Этот коллектив страстно хочет вернуться на рынок. Да и Президент Виктор Ющенко недавно пообещал возродить национального авиаперевозчика. Хорошо бы при этом задуматься над тем, кто может руководить выполнением столь сложной задачи.
Похоже, было не до этого. И на пост главы Госавиаслужбы впопыхах назначили Николая Марченко, ранее также занимавшего этот пост. Это повергло в шок сотрудников «АУ». По мнению начальника службы бортпроводников авиакомпании Любови Новицкой, это не подбор кадров, а закулисные интриги и лоббирование интересов авиакомпании «Аэросвит». Специалист сокрушается: «Министр транспорта Евгений Червоненко, не имея никакого отношения к Госавиаслужбе, напрямую подчиняющейся Кабмину, начал давать энергичные советы правительству. И это из- под его крыла вылетел в свой новый полет Марченко». Выходит, отмечает Новицкая, министр таким образом «поддерживает» Президента...
Как поясняет главная стюардесса «Авиалиний», именно Марченко, восседая в кресле главы Укравиатранса, безвозмездно передал компании «Аэросвит», созданной за счет «Авиалиний Украины», прибыльные рейсы на Кипр, в Грецию и Израиль. (стоимость одного направления составляет не меньше $2,5 миллиона. — Авт.) В 1996 году он же заблокировал покупку воздушных судов Аэрбас и Боинг для госавиакомпании. Самолет Аэрбас был уже в аэропорту Борисполь, сделал презентационный полет, и осталось только подписать последние документы. Но Марченко от этого отказался. И все это под лозунгом вывода национального авиаперевозчика из кризиса.
Потому сотрудники «АУ» до сих пор недоумевают: нужен он державе или не нужен? Особенно, если учесть, что взгляды Марченко на возрождение «Авиалиний», как утверждает глава профсоюзного комитета авиакомпании Валерий Шепель, не слишком-то изменились. По словам профлидера, «недавно он (Марченко . — Авт.) заявил, что, прежде чем закупать согласно новому бизнес-плану для авиакомпании Аэрбасы или Боинги, надо все взвесить, а лучше вообще подождать, пока в Украине построят завод по производству этих воздушных судов».
Шепель считает, что такие действия, иначе чем саботажем вывода «Авиалиний» из кризиса не назовешь. По его прогнозу, «кому-то очень хочется заставить трудовой коллектив покинуть «Авиалинии Украины» и создать вместо нее авиакомпанию-призрак». Тогда оставшиеся руководители смогут спокойно получать и использовать дебиторскую задолженность (27 млн. грн.), а кредиторскую не выплачивать, считает Шепель.
Получается, что компанию аккуратно и методично подталкивают к закрытию, причем вот уже более десяти лет. За это время «Авиалинии», если верить Новицкой, лишились 51 самолета, прибыльных рейсов, сертификата эксплуатанта и более двух тысяч сотрудников. Зато приобрели восьмимесячную задолженность по зарплате и кредиторскую задолженность в 78 миллионов гривен. Равноценный обмен, не правда ли?
Впрочем, в коллективе уверены, что ситуацию можно изменить. По словам главного специалиста по страхованию воздушных судов Владимира Василенко, сегодня у «АУ» есть зарубежные инвесторы, готовые вложить $300 миллионов на покупку самолетов Аэрбас для дальне- и среднемагистральных рейсов. Они хотят только одного: убедиться, что национальную авиакомпанию в стране поддерживают. Правда, при этом власти должны помочь авиакомпании вернуть себе лицензию эксплуатанта и прибыльные маршруты. «Когда будут самолеты и юридическое право на выполнение рейсов, мы начнем обсуждать с авиакомпанией, летающей по этим маршрутам: что они могут нам передать. В первую очередь, речь идет о продаже билетов. Они начнут их продавать, а мы будем летать», — говорит Василенко.
По мере поступления техники и переучивания летного состава «Авиалинии Украины» будут возвращаться на рынок. Бизнес-план, в котором все поэтапно расписано, уже есть. Его авторы, по-видимому, уповают на реструктуризацию долгов, возврат незаконно изъятого частными структурами имущества и рейсов, а также на какие-то свои ноу-хау. Правда, с ними они пока общественность не спешат знакомить. А на должность главы Госавиаслужбы коллектив «АУ» предлагает назначить Александра Давыдова. По мнению Шепеля, он может возглавить и наблюдательный совет «Авиалиний Украины». Тогда национальный перевозчик станет своеобразным посольством независимой Украины за рубежом, и в перспективе будет приносить стабильный доход в государственную казну.
Но пока ренессанс украинской авиаотрасли не состоялся. Отсутствие единой государственной концепции возрождения и развития гражданской авиации, междоусобные авиавойны не дают национальному перевозчику подняться на крыло.