Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Операция «Аргонавт» и Украина

Ялта-45: споры, загадки, коллизии
1 апреля, 2005 - 20:35
1945 ГОД. СТАЛИН И ЧЕРЧИЛЛЬ. ДВА ЛИДЕРА, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ И «ЧИНГИСХАН С АТОМНОЙ БОМБОЙ», ДВА ВОЕННЫХ СОЮЗНИКА, ДВА ПОЛИТИЧЕСКИХ ВРАГА

1 марта 2005 г. исполнилось 60 лет с тех пор, как президент США Ф. Рузвельт доложил американскому конгрессу об успешном завершении операции «Аргонавт». Этим названием была, учитывая требования безопасности, зашифрована в переписке глав великих держав антигитлеровской коалиции — США, Великобритании и СССР, Крымская конференция, которую Ф. Рузвельт, У. Черчилль и Й. Сталин провели 4 — 11 февраля 1945 г. в г. Ялта (Крым).

Уже несколько десятилетий продолжается дискуссия вокруг этого события, его хода и значения. Оценки — разные, иногда противоположные, от одобрения до резкой критики. Не очень повезло и его главным действующим лицам. В США нередко звучат претензии к Ф. Рузвельту за чрезмерную уступчивость И. Сталину. Вносятся даже предложения снять портрет этого президента с монеты в два цента.

Не все в Великобритании одинаково воспринимают деятельность У. Черчилля. Памятник ему на Трафальгарской площади Лондона многим кажется несоответствующим роли этого деятеля. Он изображен как мрачный, недовольный всем и вся человек, чья фигура едва удерживается в вертикальном состоянии благодаря опоре на массивную палку. И. Сталина справедливо обвиняют в страшных преступлениях, которым не может быть прощения. Ф. Рузвельт умер 12 апреля 1945 г., не дожив до победного окончания Второй мировой войны. Его нередко упрекают в неумении из-за плохого состояния здоровья отстоять в Ялте интересы США. У. Черчилль под громкие обвинения оппонентов проиграл вместе со своей партией парламентские выборы в июле 1945 г., сразу же после окончания военных действий в Европе и в разгаре битв на Тихом океане. После смерти И. Сталина 5 марта 1953 г. были разоблачены многие его злодеяния, своевольные действия, созданная им система управления обоснованно осуждена. Не вдаваясь в оценки всей жизни каждого из названных деятелей, которым суждено было в 1945 г. принимать в Ялте судьбоносные решения, все же отметим, что история — сложна и многозначна. Отдельные личности, какие бы посты они ни занимали, — только участники гигантского по размаху исторического процесса. И оценивать каждого из них необходимо в контексте соответствующих событий и явлений с учетом реальной роли конкретного деятеля в конкретном событии. С научной точки зрения тут неприемлемо упрощенное, так сказать, детское восприятие: хороший — плохой, добрый — злой. Исторические события имеют преимущественно противоречивый характер, требуют для их осмысления использования не двух красок (белое — черное), а всей гаммы цветов, показа реальных последствий явлений. Позитивная оценка конкретного действия какого-то исторического персонажа не исключает негативного отношения к недостойным его поступкам. И наоборот.

Подготовка Крымской конференции глав великих держав началась с предложения президента США, который 19 июля 1944 г. в послании председателю Совнаркома СССР писал: «Поскольку события развиваются так стремительно и так успешно, я думаю, что по возможности как можно скорее следовало бы устроить встречу между Вами, Премьер-министром и мной». 20 июля эту идею поддержал премьер Англии У. Черчилль. И. Сталин сначала послал каждому из них свою фотографию, намекая: «Я вступаю в Европу», вынудив союзников к благодарности за необычный презент и неуверенным тревожным размышлениям об его значении. И только через неделю сообщает о желательности предлагаемого совещания, но возражает против его проведения за пределами своей страны, поскольку «лишен возможности выехать из Советского Союза и оставить руководство армиями на самое короткое время». Рузвельт заявил, что «готов куда угодно лететь или ехать для такой встречи». Склонный не оставлять без ответа любые шаги партнера, он передал Сталину через посла США в Москве свой бюст, давая понять: «Я тоже уже в Европе» (после открытия второго фронта). В ходе дальнейших дискуссий помощник президента США Г. Гопкинс предложил провести совещание в одном из городов советского черноморского побережья. Ф. Рузвельт принял эту идею, согласовал ее с У. Черчиллем и в конечном итоге И. Сталин согласился на встречу в Крыму в г. Ялта.

По предложению У. Черчилля будущую конференцию зашифровали кодовым названием «Аргонавт». Была использована древнегреческая легенда о героях, которые на корабле «Арго» предприняли путешествие в черноморскую Колхиду за мифическим золотым руном. 22 января 1945 г. Ф. Рузвельт в глубокой тайне отплыл от берегов США на борту тяжелого крейсера «Куинси». 2 февраля он прибыл в порт Ла- Валетта (остров Мальта), где его ожидал У. Черчилль, прилетевший сюда раньше. В тот же день на их обеде в каюте американского корабля были окончательно согласованы позиции обеих стран на встрече с третьей стороной. В частности, договорено, по свидетельству У. Черчилля, о нежелательности, «чтобы русские оккупировали в Западной Европе больше необходимого».

1 февраля И. Сталин спецпоездом под усиленной охраной прибыл из Москвы в Симферополь. В тот же день он отправился в Ялту, сделав по дороге короткую остановку в Алуште. Местом пребывания советской делегации стал Юсуповский дворец, который находился между Ливадией и Алупкой. Отсюда он отправил короткую радиограмму Черчиллю: «Я уже на месте».

Глубокой ночью с 2 на 3 февраля с аэродрома на о. Мальта через каждые 10 минут поднимались транспортные самолеты, чтобы в сопровождении эскорта двухфюзеляжных истребителей Локхид «Лайтинг» дальнего радиуса действия переправить в Крым американскую и английскую делегации, в которые входило около 700 человек. Они направлялись по маршруту в 2 тыс. километров через Черное и Средиземное моря на военный аэродром около г. Саки в Крыму. Здесь была взлетно-посадочная полоса длиной в 1400 м с твердым покрытием (редкость в те времена), что давало возможность принимать тяжелые самолеты, в том числе новейшие бомбардировщики «Летающая крепость». Перелет, приземление, передвижение по Крыму и само проведение конференции были довольно опасным делом. В феврале 1945 г. полуостров, его объекты, воздушные и наземные пути находились в радиусе действий немецкой авиации, которая базировалась в Северной Италии, Австрии, Венгрии. Нельзя было исключить и попыток фашистов осуществить террористические акты против «большой тройки», как это имело место во время Тегеранской (1943 г.) конференции и в других случаях охоты абвера на руководителей СССР, США и Великобритании. Об этом свидетельствовала и активизация немецкой агентуры в Крыму, от которой требовали, в частности, ежедневной информации о погоде. Фашисты готовили авианалет, чтобы бомбовым ударом обезглавить антигитлеровскую коалицию.

На всякий случай на территории Украины готовилось запасное место для конференции в Одессе. Здесь также оборудовались соответствующие помещения, средства связи, развертывалась охрана. Это служило и отвлекающим маневром, который должен был отвести внимание фашистов от Ялты.

Приземлением утром 3 февраля 1945 г. самолета Си-54 «Священная корова», которым в сопровождении дочери Анны прибыл президент США, была завершена переброска в г. Саки членов американской и английской делегаций. Ф. Рузвельт на открытом вездеходе «Виллис» вместе с У. Черчиллем, который с неизменной восьмидюймовой (длиной в 20 см) сигарой шагал рядом, в сопровождении В. Молотова объехал выстроенный почетный караул, поблагодарил оркестр за хорошее исполнение гимна США. Потом прибывшие позавтракали в подготовленных хозяевами шатрах, где стояли столы со стаканами сладкого чая с лимоном, бутылками водки, коньяка, шампанского, тарелками с икрой, копченой осетриной и семгой, сыром, вареными яйцами, черным и белым хлебом. А затем главы делегаций в советских легковых бронированных автомобилях ЗИС-101 с форсированными двигателями и зашторенными боковыми окнами двинулись на южный берег Крыма. «Путешествие продолжалось, — как свидетельствовал У. Черчилль, — почти восемь часов. Вдоль дороги мы часто видели выстроенных русских солдат (в том числе и женщин), которые стояли отдельными отрядами плечом к плечу на улицах поселений, на главных мостах, в горных ущельях. Когда мы пересекли горы и спустились к Черному морю, мы вдруг почувствовали тепло, яркий солнечный свет. Климат здесь очень мягкий». На Ангарском перевале гостям был предложен обед.

Прибывших поразило опустошение, вызванное войной. По дороге часто встречались полностью разрушенные здания, сожженные автомобили, поезда, подбитые танки и тому подобное. Потом, 1 марта Ф. Рузвельт докладывал конгрессу, что в Севастополе «не уцелело и дюжины домов. Я читал о Варшаве, Лидице, Роттердаме и Ковентри, но я видел Севастополь и Ялту! И я знаю, что на земле не могут одновременно существовать немецкий империализм и христианское приличие».

Основные пленарные заседания (их было восемь) проходили в Большом белом зале Ливадийского дворца. У их участников не было заранее согласованной повестки дня. Было договорено, что каждая сторона сможет внести на обсуждение любую проблему. На конференции отдельно не обсуждался «украинский вопрос», но большинство поднятых тем так или иначе касались Украины. К тому же конференция проходила в Крыму — на территории, которая тогда прилегала к Украине, а сейчас является ее неотъемлемой частью.

На первом заседании, начавшемся 4 февраля в 17 часов, был рассмотрен ход и перспективы военных действий. К февралю 1945 г. нацистов изгнали почти из всех оккупированных ими стран. Но ситуация была сложной. Несмотря на сокращение источников сырья, постоянные бомбардировки с воздуха, военное производство Германии и в 1944 г. продолжало расти. Гитлеровский режим не был окончательно сломлен ни морально, ни материально, ни в военном отношении. Немецкая армия в начале 1945 г. сохраняла высокий потенциал, насчитывая 5,6 млн. человек. Из них только на советском фронте она имела 3,7 млн. чел. личного состава, 56,2 тыс. пушек и минометов, 8,1 тыс. танков и штурмовых пушек, 4,1 тыс. боевых самолетов. В завершающую стадию вступила разработка немецкого атомного оружия.

Стороны обменялись военной информацией, в частности, интерес вызвал советский опыт форсирования водных преград, примененное во время Корсунь-Шевченковской и других операций по освобождению Украины «артиллерийское наступление». Оно заключалось в том, что на участке прорыва сосредотачивалось около 230 пушек на каждый километр. Их мощные удары уничтожали значительную часть живой силы и техники противника. Уцелевшие нацистские вояки были настолько ошеломлены и деморализованы, что не могли сопротивляться, нередко просто разбегались. Положительно было оценено сотрудничество союзников в ходе «челночных операций», которые проводились американской авиацией с июня 1944 г. с использованием авиабаз около Полтавы, Миргорода и Пирятина. Здесь было обслужено 1030 американских бомбардировщиков В-17 — «Летающая крепость», В-24 — «Либерейтор», истребителей сопровождения «Мустанг-1», которые осуществили 2207 боевых вылетов и сбросили на крупные объекты фашистской Германии около 2 тыс. тон авиабомб. Раненых американских летчиков лечили в госпитале в Новых Санжарах (32 км от Полтавы), где были похоронены и те из них, кого не смогли спасти врачи.

Рассмотрев положение на фронтах, главы государств пришли к выводу о необходимости ускорить наступление на всех направлениях, чтобы парировать возможные угрозы нацистов и их союзников в достижении окончательной победы. Было договорено о введении постоянной координации боевых действий союзных армий. До этого их операции нередко не совпадали во времени и направлениях, что позволяло врагу маневрировать имеющимися силами. На проведенных в ходе конференции совещаниях военных штабов был выработан порядок более тесного сотрудничества союзников в этих делах.

Украинский народ был кровно заинтересован в успешном осуществлении намеченных на конференции планов завершения войны. Ведь Гитлер и его прихвостни начали агрессию, которая переросла во всемирное военное противоборство, в значительной мере и из-за попытки захватить богатые украинские земли, превратить наш народ в своих рабов. И только полное поражение фашистов могло спасти наш народ от закабаления и гибели. Во всей действующей Красной Армии количество украинцев за 1943 — 1944 гг. возросло втрое, они составляли 34% личного состава (русских — 51,8%). Героизм и жертвенность наших земляков в завершающих битвах обусловили значительные потери: их удельный вес в Красной Армии ко времени окончания военных действий снизился до 20 — 25%. Не будем забывать, что среди тех, кто поднял флаг Победы над рейхстагом, был и украинец лейтенант О. Берест.

Украинский народ внес значительный вклад в военно-экономическое обеспечение завершения войны. Освобожденная территория республики была прифронтовым тылом действующей армии, отсюда войскам поставлялось много продовольствия, снаряжения. Для нужд фронта работали 30% отстроенных промышленных мощностей Украины. Через нее проходили многие пути снабжения армии всем необходимым.

По настоянию Ф. Рузвельта и У. Черчилля, на конференции было заключено соглашение о вступлении СССР в войну против Японии через два-три месяца после капитуляции Германии. Западные государства были заинтересованы в этом. Ведь японские милитаристы в начале 1945 г. располагали своей армией в 7 млн. человек, более 10 тыс. самолетов, около 500 боевых кораблей против соответственно 1,8 млн. человек, 5 тыс. самолетов и 750 кораблей, составлявших силы США и Англии в Юго-Восточной Азии, на Тихом и Индийском океанах. По расчетам начальников союзных штабов, война с Японией могла продолжаться до 1947 г. и стоить США дополнительно не менее миллиона человек потерь и значительного материально-технического ущерба.

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и «Я».

Владимир ШЕВЧЕНКО, доктор исторических наук, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ