Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Не враждовать, а вместе возрождать духовность общества»

Патриарх Филарет о необходимости создания независимой Поместной церкви в Украине
24 марта, 2005 - 19:59
ПАТРИАРХ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ-УКРАИНЫ ФИЛАРЕТ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Как сегодня представляется, политические события последних месяцев в Украине если и не изменили ситуацию в украинском православии, то и не улучшили. Ведь в водовороте политических страстей Украинские православные церкви Киевского и Московского патриархатов оказались по разные стороны невидимой баррикады, а Украинская автокефальная православная церковь уже долгое время фактически не существует как единое духовное сообщество. Смена власти в стране дала одной части православных надежды на создание независимой Поместной церкви Украины (сбудутся ли эти надежды?), а некоторых других превратила в ожесточенных политических «оппозиционеров», готовых переступить не только законы Украины, но и собственные социальные доктрины ради интересов Московского патриархата.

Об этих и других церковных делах сегодня рассказывает Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет.

— Ваше Святейшество! Недавно Киевский патриархат (КП) обратился к двум другим православных церквям Украины с призывом объединиться. Это объединение — сегодня только лишь желательно или же возможно? На что тут можно рассчитывать? Ведь большая часть епископата Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) — против, православный Восток и Юг — против, Москва — против. Кажется, что тут можно надеяться только на чудо. По вашей информации — какая часть епископата УПЦ МП склонна к объединению и на каких реальных условиях? И в чем будет заключаться сам процесс объединения? Ведь, как известно, священноначалие УПЦ МП фактически отказалось вести переговоры.

— Считаю, что объединения невозможно ожидать без прекращения вражды между православными. Именно поэтому Синод УПЦ КП и обратился к другим православным церквям с христианским призывом — прекратить вражду и вместе возрождать духовность украинского общества. В процессе этой, такой необходимой, совместной работы могло бы происходить сближение церквей. Когда в самой церкви не будет осуществляться учение Христа, к чему тогда мы призываем людей? К этой духовной работе нужно привлекать также представителей других христианских конфессий — греко- католиков, католиков, протестантов. Результатом этой работы может быть истинно христианское отношение друг к другу — независимо от церковной принадлежности.

Реальна ли возможность объединения православия? Думаю, что да. Но для этого необходимо выполнение весьма важного условия, а именно — признание УПЦ КП как Поместной канонической церкви Константинопольским патриархом Варфоломеем I. Для урегулирования украинской православной проблемы это кардинальный вопрос. От этого зависит все — объединение трех православных церквей, стабилизация религиозной ситуации в Украине, характер отношений между церковью и правительством, между церковью и народом.

Поэтому мы и обратились к Президенту Украины — чтобы он содействовал признанию КП как Поместной церкви. А без государства этот вопрос вообще не может быть решен, как об этом свидетельствует история. Например, Польская православная церковь в 1924 году получила от Константинопольского патриарха автокефалию при сильной поддержке и заинтересованности польского правительства. То же касается Русской православной церкви (РПЦ) — она стала независимой в конце ХVI века (1589), главным образом, благодаря стараниям тогдашнего Московского правительства Бориса Годунова. Другие исторические прецеденты также свидетельствуют о том, что православная автокефалия всегда признается по настоянию и при содействии государства. Более того, в канонах записано, что церковные образования зависят от административного деления.

— Но пойдет ли Вселенский патриарх на признание, учитывая ту позицию неприятия, которую заняла Московская патриархия? Осмелится ли Константинопольская архиепископия «переступить» заявления и протесты Московского патриарха? Имеет ли по церковным правилам Вселенский патриарх право признать Поместной ту или иную церковь мирового православия? В процессе избирательной кампании Вселенский патриарх в своих обращениях проявил внимание к Виктору Ющенко, к нашей стране. Он, в частности, поздравил новоизбранного Президента «от лица Матери-Церкви», засвидетельствовал «обеспокоенность современным кризисом Православия в Украине» и, главное, выразил «готовность участвовать в урегулировании этой болезненной ситуации». Но есть ли у него полномочия признать нашу Поместную церковь и, в целом, ту или иную церковь — без согласия других православных церквей? Интересно также услышать, какие церкви мирового православия поддержат Вселенского патриарха в его отношении к проблеме Украинской церкви, а какие выступят на стороне РПЦ? А если при таких обстоятельствах Вселенский патриарх таки признает Поместной УПЦ, то какой реакции он может ожидать от несогласных православных церквей, в первую очередь от РПЦ?

— Прежде всего тут очень важно ответить на вопрос: «Почему мы сейчас обращаемся и возлагаем наши надежды именно на Вселенского патриарха»? Потому, что Константинопольская церковь является фактически Церковью- Матерью Киевской митрополии — Украинской православной церкви. Ведь именно из Константинополя, из Византии, получила в Х веке Киевская Русь крещение, оттуда пришел на нашу землю свет Христианства. И потому фактически Украина является канонической территорией Константинопольского патриархата, а не Московского, как об этом сегодня постоянно твердят московские иерархи, искажая историю. Константинополь, безусловно, может пойти на этот шаг — даст отпускную грамоту и Томос (патриарший документ) о даровании автокефалии украинскому духовенству.

Между прочим, когда в 1924 году Вселенский патриарх Григорий VII предоставил автокефалию Польской православной церкви — по просьбе этой церкви, поддержанной польским правительством, российский патриарх Тихон тогда утверждал, что предоставить автокефалию польским православным имеет право только Поместный собор РПЦ (то же самое мы слышим сегодня). В связи с этим делом Специальная комиссия Константинопольского патриархата на основании исторических документов тогда установила, что присоединение в 1686 году Киевской митрополии к Московскому патриархату произошло вследствие симония (подкупа) и аннулируется. А каноническая территория Московской церкви ограничивается ее «границами» до 1686 года.

РПЦ, однако, привыкла считать Украину своей канонической территорией. Но мы все же надеемся, что Вселенский патриарх пойдет на этот шаг — предоставит Киевской церкви статус Поместной. Как это произошло в 1924 году с Польской церковью.

— Какой может быть реакция Московского патриархата на это?

— Скорее всего, Московская иерархия откажет Вселенскому патриархату в молитвенном единении — запретит молиться вместе с ним в храме, вместе проводить службу, причащаться. Как это было во время Константинопольско-Московского конфликта, связанного с разделом Эстонской православной церкви на две юрисдикции (в наше время). Но это может быть только временным явлением — рано или поздно Московский патриарх будет вынужден пойти на примирение с Вселенским.

— Как отнесутся к этому событию — появлению новой Поместной церкви во Вселенском православии — другие православные церкви мира (их, как известно, сегодня 14 — вместе со Вселенской и Московской церквями)?

— Как мы уже упоминали, предоставить статус Поместной церкви Киевскому патриархату Константинополь может единолично — как Церковь-Мать. Второй шаг — признание Томоса Константинопольского патриарха другими церквями. Невозможно, конечно, стопроцентно прогнозировать реакцию каждой церкви. Но судя по некоторым историческим прецедентам (например, непризнание большинством церквей мира провозглашенной в 1970 году Московским патриархатом автокефалии «Православной церкви в Америке»), можно предполагать, что в украинском вопросе на стороне Вселенского патриарха будут все греческие церкви (Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Элладская, Кипрская и др.). То же самое, вероятно, сделают и Грузинская, Румынская, Албанская, Чехословацкая православные церкви, а, возможно — и Болгарская (Болгария собирается в ЕС). Абсолютно точно можно сказать, что не поддержит нас Сербская церковь.

— В случае подобных коллизий имеет ли какое-то значение численность церкви?

— Нет, не имеет значения. Хочу сказать, что есть еще одно доказательство, позволяющее надеяться на то, что Вселенский патриарх может пойти на провозглашение Украинской Поместной церкви. В прошлом году, выступая на Всемирном русском соборе, Московский патриарх вернулся к старой (начало ХVI в.) концепции под названием «Москва — Третий Рим». Идея ее автора — псковского старца Филофея — заключается в том, что после падения первого (Рим) и второго Рима (Константинополь) первое место в православном мире по праву принадлежит Москве — «Третьему Риму». Хотя, в соответствии с законным и общепризнанным древним диптихом (списком), «первым по чести» в Православии является Константинопольский патриарх, Русская же церковь находится там на пятом месте.

Выступление патриарха Алексия II на Соборе весьма возмутило Вселенского патриарха Варфоломея I. Он назвал теорию «Третьего Рима» «…глупой, высокомерной и нечестивой, возвещающей дух цезаропапизма и ватиканизма. Того, что является абсолютно неприемлемым для Православной церкви… Те, кто говорит о Третьем Риме, являются абсолютно непригодными для поддержания лидирующих позиций Православной церкви — они будут выполнять роль преобразования Церкви из Христоцентрического вероисповедания в феодальную организацию, основанную на применении грубой силы».

Как видим, позиция силы Московского патриархата, его претензии на руководящую роль в мировом православии, кажутся Вселенскому патриарху весьма опасными. В этом свете весьма желательно и эффективно — для сужения этих цезаропапистских тенденций РПЦ — признание Украинской церкви автокефальной. Ведь это, безусловно, уменьшит давление Московского патриархата на Мировое православие, будет содействовать «балансу сил».

Если будет признан статус Киевского патриархата как Поместной церкви, вокруг него начнет собираться украинское православие — УАПЦ, а также часть УПЦ МП — все желающие принадлежать к украинской, а не русской церкви. О них знаем не только мы, Константинополь, но и Москва. Сегодня эти люди боятся, не знают к кому присоединиться. Но когда КП будет признан, он станет точкой притяжения всех действительно украинских православных.

— Как бы вы оценили, хотя бы приблизительно, настроения епископата УПЦ МП — какая часть владык могла бы и хотела при определенных обстоятельствах присоединиться к Киевскому патриархату?

— Думаю, таких людей — половина. После признания нашей Поместной церкви, в течение одного года они перейдут в Киевский патриархат. Уверен также, что из всех приходов, которые имеет сегодня в Украине Московский патриархат (более 10 тысяч), после образования Поместной церкви через 1-2 года останется не более двух тысяч. Еще раз подчеркиваю — это сбудется только в случае признания нашей церкви Вселенским патриархом. Мы отнюдь не против того, чтобы все желающие граждане Украины имели возможность остаться в единстве с Русской православной церковью в Украине. Об этом, кстати, сказал и Путин в Кремле, когда принимал в прошлом году русский и украинский епископат (он говорил о «Русской церкви в Украине»). И не было бы тогда никакого насилия, никакого нарушения закона Украины, который позволяет каждому выбирать себе веру и церковь. То же самое сказал недавно наш Президент. Думаю, что это будет полезным и для самой России.

— Есть ли сегодня случаи перехода отдельных православных приходов из УПЦ МП в УАПЦ и Киевский патриархат?

— Такие случаи были и продолжаются на уровне приходов, на уровне духовенства. Но они немногочисленны — один-два десятка приходов на всю Украину. Люди боятся и ждут развития событий.

— Изменилась ли в стране религиозная ситуация, межрелигиозные отношения, отношения между правительством и церквями после завершения выборов?

— Изменилась. Главное изменение в том, что новая власть действительно считает, что для Украины необходима независимая Православная церковь. Без этого существенных изменений быть не может. Но, с другой стороны, в стране происходят удивительные, казалось бы, вещи. Те епископы УПЦ МП, которые во время выборов Президента заняли незаконную — как по государственным законам, так и по церковным правилам, вопреки Социальной доктрине МП — позицию, отнюдь не отказались от активной политической деятельности. Они не только мечтают, но и готовятся к реваншу на выборах 2006 года. Мы хорошо знаем о том, что делается среди духовенства нескольких восточных и южных областей — в Донецкой, Одесской и других епархиях. Там архиереи открыто выступают против законов украинского государства. Не каются, не меняются.

— Ваше отношение к упразднению Госкомрелигий?

— Я считаю, что тот или иной орган для сотрудничества с церквями в государстве должен быть. Так же думают руководители большинства наших церквей. В какой форме — нужно хорошо думать, изучить опыт других стран. Во Франции, например, сегодня возникла необходимость в подобном органе для регулирования отношений между христианами и мусульманами.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ