Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

И лес растет, и мельница работает!

Петр САХАРУК: «Пусть люди едут на заработки не в Польшу, а в Старовыживский гослесхоз»
31 января, 2005 - 20:46
ЧЕЙ ЛЕС? САХАРУКА! / ФОТО АВТОРА

Когда на заре украинской независимости вся страна выживала благодаря банальному бартеру, Старовыживский гослесхоз тоже не ждал милости ни от менявшихся правительств, ни от природы. Из Полесья на юг машинами возили лес, а оттуда возвращались с зерном, которое перерабатывали на муку на собственной мельнице. А для мельницы приобрели заброшенное, никому не нужное помещение колхозной фермы... А потом приобрели новое оборудование для мельницы... Сегодня лесхоз- «многостаночник» (хотя предприятие одно из самых мелких в системе «Волыньлеса») имеет собственную ферму и пасеку, взял в аренду пруд и выращивает перепелок, имеет заводик для выпуска яблочного пюре, а в прошлом году еще и больше всех (64 гектара) насадил леса.

И при этом имеет оригинальную, если можно так сказать, свою «изюминку», которой тоже нет у других: в Дубечненском лесничестве уже 40 лет работает первая в Украине шишкосушильня. Зачем же директору Старовыживского гослесхоза Петру Моисеевичу Сахаруку без конца впрягать, как писал поэт, «в одну упряжку коня и трепетную лань» (собственное лесопроизводство и «игрушки» вроде перепелок)? Он говорит, что это — «по-хозяйски». А прав ли, могли убедиться журналисты областных и всеукраинских изданий, которые при посредничестве пресс-службы «Волыньлеса» совершили поездку в Старую Выживку.

Наверное, в небесной канцелярии решили, что увиденное нами должно иметь достойную оправу, потому что уже на буцинском повороте (направо — Сереховичи и другие села, прозванные за отдаленность от райцентра «Кореей», а налево — Старая Выживка) начал все настойчивее падать снег. Зима так быстро захватывала новые территории, что дала повод пошутить: теперь мы знаем, где она живет — в Старой Выживке! Конечно, ведь белое покрывало на фоне соснячка добавляло привлекательности и админпомещению лесхоза. Но представлялось, какая здесь сказка весной или летом, и вспоминалось изречение генерального директора «Волыньлеса» Богдана Колисника, который когда- то сказал, что «два строения в населенном пункте должны быть самыми красивыми: церковь и лесничество»...

— Вот как мы придумали с главным лесничим, так и сделали реконструкцию помещения. Лучшим вариантом было надстроить третий этаж, что добавило, нам кажется, элегантности. А внутри, посмотрите, какие условия сделали для работников! — директор Старовыживского лесхоза Петр Моисеевич Сахарук таки может похвастаться.

Впоследствии мы побываем в лесу, возле плантации молодого однолетнего соснячка. Его высадили работники «конторы», чтобы не забывать, что труд в лесу — это «тяжелый труд на земле»... Будто игрушечные деревца, присыпанные снегом, обещают стать красивым лесом, над которым уже сейчас «дрожит» директор.

— Вроде бы и простая работа — лес садить, а в то же время непростая... Но и лишать удовольствия вырастить лес из семян — не имеем права. Иначе человек, работающий в лесу, оторвется от него. И хотя в области проводится линия на выращивание базового материала в селекционных рассадниках, однако мы посадочный материал выращиваем и у себя. В 2004-м вырастили и продали посадочного материала на 40 тысяч гривен! — рассказывает Петр Моисеевич.

Он — человек с «лесной» душой, потому что рос на лесном кордоне — так называют хутор в лесу, со служебным подворьем лесника. Отец проработал лесничим тридцать лет, а сын уже с 8-го класса полноценно выполнял все работы в лесу. Жизнь 20 лет «поводила» Петра Моисеевича, как он говорит, «вокруг леса» (работал на руководящих должностях в комсомоле и партии), а 13 лет назад, как раз на Новый год, возглавил Старовыживский гослесхоз, стал теперь одним из основных работодателей в районе. Если перефразировать классика — «Чья земля? Калиткина?», то в отношении него можно говорить так — «Чей лес? Сахарука!» Ведь все леса Старовыживщины принадлежат гослесхозу. Конечно, бывшая их принадлежность колхозам сыграла свою негативную роль. Мало молодняка и зрелых лесов, зато много перезрелых, потому что высокий процент заповедников. В них, например, сосну можно рубить только после достижения ею 100-летнего возраста. Вот и стоит 500 гектаров над Припятью так называемого «леса вшивого» (трухлявого) — для эффективной переработки он уже не годится.

— Посадил лес — должен собрать урожай, а с каждого срубленного «куба» — снять максимум. Не можешь толково распорядиться срубленным — пусть растет! Птичкам и людям лес тоже нужен! — считает Петр Сахарук, которого, между прочим, тоже «допекают» разговоры о том, что «лесоводы только пьют и лес рубят»...

— Ежегодно прирастает у нас 100 тысяч кубов леса, а вырубаем всего 27 тысяч. Если считать по площади, то вырубаем 100 гектаров, но высаживаем на 140 — 200 гектарах.

Самый большой вред старовиживскому лесу наносят не самовольные вырубки. Лесная охрана в количестве 90 человек поддерживает в своем хозяйстве порядок. Здесь нет социальной, так сказать, почвы для краж леса: достаточно усыхающих (из- за мелиорации) насаждений, чтобы заготовить дрова. Большой вред нанесла стихия. В 1992-м в районе Полесского у озера выгорело 300 гектаров, через пять лет столько же уничтожила буря... На их месте сейчас растет новый лес.

***

Будущий лес пахнет шишками и... керосином. Им протирают пол в цехе, чтобы не заводился грибок. Мы — в небольшой сельской избе, на дверях которой вывеска со сложным для произношения словом — «Шишкосушильня». Это и есть уникальное производство, которое сорок лет назад придумал тогдашний лесничий Дубечненского лесничества Адам Лазаревич Дмитрук (за что впоследствии и получил звание заслуженного лесовода Украины). Здесь до сих пор работает придуманное им самодельное оборудование. Технологию получения и сушения шишек елей и сосны впоследствии позаимствовали и в других областях, однако простое непростое дело не у всех пошло. Поэтому из волынских семян растут леса чуть ли не по всей Украине. Нынешний главный лесничий Дубечненского лесничества Федор Васильевич Лавренюк на этой должности 24 года. Показывает кладовую, в которой каждый лесхоз имеет свою нишу для шишек. Петру Моисеевичу приятно, что везут в Дубечне шишки даже из гаразджанского селекционного центра, хотя подобная сушильня есть и Киверцах. Но дубечненское производство — более экономное, здесь печи разжигают не дровами или газом, а пустыми шишками.

За килограмм шишек (а их нужно срывать с ветвей руками) платят 30 копеек. Охотно занимаются таким бизнесом местные школьники. Потом женщины, работающие на сушильне, вручную раскрывают шишки, чтобы получить семена. Были попытки механизировать этот процесс, но нежные женские руки оказались более надежными. Чтобы получить килограмм семян, нужно переработать тонну (!) шишек.

***

В прошлом году на лесной границе Сологубовка гослесхоз посадил... молодой сад.

— Растет старый, но уничтожать его стыдно... Вот молодые деревья поднимутся, тогда старые выкорчуем, — считает Петр Моисеевич.

Его голубой мечтой является консервный цех. Уже сегодня лесхоз производит яблочное пюре (которое используют и известные в Украине производители повидла!). В этом году переработали 230 тонн яблок: крестьяне сами везли, потому что некуда было деть урожай... Для будущего цеха настойчиво ищут инвестора. А если не найдут, наверное, будут брать ссуду сами. Ведь немало сел Старовыживщины поднялись на том, что люди в лесу выращивали такие урожаи земляники, что ее отправляли в Москву и Ленинград вагонами. Сейчас сбыта нет, так что производство пришло в упадок. Сахарук думает его возродить. А еще...

— У нас есть хорошие сорта смородины. Почему бы не выращивать? Пусть люди едут на заработки не в Польшу, а в Старовыживский гослесхоз!

Кроме древесины и дров старовыживский лес уже дает мед, лечебные травы, ягоды, взяли в аренду озеро... Единственные в отрасли на Волыни выращивают свиней (в прошлом году продали более 100 поросят), а сейчас завели и перепелок. В год эта маленькая птичка может дать 270 яиц!

Возможно, украинцы будут жить так же хорошо, как соседи, когда в нашей стране станет больше Хозяев?..

Наталья МАЛИМОН, Волынская область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ