Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мастер «белого оружия»

Клинки Александра Ткаленко единственные в мире имеют синий цвет и считаются произведениями искусства
24 мая, 2005 - 20:44
ВЕСЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ НОЖЕЙ СОСТОИТ ИЗ ДВЕНАДЦАТИ ЭТАПОВ. ДВА ГОДА НАЗАД АЛЕКСАНДР ВСЕ ДЕЛАЛ САМ. СЕЙЧАС У НЕГО ЕСТЬ ШЕСТЬ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Работы мастера из г. Антрацит Луганской области Александра Ткаленко получили признание ценителей не только в Украине, но и в целом мире. Александр делает клинки. Клинки, которыми можно перерубить знаменитую златоустовскую сталь. Шедевры, при изготовлении которых автор применяет возрожденную им старинную технологию украшения маршальского наградного оружия. Как так случилось, что любимое дело стало для Александра профессией?

— Мой отец — заядлый охотник, у него была коллекция ножей, — рассказывает Александр Ткаленко. — Они были моими любимыми игрушками. Школьные тетради я разрисовывал эскизами разных видов холодного оружия — «белого оружия», как его называют в отличие от огнестрельного. Свой первый нож я смастерил в третьем классе, тайком, из пинцета. Кстати, до сих пор храню его как талисман. Источником необходимых знаний стал для меня журнал «Охота и охотничье хозяйство» — единственное издание, где печатались статьи об охотничьих ножах.

Первый полноценный охотничий нож Александр изготовил в десятом классе. Его купил знакомый охотник за большие по тем временам деньги — 50 рублей. Именно тогда юный мастер понял, что его труд нужен людям. В то же время, знатоки отметили утонченность и эргономичность изделий Ткаленко. Служба в армии также помогла Александру развить свой талант: сначала в полигонной мастерской, потом — в разведке, где Александр приобрел практические навыки по владению ножом.

Вернувшись из армии, в 1995 году Александр вынужден был отправиться на заработки в Чехословакию. Работал в гостинице, а в свободное время гулял по городу. И однажды познакомился с мастерами, которые изготавливали ножи прямо на глазах у заказчиков. Это так впечатлило Александра, что он решил с того дня профессионально заниматься любимым делом. Вернулся домой, устроился работать на шахту, а в свободное время совершенствовал свое мастерство. Начав с реализации мелких партий ножей через охотничьи магазины Ростова-на-Дону, со временем мастер стал получать заказы от знатоков-коллекционеров и музеев на реставрацию антикварного оружия, изготовление так называемых реплик — копий старинных сабель и шпаг. Наиболее значительной реставрационной работой Александр считает восстановление клинка богато украшенной сабли ХVIII века для Ростовского краеведческого музея.

Однажды начинающему мастеру предложили участвовать в выставке народных мастеров в родном Антраците. Александр говорит, что это для него было чем- то необычным, потому что все его работы имели только функциональное направление. Чтобы быть достойно представленным на выставке, он с головой ушел в старые каталоги и книги, выискивая забытые рецепты художественной обработки металла. Клиночника поразила технология украшения наградного оружия для высшего офицерского состава армии Российской империи — «воронение синего побега», по которому специализировались златоустовские мастера в 20-е годы минувшего века. Год бился он над секретом создания этой красоты, и таки добился своего — методом проб и ошибок. Теперь его клинки единственные в мире имеют синий цвет. Сначала Александр украшал в такой технике только ножи, а потом начал работать с длинными клинками (до 90 см). Поэтому все выставочные работы Ткаленко считаются высокохудожественными. Это не холодное оружие — Александр следует всем, предусмотренным законом, нормам. И странно было бы, если бы кто-то приобрел, например, «Медведя» — нож, украшенный бриллиантами, серебром в позолоте, с рукоятью из бивня моржа — для того, чтобы использовать этот шедевр ценой в три тысячи условных единиц в качестве орудия убийства.

Для изготовления ножей Александр Ткаленко использует нержавеющую сталь марки 40х13, в некоторых случаях — марки 65Г. Весь технологический процесс состоит из 12 этапов. Первый — это, конечно, возникновение творческого замысла, образа будущего шедевра. Второй — многократная проковка металла для придания ему необходимой прочности. Затем клинок проходит закалку. После грубой обработки Александр делает разметку канавок по клинку, так называемых долов, которые делают клинок более легким. Эти долы протачиваются — сначала грубым отрезным кругом, потом резиновым с бриллиантовым напылением. Клинок затачивается, делается хвостовик для крепления эфеса. Потом — два этапа полировки, после чего начинается украшение. Наносится защитный слой будущей гравюры — узор на клинке обычной водоэмульсионкой или киноварью, процарапываются мелкие детали. Затем наступает очередь электролиза, который углубляет рисунок, делает его рельефным. Полученная таким образом гравюра покрывается золотом или серебром. К тому же, Александр украшает свои ножи драгоценными металлами и камнями, делает рукоятки из бивня мамонта, моржовой кости, зубов кашалота, ценных пород древесины. Так что его выставочные работы давно утратили свою утилитарную ценность, они существуют только для того, чтобы радовать глаз.

В Антраците у Александра уже есть группа единомышленников, влюбленных в свое дело. Это мастера по литью, кузнец, скульптор, ювелир и 14-летняя художница Юлия Донченко, которая делает эскизы для гравюр на клинках. Помогает Александру также брат Вадим. Два года назад Александр все делал сам. Сейчас также мог бы замкнуть весь цикл на себе — не владеет он только ювелирным искусством. Но, во-первых, замедлился бы творческий процесс, а во-вторых, Александр считает, что в ответе за талантливых людей, которые помогают ему. Потому что в Антраците, как и в других шахтерских городах Луганщины, роботу найти довольно трудно. А Ткаленко дает возможность зарабатывать шестерым своим землякам.

Мастер не останавливается на достигнутом. Он постоянно в поиске. Освоив вакуумное литье, пытается изготавливать дамасскую сталь, модную нынче в ножевых изделиях. Верит, что найдет свой рецепт сварки и закалки.

Год назад 30-летний антрацитовец получил звание народного мастера самодеятельного декоративно-прикладного искусства Луганщины. Теперь он имеет право реализовывать свои изделия без налогообложения. Иначе ему бы пришлось регистрироваться как частному предпринимателю. Но теперь все упростилось. Он может зарабатывать, содержать семью, развивать свое дело. Хобби, ставшее профессией, — идеальный вариант для творческого человека! Нужно только найти свою нишу, стать лучшим в деле, которое ты определил для себя приоритетным, считает Александр Ткаленко — и успех придет.

Елена ТКАЧЕНКО, Луганск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ