Приватизация границы. Эта проблема возникла в Украине не вчера. Контрабандные товарно-денежные потоки, поступающие в страну и из страны, оцениваются в миллиарды гривен. Поэтому неудивительно, что попытка национализации границы стала одним из приоритетов новой власти. В том, к каким экономическим последствиям привела правительственная атака «Контрабанда — стоп!», «День» и попытался разобраться.
Сегодня правительство Украины намерено окончательно разобраться с таможней и с предпринимателями-импортерами. «Мы готовы идти на конструктивный диалог с теми, кто сегодня переходит на весьма новую систему работы, — без взяток, без «теневого» оборота и с уплатой налогов. Мы понимаем, что это определенный стресс», — анонсировала свои действия премьер-министр Юлия Тимошенко в среду. При этом она сообщила, что поступления в государственный бюджет от таможенных сборов ежедневно возрастают, что является следствием реализации правительственной программы «Контрабанда Стоп». «За вчерашний и позавчерашний день мы зафиксировали увеличение поступлений в госбюджет от налогов на импортируемые товары почти вдвое. Полагаем, что в ближайшие недели поступления будут более существенными», — сказала Тимошенко.
Ее правительство, безусловно, озабочено негативной динамикой выполнения госбюджета в январе и пытается восполнить потери в этом месяце. Фишкой февральского бюджета становится таможня, которая вдруг перестала «давать добро» контрабанде. Понятно, что ситуация была сдвинута от «добра» к закону вовсе не тем, что за последние два года к уголовной ответственности привлечены 35 таможенников, проведено 588 служебных расследований и в правоохранительные органы направлено 430 материалов о возможных злоупотреблениях со стороны должностных лиц. Скорее всего в этом сказались жесткие меры правительства, буквально принудившего таможню отказаться от работы по черным и серым схемам, в соответствии с которыми таможня работала преимущественно на себя, а не на бюджет.
Сегодня, как отмечает таможенная пресс-служба, ситуация несколько улучшилась. «Проведена полная реорганизация, отстранены от работы руководители Западной и Черноморской региональных таможен. В этих регионах объемы незаконного вывоза товаров сведены к минимуму», — сообщает пресс-служба. Но какова цена этого минимума?
И нельзя ли сделать так, чтобы его не было вовсе? По данным таможни в прошлом году в госбюджет перечислено 18,1 млрд. гривен. Причем таможенных платежей было начислено на 45 млрд. гривен. Однако лишь 40% этих средств поступило в бюджет, тогда как остальные пришлись на льготы, векселя и освобождения от уплаты налогов по решениям судов.
Пока новых законов нет, а бюджет в подвешенном состоянии правительство и частично обновленная таможня уповают на так называемые секретные мобильные группы, создаваемые для борьбы с контрабандой. Начальник Гостаможни Каленский недавно сообщил, что положение о них еще только разрабатывается, но, тем не менее, они уже работают, в частности, на западной границе Украины, в Одесском и Ильичевском морских портах и в Киеве. Он также выразил надежду на то, что такие группы не будут препятствовать субъектам хозяйственной деятельности, которые хотят работать прозрачно. Об эффективности работы таможенных «сексотов» судить пока трудно.
(В разговоре с «Днем» источник из СБУ пока вообще не подтвердил факт начала их работы: «это только разговоры»). «День» позвонил по телефону 247-26-06, который дал предпринимателям для жалоб начальник Гостаможни Николай Каленский. Дежурный Валерий Кислов сообщил, за это время поступило до 20 заявлений, и во всех фигурировала Черноморская региональная таможня. Но какие именно нарушения имели место и с чем они были связаны, он не знал и сказал, что дает жалобщикам телефоны Черноморской таможни, чтобы разбирались конкретно (см. ниже комментарий руководителя таможни), хотя Каленский гарантировал тщательную проверку каждого такого сообщения. Кстати, работая в эти дни под жестким прессом правительства, таможенная служба иногда делает странные шаги. Так, руководство транспортного предприятия «БМ-Транс» сообщило «Дню» о распоряжении, которым это ведомство предписало транспортникам быстрее доставлять грузы на таможни. Если ранее предельный срок для расстояния больше тысячи километров составлял пять суток, то теперь он снижен до трех. Это противоречит европейским нормам, за которыми бдительно следят уже и в Польше, говорят транспортники, и предсказывают, что в европейских странах из-за такого порядка доставки грузов к ним могут применяться санкции.
Между тем бизнес, особенно мелкий и средний, неоднозначно воспринял таможенные новости. Если прежде налаженные отношения с таможенниками позволяли ему уверенно занимать какую-то свою нишу на рынке, то теперь предприниматели опасаются, что не выдержат конкуренции со стороны более солидных фирм, работавших исключительно по белым схемам. Многие из них просто в шоке, другие выжидают. Тем временем полки во многих украинских магазинах заметно опустели. Определенная угроза нависла даже над мобильными операторами, которых без преувеличения можно отнести к бюджетообразующим предприятиям страны. По некоторым данным в этом году они планировали прибавить примерно 12 миллионов абонентов. Но для этого в страну нужно ввезти столько же телефонов. Между тем по подсчетам экспертов «Дня» их рынок в стране может сократиться на 45 — 50%. Кто сосчитал, насколько уменьшатся поступления в бюджет? Черная и серая бизнес-среда ищет свое «противоядие» против таможенной активности правительства. По некоторым данным, в эти дни в своеобразную оффшорную зону превращается соседняя «европейская» Польша. Интернет заполнен объяснениями, как можно всего лишь за $400 — 500 на 80% снизить сумму инвойса, в которой должно бы стоять 100000 евро. Стоит только заехать в оффшорную компанию — и все будет законно...
Комментируя нынешнюю ситуацию вокруг таможни, бывший председатель Совета предпринимателей при Кабмине Вадим Гуржос сказал «Дню»: «Бизнесу уже надоело играть по разным правилам, когда одни находятся в привилегированном положении, а другие не могут с ними конкурировать. Так что предприниматели уже готовы работать «по- белому», честно и платить все налоги и сборы. Но есть сомнения, что это возможно. Предыдущая власть достаточно много сделала для того, чтобы искусственно завысить тарифы и таким образом загнать предпринимателей в тень. Сегодня уже не секрет, что многие таможни работали с правительством напрямую, там были даже установлены телефоны прямой правительственной связи. Минуя Гостаможслужбу команды давались прямо на границу. У этой службы была полная статистика и цены на входящие товары по всем схемам. Государство теряло на этом как минимум 140 миллионов гривен в год. Но, к сожалению, в Украине любая кампания несет как положительную, так и отрицательную нагрузку. Сейчас многие таможенные пункты просто блокируют импорт. Используются формальные причины, для того, чтобы затягивать таможенное оформление. Некоторые машины, которые шли в страну с контрабандой, не въезжают в Украину, другие — те, кто хочет платить — не растамаживаются. Это вызывает возмущение. На самом деле задача решается просто: на таможне нужно навести элементарный порядок, решить организационные вопросы, чтобы ускорить оформление. Для этого необходимо ввести оформление по принципу единого окна. Посадить на таможенных терминалах под телекамерами всех вместе — таможенников, пограничников, санитаров и других. И главное — наряду со строгостями должны быть одновременно снижены пошлины, чтобы бизнес мог оставаться конкурентным».