Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Одесский бумеранг

18 марта, 2005 - 20:39
ШТУРМ КОРДОНОВ МИЛИЦИИ СТОРОННИКАМИ БОДЕЛАНА

На этой неделе неожиданно для самой себя Одесса оказалась в эпицентре политических событий. Летаргический сон, в котором город пребывал с момента последнего тура президентских выборов, прервался с появлением на политической авансцене бывшего мэра города, некогда строителя-кооператора, а нынче народного депутата ВР, члена фракции «Наша Украина» Эдуарда Гурвица. Вынесенный снова на поверхность волной революционных перемен, Эдуард Иосифович решил, не дожидаясь выборов 2006 года, вернуть себе пост городского головы. По его мнению, три года назад эта должность была неправедно узурпирована нынешним мэром Одессы Русланом Боделаном. Разрешить конфликт был призван Приморский районный суд Одессы. Однако чтобы разобраться в происходящем сегодня в Одессе, нам придется вначале вернуться к событиям семилетней давности.

НАСИЛИЕ НАД ГОРОДОМ

Эдуард Гурвиц был избран городским головой Одессы в 1994 году. И в то время активно способствовал восшествию на президентский пост Леонида Кучмы. Однако за четыре года успел вдрызг рассориться с экс-президентом. Поэтому на выборах 1998 года президент сделал все, чтобы сменить его на посту мэра на верного, номенклатурного Руслана Боделана, бывшего губернатора области. События весны 1998 года стали черной полосой в истории Одессы. Чтобы лишить победившего с большим отрывом на выборах Эдуарда Гурвица, власти прибегли к помощи Кировоградского суда. Выиграть дело в Одессе, на тот момент всецело преданной опальному мэру, не представлялось возможным. Кировоградский суд назначил перевыборы городского головы. Гурвиц с помощью уже другого суда был лишен права в них участвовать. Как заметил тогда популярный в городе депутат горсовета, директор Центра реабилитации Борис Литвак: «Город жестоко изнасиловали, лишив последней веры в справедливость». Для наведения «конституционного» порядка на период безвластия в Одессу был откомандирован господин Белоблоцкий. Скорые на язык одесситы тут же изменили буквы в его фамилии, чтобы продемонстрировать свое отношение к попранию собственных прав. Насильственную смену власти в городе сопровождал целый ряд заказных убийств, похищений, а также несколько чудом предотвращенных покушений на Гурвица. После этого экс-мэр надолго покинул пределы родного города, только изредка мелькая в телеэкранах одесситов на заседаниях парламента. Его попытка взять реванш на выборах через четыре года тоже оказалась неудачной. 20 марта 2002 года районный суд Одессы признал необоснованной жалобу Гурвица «о признании недействительными результатов выборов одесского городского головы, состоявшихся 31 марта 2002 года». Этот судебный вердикт был вынесен даже несмотря на то, что десятью днями ранее Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту фальсификации выборов одесского мэра. ( Хотя на этот раз они были уже не столь бесспорны, как в 1998 году). Президенту и судьям было направлено обращение в поддержку Гурвица, которое подписали около ста народных депутатов, в том числе и нынешний Президент Украины Виктор Ющенко. В результате Одесса еще на несколько лет осталась во власти Боделана, который, несмотря на все декларации, явно не питал к ней особой любви. И надо отдать ему должное, сумел вызвать в ее жителях ответные чувства.

Поэтому, когда в стране произошла смена власти, первое, на что надеялись многие одесситы, — смена городского руководства. Даже те, кто на выборах отдал свой голос за Януковича, которого в Одессе представлял Руслан Боделан, рассчитывали, что смена губернатора области и его команды повлечет за собой ограничение мэрской «деятельности». Однако новый губернатор-социалист оказался слаб. К тому же явно не собирался конфликтовать с Боделаном, имеющим давние и тесные связи с Александром Морозом. Новая команда так и не была сформирована, на своих местах остались и все городские чиновники. Страна буквально бурлила от перемен, а в это время Одесса продолжала пребывать в прострации.

«ИМЕНЕМ РЕВОЛЮЦИИ»

Все началось 11 марта. В городе стало известно, что Приморский районный суд Одессы принял к рассмотрению иск Эдуарда Гурвица об отмене решения районного суда от 2002 года, которым ему было отказано в рассмотрении жалобы «О признании недействительным решения одесской территориальной избирательной комиссии от 3 апреля 2002 года о результатах голосования в едином одномандатном округе и итогах выборов одесского городского головы, которые состоялись 31 марта 2002 года, и регистрации избранного одесского городского головы» в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

А уже 14 марта состоялось первое слушание дела, в котором с одной стороны выступали Эдуард Гурвиц и неофициально поддерживающий его народный депутат Юрий Кармазин. С другой — представители теризбиркома и городской голова Руслан Боделан. Его интересы в суде представляли сразу четыре народных депутата — Нестор Шуфрич, Игорь Резник, Владимир Заяц и Михаил Добкин. Руслан Боделан, возглавляющий областную организацию Партии регионов, на вопросы изумленных журналистов ответил, что ситуация с судом оказалась для него настолько неожиданной, что у него просто не осталось времени на выстраивание юридической защиты. «Я обратился за помощью к своим друзьям. И они согласились поддержать меня», — сказал городской голова. Все, что происходило дальше, многим в городе, а особенно присутствовавшим на суде журналистам до боли напомнило события 1998 года. Только на этот раз в опале действующей власти оказался не Гурвиц, а Боделан. В течение одного дня, опираясь на весьма сомнительную с точки зрения обывателя доказательную базу, судья Светлана Ярош рассмотрела «вновь открывшиеся обстоятельства» и удовлетворила иск Эдуарда Гурвица. Дело «О признании недействительными выборов городского головы 2002 года» было снова открыто. А вместе с ним и прямая дорога к креслу мэра города. Руслан Боделан оказался загнанным в угол, сторонники оранжевого движения в Одессе праздновали победу. Далее последовал целый вал заявлений мэра города и ряда партийных организаций, смысл которых сводился к тому, что с одобрения центральных властей в городе происходит преследование политических оппонентов, суды отрабатывают политический заказ, нарушая закон и демократию. Нечто подобное заявлял семь лет назад и сам Эдуард Гурвиц. Но окончательно ощущение дежа вю у одесситов закрепилось, когда 16 марта после очередного судебного заседания было объявлено, что дело «Гурвиц — Боделан» передается для слушания в город Вознесенск Николаевской области. Решение об этом подписал заместитель председателя Верховного Суда Украины Анатолий Ярема. Подписал... по личной просьбе Александра Мороза. Узнав об этом, Эдуард Гурвиц бросился в Киев умолять Президента оставить дело в одесском суде. И говорят, что Президент обещал все уладить. Дело оставили в Одессе. Таким образом, в одесское противостояние оказались втянутыми представители всех трех ветвей власти. Чтобы соблюсти если не нормы, то хотя бы дух закона, ЦИК дал разъяснение, согласно которому признание виновным в нарушениях в ходе выборов действующего мэра не может автоматически (как планировалось ранее) сделать мэром его оппонента, а только дает право назначить новые досрочные выборы. Решение об этом суд должен принять не позднее 27 марта.

ИЗ ДВУХ ЗОЛ…

Так что же изменилось в нашей стране? События последних дней наглядно продемонстрировали одесситам, что новая власть на местах действует теми же методами, что и власть прошлая. Причина одесского конфликта лежит на поверхности. Близится время «Ч» — 2006 год. Проиграть выборы в таком стратегически важном регионе, как Одесса, новая власть просто не имеет права. Единственный способ быстро переломить ситуацию — организовать собственный административный ресурс на местах. Социалист-губернатор, как оказалось, — ненадежный сторонник. Гораздо перспективнее может оказаться новый популярный в народе мэр. Беда в том, что за прошедшие семь лет Одесса в равной степени устала и от Боделана, и от Гурвица. Уровень популярности обоих сегодня поддерживается только за счет ангажированных политических и общественных структур, каждый из «мэров» является продуктом уходящей эпохи. А город жаждет новых имен и лиц. И «революционная необходимость» центра, помноженная на фанатичную жажду реванша Гурвица, может обернуться для него большими проблемами. Неделя активного противостояния в Одессе вызвала массовые уличные волнения и манифестации. В среду пикетирующие здание районного суда сторонники действующего мэра Боделана пытались штурмовать милицейские кордоны. В потасовке одной из активисток разбили голову, другая поранила руку. За день до этого на улице в ходе потасовки с ножом в руках был задержан молодой человек, якобы член «Братства», приехавший из Киева для поддержки Гурвица. Чем могут закончиться подобные уличные разборки, сложно предполагать. Однако с каждым днем обстановка в Одессе все больше накаляется. Новые выборы могут быть назначены на май-июнь. А значит, открытое противостояние в городе грозит затянуться еще на несколько месяцев, а то и весь нынешний год. Поскольку не так давно Руслан Боделан заявил одесситам, что «не расстанется с ними никогда» и будет баллотироваться на третий срок. Сможет ли Одесса вырваться из замкнутого круга Боделан — Гурвиц?

Елена АСТРАХОВИЧ, «День». Фото автора
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ