Как уже сообщалось, Госкомстат обнародовал очередные невеселые данные. Нас 47 миллионов 134 тысячи 675 человек. Напомним, 1 апреля украинцев насчитывалось еще 47 млн. 166 тыс. 163 человека. Вместо родившихся в текущем году 136 тысяч 619 младенцев грешную землю покинуло 285 тысяч 868 человек, в том числе 1321 ребенок в возрасте до одного года.
Причины демографического кризиса в Украине давно известны. Высокий уровень смертности — результат низкого качества жизни, охраны здоровья и экологии. И в придачу — не слишком высокий уровень рождаемости. С последним явлением украинское правительство решило бороться посредством увеличения разовых выплат при рождении ребенка. И увеличило. С 1 апреля произведение на свет гражданина нашей страны оценивается в восемь с половиной тысяч гривен. Насколько действенной окажется эта мера, покажет время. Специалисты считают, что определенный эффект она должна возыметь. «Эффект, несомненно, будет, — говорит доктор экономических наук Элла Либанова, — рождаемость повысится года на два-три. Но рассчитывать на то, что она превысит уровень смертности, не приходится. Слишком много у нас пенсионеров и людей из других групп высокой смертности». Директор Института демографии НАНУ Сергей Пирожков тоже прогнозирует скачок рождаемости, но не очень большой.
Будут у больших выплат и побочные эффекты. Как утверждают психологи, возрастет уровень несознательного материнства, то есть появится группа родителей, для которых именно деньги, а не ребенок, станут целью беременности и родов. Ненужные дети будут оказываться на улице или в детских домах. «Издержки сопутствуют любому важному решению, что поделаешь, — говорит Элла Либанова. — В любом случае ребенок, пусть даже брошенный, — лучше, чем аборт».
Словом, проблема с рождаемостью на ближайшее время худо-бедно решена, в отличие от демографической проблемы в целом. Что же делать? Можно позаимствовать западный опыт борьбы с демографическим кризисом. Например, Европа сейчас разрабатывает серьезную программу по привлечению и «приживлению» эмигрантов. Украина пока что не может вернуть даже своих трудовых мигрантов. Но даже если представить себе нашу страну экономически привлекательной, остается еще один нюанс. Поедут к нам не славяне, а представители совсем других этносов. Со своими культурами, религиями, менталитетами. На этот счет существуют разные мнения. Элла Либанова, например, считает, что без мигрантов можно обойтись: «Ну будет нас 45 или пусть даже 40 миллионов. Главное — чтобы эти люди хорошо жили».
Впрочем, украинцы не только вымирают, но и стареют. Эксперты прогнозируют, что скоро количество пенсионеров превысит число трудоспособного населения. По данным Института экономики, при нынешних тенденциях это случится уже в 2020 году. По мнению экспертов, повышение пенсионного возраста частично решит проблему. Допустим, женщинам пенсия будет положена в 57 лет, а мужчинам — в 62. В Грузии, к примеру, не так давно пенсионный барьер преодолел «расстояние» в пять лет. Но такая мера не очень-то популярна у населения. Да и мировая общественность к таким методам относится с осуждением. «Украинское общество еще не готово к этому, — говорит Сергей Пирожков. — Наши люди, выросшие при Советском Союзе, привыкли к тому, что государство должно давать социальные гарантии». Элла Либанова считает, что пенсионный возраст поднимать можно, но только постепенно, мягко. В Институте геронтологии «Дню» заявили, что этот вопрос вообще не тактичен. «Люди морально абсолютно к этому не готовы, — рассказывает ведущий научный сотрудник Нина Вержиковская. — У них слишком мизерные зарплаты и пенсии. Да, большинство женщин в 55 лет еще могут работать. Но они не хотят терять свои привилегии. Я понимаю, что это необходимая мера, но готовить к ней людей придется очень долго».
Словом, быстрого выхода из сложившейся ситуации нет. Нужны долгие усилия по созданию нормально оплачиваемых рабочих мест в стране и возвращению «своих» с заработков, а также плавное, хорошо подготовленное повышение пенсионного возраста. Разумеется, одновременно с увеличением пенсий и продолжительности жизни.