В Киеве на улице Горького, 7 — показательные изменения. Совсем недавно здесь развевались российские флаги и был расположен «Русский клуб» — площадка московского пиара в поддержку Виктора Януковича. Теперь здание украшает флаг Беларуси. Причем не нынешний государственный, а исторический и оппозиционный бело-красно-белый. При содействии Украинской народной партии здесь на прошлой неделе открылся Центр украинско-белорусского партнерства. В рамках его деятельности планируется издавать газету, создать белорусскую радиостанцию, институт белорусского языка, а также сформировать группу профессиональных наблюдателей для президентских выборов, которые должны состояться в Беларуси в 2006 году, сообщила пресс-служба УНП. В бывшем доме российских политтехнологов лежит брошюра лидера Белорусского народного фронта Зенона Позняка об «извечной войне белорусов с Россией», к стене прислонена гитара, на столе — бутерброды: украинская колбаса на белорусском хлебе...
Украинская организация «Студенческое братство», по словам ее руководителя Олега Яценко, вместе с коллегами из Польши и Литвы добивается от Еврокомиссии и Кабинета Министров Украины содействия бесплатному обучению в нашем государстве тех, кто подвергается в Беларуси политическим преследованиям. Вчера в Центре украинско-белорусского партнерства прошла соответствующая конференция. Накануне корреспондент «Дня» встретилась с белорусами, которые принимали участие в открытии центра, — представительницами Объединения белорусских студентов Волей Кузьмич и Яней Бурой и координатором информационного ресурса studenty.by Юрой Сидуном. На вопрос, на каком языке мне лучше говорить, они единодушно ответили — на украинском. Отвечали также принципиально — на чистом белорусском.
«По моему мнению, в Беларуси хорошее образование, есть много университетов — государственных и негосударственных, очень хорошие преподаватели, но большая проблема, что университеты дают теоретические знания и никакой практики. Например, некоторые преподаватели экономики, которые еще при СССР преподавали политэкономию, сегодня совсем не ориентируются в ситуации, — говорит Воля. — Конечно, в государственных университетах больше давления. От тебя требуют не углубляться в политику, быть каким-то клоном, тупо записывать лекции. Уже второй учебный год у нас преподают предмет «Белорусская государственная идеология». Конечно, студенты часто пытаются прогулять эти лекции. Поэтому в Экономическом университете очень хитро сделали — первые пять минут пары по экономической теории преподаватель обязан читать эту «политинформацию». Нередко студентов исключают по политическим мотивам. Например, в эти дни на журфаке Белорусского государственного университета — этот факультет один на всю страну — работники администрации президента разбираются со студентами, чья профессиональная практика им не нравится».
Участились в Беларуси попытки ограничить пользование студентов интернетом. По словам Воли, Яни и Юры, в некоторых университетах это просто запрещено: всемирная паутина — только для преподавателей. «Между прочим, отдельный отдел в белорусских «органах» занимается тем, что провоцирует политические дискуссии на интернет-форумах, в том числе — студенческих», — говорит Юра.
Стипендия у белорусских студентов, по их словам, довольно высокая. «После прошлых президентских выборов, когда молодежь не поддержала Лукашенко, он кроме курса государственной идеологии ввел повышенную стипендию для избранных, а среднюю повысил до $25- 30. Но все же жизнь в Беларуси сейчас дороже, чем в Украине», — отмечает Юра.
Как известно, недавно Александр Лукашенко решил переименовать минский проспект имени белорусского первопечатника Франциска Скорины в проспект Независимости, а проспект имени партийного деятеля советских времен Петра Машерова — в проспект Победителей. «Около 90% выступают против этой новации. Своим решением Лукашенко объединил и националистов, которые защищают Скорину, и коммунистов, которые за Машерова, — говорит Воля. — Переименование — абсолютная глупость, но по моему мнению, это определенная разведка боем, — до выборов осталось полтора года, и Лукашенко решил посмотреть, какой может быть реакция людей. На акции протеста против переименования приходят по нескольку десятков человек — но хорошо, что они приходят ежедневно!» «Дочь Машерова — в оппозиции и это, может быть, просто месть ей со стороны Лукашенко», — прибавляет Яня.
«Белорусы не спешат выходить на улицы, — говорит Воля. — У нас же все так по-европейски: чисто на улицах, деревья растут, по телевидению красиво рассказывают... Когда мы проводим наши студенческие акции — на нас смотрят искоса. Но когда мы протестуем против выселения из общежитий — люди присоединяются. Думаю, понемногу, проникаясь социальными проблемами, люди будут выходить. К сожалению, мне кажется, что у нас не будет такого мирного варианта, как в Украине. Лукашенко проанализировал украинский пример, в частности, то, что милиция перешла на сторону демонстрантов, — и теперь белорусские внутренние войска не имеют права не выполнять даже преступный приказ президента — стрелять в людей».
По словам белорусских студентов, экспортировать украинские революционные методы в их страну невозможно — слишком разные системы. «Просто чем больше вокруг демократических примеров, тем лучше для Беларуси. В ситуациях — действительно кардинальная разница, но ведь мы — похожие люди. Для нас полезен ваш опыт, потому что в студенческой среде ситуация очень похожая. И еще для нас очень важно, как будет развиваться ситуация в Украине, потому что наша власть и СМИ невероятно раздувают малейшие ваши проколы. Поэтому мы очень хотим, чтобы Украина действительно шла правильным курсом», — говорит Воля. Киевский центр, по словам студентов, это «место, где можно свободно собраться, провести семинар или другое мероприятие». Потому что в Беларуси оппозиции сложно снять помещение. Например, «выборы кандидата в президенты происходят в лесу, а вокруг бегают кагэбэшники с камерами».
Объединение белорусских студентов — внепартийная организация. Своими оппозиционными политиками молодежь недовольна. «У наших оппозиционеров действительно очень низкие рейтинги, но обнадеживает то, что около половины белорусов готовы были бы проголосовать за реального конкурента Лукашенко, если бы знали такого человека. То, что оппозиционные партии очень медленно проводят процесс объединения, нас очень беспокоит», — говорит Воля.
Недавно в одном из российских издательств вышла русская версия книги знаменитого белорусского писателя, фронтовика Василя Быкова — «Час шакалов». Это — художественное осмысление лукашенковской Беларуси, которое успел сделать ныне покойный классик. Можно ли будет найти эту книгу на его родине? «Думаю, она будет распространяться подпольно», — говорит Воля. «Многие книги западных авторов, которые есть в книжных магазинах Киева, можно приобрести и в Минске, — объясняют ребята. — Проблемы — с белорусскоязычной литературой, ее почти нет, того же Быкова у нас продают как русского классика».
Что же касается поп-культуры, то белорусские студенты говорят, что очень радовались провалу Анжелики Агурбаш на «Евровидении». Болели за Наталию Подольскую — белоруску, которая выступала за Россию. Анжелику же Агурбаш студенчество белоруской не считает и говорит, что ее продюсер Киркоров и российский богач-муж — явно не та команда, с которой можно выиграть «Евровидение». По словам студентов, Лукашенко просто бредил идеей провести «Евровидение» в Минске накануне президентских выборов 2006 года, поэтому Агурбаш организовали огромный промо-тур по Европе. Но не помогло... «А вот много наших групп не имеют возможности выступать в нашей стране, особенно те, которые поют на белорусском языке», — вздыхает Юра.