Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поиски «Армении» дали первые результаты

Ученые вплотную приблизились к разгадке одной из крупнейших катастроф Второй мировой войны
14 июня, 2005 - 20:44

Удачно завершилась минувшая неделя для экспедиции департамента морского наследия Украины Института археологии Национальной академии наук. При погружении батискафа «Лангуст» в районе Гурзуфа на глубину 180 метров зафиксированы при помощи фотосъемки на глубине 300 метров некие объекты. Ученые не исключают, что они являются фрагментами теплохода «Армения», который погиб примерно в этом районе 7 ноября 1941 года. Как рассказал журналистам представитель департамента в Крыму Вячеслав Герасимов, сейчас проводится экспертиза снимков, ученые надеются в случае получения ценных данных определиться с датой следующего погружения и местом дальнейших поисков.

Поиски останков санитарного теплохода «Армения» начались в конце мая и представляют большой интерес для мировой морской практики и истории Второй мировой войны. Как известно, потопление немцами теплохода «Армения» в ноябре 1941 года на траверзе Ялты считают крупнейшей морской катастрофой времен Великой Отечественной войны. «Армения» — один из шести однотипных грузопассажирских теплоходов, курсировавших до войны на так называемой Крымско-Кавказской линии. Два из них были построены в Германии, а четыре, в том числе и «Армения», на Балтийском судостроительном заводе. С началом войны «Армения» была переоборудована под санитарное судно. В ноябре 1941 года «Армения» участвовала в эвакуации госпиталей из Севастополя. На борт судна были погружены раненые и врачи 22-х госпиталей. По пути на Кавказ «Армения» получила приказ зайти в Ялту, где на судно погрузили некие секретные ящики и, по неофициальным данным, на теплоход были погружены для эвакуации большинство партийно-хозяйственного актива южнобережных регионов Крыма. С утра в этот день был туман, а потому из-за нелетной погоды авиаторы не выделили самолетов для прикрытия судна с воздуха. Но капитан принял решение под прикрытием тумана выйти в море. Однако в первые же минуты рейса туман рассеялся. Установилась солнечная погода, и черно-белое судно на морской глади было как на ладони. Многие жители Ялты, находившиеся на берегу и в горах, видели, как немецкие бомбардировщики атаковали «Армению», еще не успевшую отплыть далеко от берега. Очевидцы вспоминают, что на судне начался настоящий ад: рассказывают, что крики терпящих бедствие доносились до берега. Теплоход утонул за четыре минуты. По официальным данным, на борту «Армении» находилось около 5,5 тысячи человек. Однако неофициальные источники свидетельствуют, что на судне было еще порядка двух тысяч неучтенных людей, которых взяли на борт по просьбе медперсонала. Спастись удалось лишь восьми пассажирам, которых подобрали катера охраны, одной женщине удалось доплыть до берега самостоятельно. По числу жертв эта катастрофа является одной из крупнейших в истории Второй мировой войны. Она уступает лишь крушению немецкого корабля «Вильгельм Густлофф», потопленного позже знаменитым командиром подводников Маринеско. На «Армении» же погибло около 7,7 тысячи человек. Для сравнения — число жертв «Титаника» составило 1513 пассажиров.

Катастрофа в виду того, что причиной ее стала явная беспечность командования и пренебрежение к человеческим жизням, долгое время советскими историками замалчивалась вообще. Расследование ее по горячим следам фактически не проводилось. Описания содержат много путаных и недостоверных фактов. Только сейчас исследователи начинают открывать неизвестные факты. Так, до сих пор не установлена точно причина гибели «Армении». По главной версии, теплоход погиб под бомбежкой немецких самолетов, тип которых точно не установлен до сих пор. В то же время настораживает стремительность, с которой госпитальное судно ушло под воду. Для того, чтобы гигант в 112 метров длиной и 15 метров шириной ушел под воду за четыре минуты, надо было нанести ему серьезные повреждения, которые не могли быть нанесены авиабомбами сверху. Такие повреждения могли быть причинены только торпедами ниже ватерлинии. Один из наблюдателей выдвинул версию о том, что «Армения» была потоплена самолетом- торпедоносцем «Хейнкель-111», однако такие самолеты были приняты немцами на вооружение значительно позже — только зимой 1942 года. Поэтому исследователи сегодня проверяют версию о том, что самолеты, атаковавшие «Армению» с воздуха, служили только для отвлечения внимания, а на деле роковые повреждения теплоходу были нанесены торпедами, выпущенными с одной или нескольких немецких подводных лодок, курсировавших на то время в Черном море. В таком случае «Армения» в этом рейсе была обречена с самого начала, с момента выхода из Севастополя, поскольку в то время морские транспорты охранялись только надводными катерами. С другой стороны, если бы этот факт действительно имел место, то потопление подлодками столь крупного судна не могло бы не оставить следов в воспоминаниях или документации немецких моряков. В-третьих, пока точно неизвестно даже место гибели «Армении». По данным ученых, катастрофа произошла в 20 милях от крымских берегов в районе Медведь-горы (Ялта). Однако это противоречит рассказам свидетелей, которые утверждают, что легко могли наблюдать катастрофу невооруженным глазом из Ялты и с близлежащих гор и что даже могли слышать крики паникующих пассажиров. К тому же, в холодной воде спасшаяся с «Армении» женщина не могла проплыть 20 миль. Скорее всего, катастрофа произошла значительно ближе к берегу, о чем свидетельствуют и результаты поисков: первое — далекое — погружение батискафа 27 мая не обнаружило никаких следов потопленного теплохода. Вероятные останки обнаружены во время второго погружения значительно ближе к берегу. Поэтому только установление точного места гибели останков «Армении» и исследование всего, находящегося на ее борту, в том числе характера повреждений корпуса, даст возможность ответить на вопрос о причинах гибели «Армении». В то же время некоторые аналитики высказывают мнение о том, что советские подводники уже могли после войны совершить секретную экспедицию к месту гибели «Армении» с целью поднять секретные документы и ценности. Однако сегодня об этом также могло бы быть известно. Скорее всего, советское руководство об этой катастрофе вообще пыталось побыстрее забыть. Поэтому ученые экспедиции полагают, что они недалеки от разгадки тайн одной из крупнейших катастроф Второй мировой войны.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Ялта — Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ