Начало обещанной правительством административной реформы не заставило себя долго ждать. За дело взялись радикально. В субботу Кабинет Министров принял решение о ликвидации 14-ти органов исполнительной власти — преимущественно госкомитетов — с передачей их функций в ведение определенных министерств, а также об изменениях в субординации еще более десятка ведомств. Об этом после заседания Кабмина журналистам сообщила премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Среди ликвидированных учреждений, в частности, ею были названы: Госкомитет по вопросам преодоления последствий Чернобыльской катастрофы, Госкомитет энергосбережения, Государственная авиаслужба, Госкомитет природных ресурсов, Госкомитет по экспортному контролю, Госкомитет по строительству и архитектуре, Государственный департамент исполнения наказаний, Госкомитет религий, Госадминистрация по вопросам туризма, Госкомитет спорта, Госкомитет по вопросам ветеранов, Госпотребстандарт. Еще 12 комитетов, сказала Тимошенко, «продолжают реформироваться и постепенно будут введены в состав министерств». При этом, сообщила премьер-министр, решено оставить как отдельные структуры: Госкомитет жилищно-коммунального хозяйства, Укравтодор, Государственную налоговую администрацию, Государственную таможенную службу, Госкомитет материальных резервов, Госкомархив, Главное управление госслужбы, Госкомитет статистики, Государственную пограничную службу, Высшую аттестационную комиссию, Антимонопольный комитет, Нацкомиссию по регулированию связи, Нацкомиссию по регулированию энергетики, Фонд госимущества, Госкомитет телерадиовещания, Госатомрегулирование, Госкомитет финансового мониторинга, Пенсионный фонд, Службу безопасности Украины.
Вместе с тем СБУ планируют разделить на Национальную разведку и Национальное бюро расследований. Также, по словам Ю. Тимошенко, после реформы «останутся структуры, которые можно отнести к публичным регулирующим органам и органам безопасности».
Премьер-министр пообещала, что в результате проведенных преобразований вся система органов исполнительной власти «будет выглядеть понятной, четкой и управляемой», а также «будет полностью убрана вся коммерция из исполнительных ветвей власти». Говоря о сроках вступления принятых Кабмином решений в силу, Юлия Тимошенко пояснила, что касающиеся админреформы решения правительства оформлены в виде проектов указов Президента Украины и, соответственно, могут вступить в действие после их подписания Виктором Ющенко. При этом в течение ближайшей недели Кабинет Министров берет на себя обязательства разработать необходимые изменения во все нормативные и законодательные акты.
Приведет ли реформа к повышению эффективности управления, а не наоборот, как это не раз бывало в истории (вспомнить хотя бы хрущевское реформирование органов управления на местах, следствием которого стал хаос и недовольство партэлиты, за что, в конечном итоге, генсек поплатился креслом), достоверно не известно. Пока можно лишь с уверенностью процитировать другого известного, но тоже не очень удачливого советского реформатора — президента СССР Михаила Горбачева: «Процесс пошел». Начатые масштабные преобразования еще предстоит осмыслить и оценить украинскому политикуму. Достаточно скептически оценил в разговоре с «Днем» первые шаги правительства по осуществлению админреформы директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. По его мнению, правительство выбрало не самый оптимальный путь: «Я бы эти изменения рассматривал, скорее, в канве пост-революционной инерции, нежели в логике четко продуманных стратегий административно-территориального реформирования. Пока это все выглядит как механическое сокращение госкомитетов без выстраивания более широкого контекста изменений структуры, стиля, методов и технологии власти. Админреформу следовало бы начинать не только и не столько с госкомитетов, сколько с упорядочения компетенции и полномочий нового секретариата, РНБО Украины и нового Кабинета Министров» — убежден Вадим Карасев. От дельные намерения, в частности, касающиеся Службы безопасности Украины, в интервью телеканалу «1+1» уже прокомментировал директор Института проблем безопасности, лидер Партии Свободы Евгений Марчук. Он обратил внимание на необходимость неукоснительного соблюдения действующего законодательства при реформировании силовых структур. Так, по словам Евгения Марчука, деятельность СБУ регламентируется 15 фундаментальными законами. Следовательно, «всем новичкам надо засесть за изучение законодательства, которое регулирует деятельность их ведомств». С тем, чтобы сначала понять, чего делать нельзя. Кроме того, Евгений Марчук акцентировал внимание на том, что председатель СБУ не является членом правительства, то есть правительство, заявившее о намерениях реформировать эту структуру, согласно закону, не руководит ею. «Правительство не руководит СБУ, руководит Президент», — заметил Евгений Марчук.