Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Не бояться ударов в ответ»

9 июня, 2005 - 19:45

День прессы, а затем — День журналиста и в старые коммунистические времена, и в годы независимости отмечался в Украине торжественными заседаниями, парадно- скучным докладом, награждением журналистов государственными наградами и бурными аплодисментами. А если не заседать и не хлопать в ладоши? Если попробовать иначе? Например, так: 6 июня каждая редакция старается выпустить самый лучший, самый интересный номер года. Пользы будет больше...

Но это — будущее, которое может быть, а может и не быть. Я же хочу поговорить о прошлом, которого уже не изменить, но из которого можно извлечь науку.

По-моему, именно журналисты, пресса шли и идут в авангарде свободы слова и демократии, решая поставленную в декабре 1991 года задачу — перестроить общественное сознание, вывести людей из состояния социальной апатии, вернуть им надежду. Очень многого сделано за тринадцать лет независимости. Заметно изменилась пресса. Это можно сказать, не кривя душой.

И все-таки «чувство глубокого удовлетворения», то самое знаменитое «шестое чувство» советского человека сегодня в независимой Украине явно отсутствует. Мы только в начале пути, только начинаем учиться писать по совести, говорить иногда правду, не вздрагивать при каждом «руководящем» телефонном звонке.

Большую обеспокоенность вызывает тот факт, что нужно было вмешательство международных общественных организаций, чтобы журналисты правильно отреагировали на убийство Гии Гонгадзе. Недоставало политической зрелости, политического мужества, чтобы проявить самостоятельность мнения. Стоило бы проанализировать эти уроки.

И главный урок, по-моему, состоит в том, что журналисты должны намного активнее, смелее, настойчивее противостоять давлению тех, кто пытается «приструнить прессу», ограничить свободу слова, кто, действуя по «классической» административно-командной схеме, навязывает газетам и журналам свои мысли и оценки. И до сих пор еще пытаются снимать со страниц газет (иногда не без успеха) острые, принципиальные материалы. До сих пор находятся под запретом (чаще под полузапретом) многие «неприятные» факты и особенно — их анализ. Аргументация также «классическая»: «могут неправильно понять», «хватит «критиканства», «нужно воспитывать массы на положительных примерах». Тысячу и один раз мы все это слышали. Разделять украинских людей на избранных, которые все понимают и потому имеют право все знать, и аморфную «массу», которая должна получать информацию по «карточкам» государственной власти, — значит, набрасывать узду на развитие демократии, тормозить независимость и свободу слова. Поэтому борьба за сокращение и ликвидацию «запретных зон» продолжается...

Что же касается нотаций по части «положительных примеров», то это одна из форм, при помощи которых «механики торможения» хотели бы вывести из-под удара «механизм торможения». Нельзя позволить им сделать это.

Драгоценные крупицы нового опыта, нового отношения к работе, нового мышления во всех сферах общественной жизни никогда не исчезали с поля зрения журналистов. Но чтобы перестраивать, нужно убрать все старое, что мешает преобразованию общества, преобразованию нас самих. В этом важнейшая социальная роль критики. Беда наша отнюдь не в том, что «много» критики. Беда в том, что критика часто плывет по поверхности явлений, ограничивается сенсационными «примерами». Наступило время, наверное, идти внутрь: от последствий — к причинам, от «примеров» — к структурам и порядкам, которые порождают эти примеры. И настало время более жестко и требовательно подойти к эффективности критических выступлений прессы. Те, кого критикуют, — тертый народ. Учатся, приспосабливаются. Возводят вокруг себя бумажные стены отписок, а еще надежнее — натравливают на редакции, на журналистов разные проверяющие службы. А читатели, я это чувствую из писем, начинают возмущаться: критикуете, а пользы нет.

Что же делать, чтобы была польза? У меня нет готового ответа. Может, стоило бы внести соответствующую статью в действующий закон о прессе. Может, есть смысл обсудить этот вопрос на очередном пленуме правления Национального союза журналистов Украины. В общем, здесь есть над чем подумать.

За независимость, за новую прессу, за свободу слова, за дело демократических сил нужно бороться, бороться ежедневно. И не бояться ударов в ответ. Тогда победим!

Василий НИБАК, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ