Нарбута голову девушки-украинки в веночке, украсил ее своим дизайном... Кстати, как-то мне пришлось воспроизводить часть работы Антона Середы со всем: и трезубцем, и сеткой, которая считается своеобразным орнаментом, уже в собственном проекте. Только тогда, хорошенько повозившись, перерисовывая, понял, какая там глубокая внутренняя структура, и уже впоследствии, заканчивая, пел чуть ли не «аллилуйя»... Действительно, декоративность такого типа — великая вещь. Это что-то похожее на феноменальность нашего ковроделия...
НЕПИСАНОЕ ПРАВИЛО — ИЗОБРАЖАТЬ ТОЛЬКО ЛУЧШИЕ ЧЕРТЫ
В чем же особенность работ Юрия Логвина («День» уже писал об этом художнике 18.08.2004)?
— На сегодняшний день мне удалось подойти к завершению трех перманентных серий знаков почтовой оплаты, — делится с нами Юрий Григорьевич. — Первая — «Стандартные почтовые марки Украины», вторая — «Гетманы Украины» и третья — (над чем художник еще продолжает работать. — Авт. ) «История войска в Украине». Вспоминаю, в 2001 году руководство «Марки Украины» спросило, есть ли у меня идея, которая могла бы внести какую-то новацию в общий выпуск? Я ответил «да». Тогда, принимая во внимание богатый археологический и литературно-научный материал о феноменальной скифской цивилизации, собственно самую первую документацию о воинах нашего края, и положил начало серии, связанной с историей войска в Украине. И хотя историческое и юридическое право изображать на своих марках скифов имеют Россия, Казахстан и Молдавия, воина-скифа в полном его обмундировании, как и других воинов различных времен, моими руками сделала только Украина. Именно в тот период у меня был большой конфликт с богословом, одним из членов Художественного совета. «Для чего скифов рисовать? Это же были насильники, — убеждал он, — разбойники, которые к нам не имели никакого отношения. Тем более украинцы — мирный народ!» Чуть ли не «долой бандитов с украинской марки» кричал... Позорно только, что, будучи доктором богословия, он не знает, что в V в., после столкновения со скифоиранскими племенами традиционное «див» или «дий» как протославянское определение верховного божества заменили ихним «Бог». И откуда же, скажите, происходит наше национальное глубокое «ге»? Не из сосуществования ли на наших извечных землях? Тем более, что Днепр — Дан-апр — «вода глубокая» — как не крути, а скифское!
А тем временем марки этой серии стали прекрасными образцами изобразительного искусства. На одной, например, изображен скифский царь и тяжеловооруженный юнец, который впервые участвовал в войне. Однако здесь господину Логвину, чтобы убрать с марки жестокость, пришлось умышленно обойти историческую реалию, решившись на хотя и неправдивую, но красивость. Юноша, принимая в благодарность за службу чашу вина, должен бы поднести царю отрезанную голову врага, вместо этого держит в руках его шлем...
— А вот воспоминания относительно создания образа скифской женщины-амазонки, — говорит далее Юрий Логвин, — отдельная история. Для меня были настоящим художественным сокровищем найденные среди остатков скелета в могильнике такие сугубо женские вещи, как бронзовое зеркальце и два вида румян или белил в футлярчиках. И это, заметьте, невзирая на то, что человек был при полном боевом обмундировании. Как ни крути, женщина — это феноменальное существо. Именно для того, чтобы изображение было совершенным, и обратился за консультацией к преподавателю кафедры реставрации Художественного института, непревзойденному реставратору старинного оружия Александру Минжулину. (Он — всемирно признанный человек, в свое время реставрировал знаменитую «Скифскую пектораль»). Александр Иванович действительно дал мне много правильных замечаний, однако единственная «вольность» в этой марке, которая уже третий год в обращении, все-таки есть: у коня полная грива, а тогда был только «ежик», — чтобы тетива не запутывалась. Однако ни один ученый этого до сих пор так и не заметил...
«Да, — комментирует Александр Минжулин. — В общем вышло удачно. Логвин пытался как можно точнее отобразить исторический момент, и он там действительно присутствует. Но это же марка, которая отображает глубоковековечное! После этого, говоря о тысячелетней давности, ошибке на пятьдесят лет (принимая во внимание какие-то неточности. — Авт. ) нам простят, а если бы речь шла о современности — даже дня не подарили бы. Поэтому неписаное правило маркопроизводства «изображать только лучшие черты» себя оправдывает. Однако своеобразную завершенность, основания на историческую неоспоримость какого-то факта или явления, дадут только археологические находки. И с научной точки зрения это будет правильно...».
ФАНТАЗИЙНОЕ ШОУ
С начала слома античного мира, которое знаменуется великим переселением народов, и вплоть до времен Кия, Щека и Хорива художнику было по-настоящему трудно: слишком мало исторического письменного материала и еще меньше археологического, действительно славянского, — ведь современные реставрации заграничных авторов того периода иногда слишком фантастичны. Из-за информационной бедности он напрягал собственную фантазию, создавая целые шоу на заднем плане, в то же время пытаясь не уступить и таки донести всем: кто, с кем, как и чем дрался. Так и появлялись средневековые длинноволосые славянские воины в рубашке с вышивкой или раздетые до пояса, обычно босые или в лаптях, еще реже — в сапогах, вооруженные дардами, копьями или рогатинами (наконечник в длину достигал 45—50 см, в ширину — 5см, и весил иногда до 1,5 кг. — Авт. ), до сих пор без всякого нательного защитного обмундирования.
Третья серия этого цикла посвящена истории Древней Руси. Есть здесь и дружинник времен вещего Олега, и простой горожанин с самострелом в руке, что удостоверяет факт появления этого вида оружия на 100—150 лет раньше, чем на Западе. А также марка, которая воспроизвела уникальное вооружение галицкого витязя уже после татаро-монгольского ига. Не меньшего внимания, кроме изображення битв, воинов и их так называемого камуфляжа, автор уделяет и популяризации оборонных сооружений: замкам, донжонам, церквям. Например, феноменальным с этой точки зрения стал эскиз проекта марки, которая объединила целых две идеи: продемонстрировать образцы раннего огнестрельного оружия, распространенного в Украине того времени, а на втором плане — изобразить разновидность тогдашних оборонных сооружений. Так, уцелев до нашего времени, двухэтажная церковь в Ситкивцах (Хмельницкая область), памятник архитектуры XV в., во второй раз увековечивается еще и на марке.
Теперь же над последней серией — «Эпоха Великого княжества Литовско-Русского» — художник продолжает работу. Однако, приоткрывая занавес, сознался, что стоит ожидать появления изображений таких выдающихся личностей, как Дмитрий Боброк-Волынец, — организатор разгрома Мамая на поле Куликовом, лучший воевода Дмитрия Донского (а Литовская летопись называет его лучшим воеводой княжества. — Авт. ), полк которого решил весь финал Куликовской битвы. А также Иванка Сушика из с. Романова (недалекие окрестности нынешнего Львова), единственного из рыцарей, который был награжден Королем Польши просто на поле боя после Грюнвальдской битвы.
АРХИВНАЯ ПОДПИТКА
Кого только не увековечивали благодаря маркам! И если в своих «Стандартных почтовых марках» (иными словами — рассчитанных на повседневное многолетнее массовое использование. — Авт. ) Юрий Логвин по большей части вносил в историю простонародье — главную силу нации, среди которого, например, «Слобожанские чумаки», «Пахари», «Днепровский рыбак», «Жнец», — в корне, все-таки, не отрекаясь и от очевидно простого: друг за другом появлялись в свое время эскизы подсолнуха, колосья пшеницы, гроздья винограда, которые впоследствии были выполнены в технике «негатива»; не меньшую популярность получили и следующие проекты с орнитологическими сюжетами. Все они очевидно стали далеким теплым отзвуком воспоминаний детства, однако до статуса настоящих полотен так и не дотянули.
В серии «Гетманы Украины» возвышаются истинно величественные фигуры, чутье к изображению которых появилось от неусыпного изучения архивных и справочных материалов.
— В списке гетманов, составленном Грушевским, — комментирует свои работы Юрий Григорьевич, — насчитывается почти 70 имен. Но портретов тех гетманов осталось значительно меньше, а среди действительно достоверных — тем более. Однако нельзя сказать, что портретов казацкой старшины от начала было мало. Даже во времена полного упадка украинских земель в составе соседних государств парадные портреты — «парсуны» хранились во многих барских имениях, поскольку ими владели потомки казацкой старшины. Особенно большое количество таких частных собраний было на Левобережье, бывшей Гетманщине. Естественно, немало «казацких вождей» были нарисованы в монастырях, бывших пристанищах воинской старости. Так, в уничтоженном во время оккупации диверсантами-чекистами Успенском соборе Киевско-Печерской лавры были изображения многих гетманов. А среди них — и портрет Богдана Хмельницкого и Ивана Мазепы в полный рост.
Но когда большая часть марочных портретов с атмосферой того времени появилась, в большой степени благодаря простому их «изучению», то есть фильтрованию и художественной компеляции уже существующего, то, скажем, появлению «Данила Апостола» предшествуют собственные жизненные впечатления. Так, в различные периоды Юрию Логвину довелось побывать в тех местах, где в свое время останавливался, жил и работал гетман, или же приходилось почти касаться вещей, которые непосредственно принадлежали этому великому человеку (с особым восторгом вспоминает художник, когда в одном из маленьких краеведческих музеев увидел по-настоящему раритетно ценностный каптан, снятый с гетмана уже после его смерти, вид которого, хотя уже и прошло немало лет, художник до сих пор может воспроизвести в самых мельчайших деталях. — Авт. ) Незаурядное впечатление произвели на автора и тогдашние посещения Собора Святого Петра (XVI ст.) в Риге и руин Ливонских замков в Прибалтике, где в свое время довелось побеждать Даниле Галицкому, удивительные истории о котором до сих пор удивляют не одного слушателя. «Уже теперь, вспоминая, — делится художник, — понимаю, что судьба своеобразно как будто подталкивала меня к этой грандиозной работе. И сейчас, когда дело уже завершено, я действительно рад, что все случилось именно так. Мне нравится то, что получилось».