Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не откупаться нужно. А доказывать в суде, кто заказчик и исполнители

3 июня, 2005 - 20:11

На днях в процессе, который можно было бы условно назвать «власть и дело Гонгадзе», появился новый нюанс. Как известно, в Европейском суде по правам человека с 16 сентября 2002 года находится иск Мирославы Гонгадзе, в котором жена погибшего журналиста обвиняет украинскую власть в неподобающем расследовании убийства ее мужа. 31 мая премьер-министр Украины Юлия Тимошенко подписала распоряжение Кабмина, согласно которому украинское правительство готово признать, что «сожалеет по поводу действий, которые привели к направлению заявления по поводу исчезновения и убийства мужа госпожи Гонгадзе»; обязывается «принять все необходимые меры к продолжению тщательного расследования обстоятельств убийства Г. Гонгадзе с целью привлечения к ответственности всех лиц, виновных в осуществлении преступления»; предлагает «добровольно выплатить госпоже Мирославе Гонгадзе сумму в размере сто тысяч евро как доказательство дружеского урегулирования вышеуказанного дела». В декларации, которая предлагается к подписанию сторон, говорится и о том, что эта сумма «включает возмещение любого (!) материального и морального ущерба, а также всех расходов». После подписания декларации «заявительница теряет право на какие-либо жалобы против Украины...», то есть принятие Мирославой Гонгадзе этого предложения будет означать «окончательное решение этого дела».

Однако сама Мирослава Гонгадзе подобный «оптимизм» украинского правительства не разделяет. По ее мнению, заключение мирного соглашения с правительством Украины может повредить рассмотрению дела в суде. «Предъявляя этот иск, я ставила цель заставить украинскую власть в полном объеме и до конца расследовать убийство Георгия и наказать исполнителей этого преступления, заказчиков и должностных лиц, которые своими преднамеренными действиями или преступной бездеятельностью препятствовали надлежащему расследованию убийства», — отметила Мирослава в своем комментарии (www.imi.org.ua). Она напомнила также, что вопрос о компенсации за моральные страдания пострадавшим от преступления в иске не значится и «находится в компетенции Европейского суда, который решает его, используя существующие европейские стандарты». «Стандарты Европейского суда требуют от обеих сторон процесса вести любые переговоры путем посредничества суда, — отметила также вдова Георгия Гонгадзе. — Поэтому до принятия решения суда я как истец не могу комментировать процесс урегулирования этого спора, и это требование касается и украинского правительства. Обнародование какой-либо информации по этому вопросу может трактоваться как давление». «Если же украинское правительство действительно желает скорейшего урегулирования спора в Европейском суде, то самым эффективным путем для этого будет выполнение Президентом и правительством взятых на себя обязательств относительно полного раскрытия убийства моего мужа и наказания исполнителей и заказчиков преступления», — отмечает Мирослава Гонгадзе.

Вот с выполнением этих обязательств у власти как раз проблемы. Создается впечатление, что после резонансных заявлений Президента и генпрокурора о том, что убийство Гонгадзе вот-вот будет раскрыто, дело не продвинулось ни на йоту. «Была большая надежда на показания генерала Кравченко. Но он ушел из жизни, — жалуется, касаясь в одном из последних интервью темы заказчиков убийства журналиста, глава СБУ Александр Турчинов. — Остается такой серьезный свидетель, как Пукач... Для нас главное, чтобы он был жив и дал показания». Это, очевидно, нужно понимать так: если Пукач, не приведи Господи, умрет и не даст показаний, дело окончательно зайдет в тупик. В то же время, идти на следующие выборы с таким грузом, как нераскрытое, несмотря на обещания, убийство журналиста, власти, конечно, невыгодно. Тем более, что победа на выборах-2006 является, судя по всему, главной задачей нынешних власть имущих. Ради этого создается «сверху» «партия власти», ба, даже, властная избирательная коалиция. Куда, кстати, приглашаются политики, чья роль по делу Гонгадзе все еще выяснена не до конца... Отсюда и возникают определенные идеи заключить со вдовой Георгия Гонгадзе «мировую», которую потом предъявить мировой общественности. Но мир ждет, как метко высказался в интервью «Дню» народный депутат Украины Иван Бокий, от Украины другого — там на дело Гонгадзе смотрят, как на «лакмусовую бумажку» украинской демократии. Использует ли нынешняя украинская власть шанс достойно ответить на этот вызов?

Марьяна ОЛЕЙНИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ