В концерте «Новые имена юных звезд Украины» принимали участие ученики средних специальных и музыкальных школ — Киевской, Донецкой, Харьковской, Одесской, а также студенты музыкальных училищ, Киевской детской академии искусств, вокальных студий и других учебных заведений разных городов Украины. Молодые музыканты выступили в сопровождении Национального симфонического оркестра Украины под управлением Владимира Сиренко.
Приятно констатировать высокое качество профессиональной подготовки юных участников вечера. Безусловно, эти талантливые музыканты (а здесь, конечно, были только талантливые) были очень разными. Кто-то из ребят привлекал слушателей блестящим пианизмом, а кто-то глубиной художественного высказывания. Были музыканты уже закаленные многочисленными конкурсами, и держались на сцене довольно уверенно, артистично. А менее опытные исполнители волновались, допускали досадные случайности (здесь нельзя не отметить изумительное самообладание и находчивость дирижера Владимира Федоровича Сиренко, помогающего юным музыкантам). Конечно, и произведения, которые представили участники, часто были несоизмеримы по художественной и технической сложности. Например, эффектными и яркими выступлениями завершились первое отделение (Вариации на тему Паганини для фортепиано с оркестром В. Лютославского в исполнении Анны Бартеневой, Донецкая ССМШ) и второе (Первый концерт Ф. Листа для фортепиано с оркестром в исполнении Александра Чугая, КССМШ).
Сразу хочется заметить, что этот концерт подразумевал просветительские цели и явно затевался для того, чтобы привлечь внимание широких масс к проблемам и достижениям классической музыки. Цель очень благородная. Сегодня украинские средние специальные музыкальные школы — лучшие музыкальные учебные заведения с замечательным педагогическим составом, прекрасными профессиональными традициями и творческой атмосферой остро нуждаются в учениках, а поэтому вынуждены принимать абсолютно всех желающих. Ранее, чтобы учиться в этих престижных школах, детям приходилось пройти серьезнейшие экзамены и из огромного числа поступающих выбирали только самых талантливых... Киевлянам и гостям нашей столицы наверняка интересно было сравнить особенности разных исполнительских школ.
Однако кое-что в оформлении этого достойного музыкального материала и разочаровало. Программа подготовлена Министерством культуры и искусств Украины, «Україною мистецькою» и фондом «Україна-3000». Многие слушатели отметили некоторую наивность режиссуры: чего здесь только не было: и торжественные позывные, и одетые ангелочками малышки из хореографического ансамбля, и «раздача слонов», и традиционный рушник, на котором преподнесли дирижерскую палочку одному из участников…
Резал слух слащаво-умильный тон, с которым присутствующих (среди которых, полагаю, подавляющее большинство являлось профессиональными музыкантами — педагогами и коллегами-исполнителями) убеждали в исключительной элитарности происходящего и с которым щедро раздавали пылкие эпитеты как участникам, так и оркестру. Думается, что уровень Национального симфонического оркестра Украины не нуждается в описаниях — название и статус говорят сами за себя. Вряд ли конферансье в прославленном «Карнеги-холле» пришло бы в голову уточнить, что выступает «замечательный» оркестр или «чудесный» исполнитель. Такие характеристики — это немного из другой оперы. Спору нет, смотр художественной самодеятельности — по- своему интересный и нужный жанр, но смешивать его с филармоническим концертом, где выступают академические музыканты — все равно что сочетать балет с КВНом. Получается интересно, но — смешно.
Кроме того, «укачивало» от невероятных перепадов: после обворожительной второй части фа-минорного концерта Шопена (в замечательном, тонком исполнении ученицы КССМШ им. Лысенко Анны Фёдоровой) следовал разухабистый «Чардаш» Монти (тоже отлично сыгранный саксофонисткой-ученицей той же школы Евгенией Швецовой!), а после финала скрипичного концерта Хачатуряна прозвучал «Мини- мюзикл» по мотивам «Лісової пісні» Леси Украинки, автор которого вообще нигде не упоминается (вспоминается известный фильм «Приходите завтра»: «Каватина Розины», музыка народная»).
Раз мероприятие претендует на воспитательное значение — возможно, стоило больше внимания уделить хорошему вкусу и постараться избежать влияния советских массовых празднеств?