На днях (2 июня) исполнилось ровно полвека космодрому Байконур. На расположенном в казахских степях полигоне Тюра-Там (Байконуром он стал называться только через 10 лет после основания) делала свои первые «космические шаги» и Украина. В 60-х годах на космодроме проходили испытания боевых межконтинентальных ракет и космических ракетоносителей конструкции Михаила Янгеля, в которых, кстати, участвовал как инженер-испытатель и будущий президент Украины Леонид Кучма.
Огромная территория в приаральских Каракумах, отведенная под космодром Байконур, позволяла строить технические и стартовые комплексы для испытаний ракетно-космических комплексов с учетом требований их малой уязвимости при возможном применении термоядерного оружия, как тогда говорили, «вероятного противника». Отсюда — и большая разбросанность ракетно-космических комплексов друг от друга.
На Байконуре исторически сложилось так, что каждый главный или генеральный конструкторы, представляющие свои ракетно-космические школы, располагали наземную инфраструктуру для испытания ракетно-космической техники в отдельных регионах огромного космодрома. На 41-й площадке традиционно базировалась украинская экспедиция — от конструкторского бюро «Южное» и «Южного машиностроительного завода» (г. Днепропетровск) во главе с Михаилом Янгелем, затем — с Владимиром Уткиным, а ныне — со Станиславом Конюховым. Техническая позиция именно этой площадки традиционно использовалась с начала 60-х годов прошлого столетия для испытаний ракетоносителей и космических аппаратов производства ПО «Южмаш».
С распадом Советского Союза фактически были свернуты и совместные космические программы. Однако, словно ожидая своего часа, Байконур продолжал жить своей, хоть и несколько изменившейся, жизнью. Начало экономического подъема, осознание, что развитие космической отрасли — это не только большие капиталовложения, но и немалая прибыль от реализации крупных коммерческих космических проектов, наличие у России и Украины высоких «космических» технологий, расширяющееся международное сотрудничество вдохнули в Байконур новую жизнь. Недавно мне удалось побывать на космодроме, которому я отдал многие годы своей военной службы.
Конечно, тяжелое в экономическом плане время оставило свой след: военные городки, состоящие из комплекса зданий, разрушаются от времени; законсервированы не используемые стартовые и технические комплексы. Но часть гостиниц сохранилась, и в них сейчас проживанют специалисты, прибывшие для работы на Байконуре.
На 41-й — «украинской» — площадке идеальный порядок: как на прилегающей внешней территории, так и в зале монтажно-испытательного корпуса. Установленная в испытательном зале камера чистоты отвечает всем современным требованиям к чистоте воздуха окружающей среды при работе с космической техникой. Причем, если раньше вопросы поддержания чистоты и порядка было возложены на испытательные части, то теперь этим занимаются сотрудники оборонно-промышленных предприятий, которые в тяжкий час недофинансирования ракетно-космической отрасли взяли эту нелегкую обязанность на себя. Теперь именно им достается «на орехи» от приезжающего высокого начальства за выявленные начальствующим оком недостатки. На территории, прилегающей к монтажно-испытательному корпусу, установлен памятник Михаилу Янгелю. Недалеко от него на флагштоках реют флаги России и Франции, которые сотрудничают в совместных космических программах с Украиной. В монтажно-испытательном корпусе идет подготовка украинского ракетоносителя «Зенит». Неподалеку от него, в жилой зоне, в достаточно комфортабельной гостинице проживает большая группа украинских специалистов, занятых в испытаниях техники. Время моего пребывания на 41-й площадке совпало с началом обеденного перерыва. Водитель нашей машины, кивнув на дружно идущую большую группу людей, сказал: «Украина пошла на обед». По старой байконурской традиции командированные с целью экономии обеденного времени и денег живут так называемым «колхозом» — сбрасываются в общий котел. Получается вкусно и недорого.
Представители Украины — ГКБ «Южное» и ПО «Южмаш» — прочно закрепились на Байконуре и готовятся расширить свое присутствие: еще в прошлом году на самом высоком уровне обсуждался вопрос о создании дополнительных рабочих мест на космодроме для украинских специалистов в связи с реализацией проекта «Наземный старт». Речь идет об использовании, начиная с осени 2005 года, украинского ракетоносителя «Зенит», способного выводить на околоземные орбиты полезные грузы массой до 14 тонн.
В целом, несмотря на тяжелые времена, удалось сохранить бесценный опыт испытаний ракетно-космических систем, за десятилетия накопленный военными и гражданскими специалистами на Байконуре. Это внушает надежду на ракетно-космическое будущее космодрома, на казахской земле которого живет и работает космическая Украина.