Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Невостребованный чернозем

Два года лежит в парламенте закон о рынке земли
31 января, 2005 - 20:46
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Когда-нибудь его примут. Но можно ли будет сосчитать финансовые потери для страны, возникшие из-за парламентской волокиты?

С 1995 года в Украине невостребованными остались 220 тысяч сертификатов на землю. По словам первого заместителя главы Госкомзема Михаила Гарбуза, это ведомство просто не может найти людей, которым они принадлежат. А это, между прочим, ни много ни мало — около одного миллиона гектаров земли. «Миллион гектаров земли стоит и просится: сделайте со мной что-нибудь, найдите хозяина. Пусть либо государство забирает, либо выставьте на рынок, либо отдайте тому, кто будет работать», — говорит М. Гарбуз. К 2010 году, если закон так и не примут, страна, по его словам, безвозмездно получит 20 миллионов гектаров невостребованного чернозема сельскохозяйственного назначения, которому надо будет срочно найти применение. Его можно было бы выставить на аукцион, если бы к тому моменту страна обзавелась рынком земли.

Как предсказывает Гарбуз, эти 20 миллионов гектаров сельхозугодий государство получит в «дар» от пенсионеров. Их сегодня среди семи миллионов владельцев земельных наделов 53%, и принадлежит им без малого 15 миллионов гектаров. А более миллиона пенсионеров не имеет наследников или их наследники — иностранные граждане. Так что не менее 4,5 миллиона гектаров земли, безусловно, достанутся государству. «У нас потенциально сегодня на рынке стоит около шести миллионов гектаров земли сельскохозяйственного назначения. Но поскольку этого рынка нет, она просто перейдет государству, причем востребована не будет», — отмечает Гарбуз. Даже при отсутствии достойных претендентов, может, ее стоит снова национализировать, утверждает заместитель главы Госкомзема. Ведь до 2015 года в Украине действует ограничение на владение — не более ста гектаров в одни руки.

В силу объективных материальных причин обрабатывать эти земли под силу только 40 тысячам фермерских хозяйств и 20 тысячам сельскохозяйственных предприятий. Получается, что 60 тысяч юрлиц к 2015 году, если парламент отменит мораторий на куплю-продажу земли, купят только шесть миллионов гектаров сельскохозяйственного назначения, которая уже сегодня фактически в бесхозном состоянии.

Правда, глупо было бы в этой ситуации списывать со счетов самовольный захват угодий. Такие случаи участились из-за продления моратория на продажу сельхозземель и предоставленное законом право пользоваться земельным участком без соответствующего документа.

Получается, что цифра — 20 миллионов гектаров — весьма относительная. Но это суть дела не меняет. Судьба бесхозного чернозема будет зависеть от того, как скоро будет принят закон о рынке земли, который, по мнению Гарбуза, в первую очередь должен будет дать четкое определение правилу обращения земель в целом: как сельскохозяйственного, так и не сельскохозяйственного назначения. А также отрегулировать правила игры на рынке. «Человеку не запрещается продавать землю, но необходимо определить условия, на которых это можно делать, четко указать: кому и по какой цене», — уверен замглавы Госкомзема.

В конце января у парламента хватило сил только на то, чтобы отрегулировать стоимость документов, удостоверяющих право собственности на землю. По словам Гарбуза, этот документ в основном законодательно закрепил статус-кво. Тарифы практически не изменились. 85 гривен стоит изготовление госактов и замена сертификатов и 150 гривен — изготовление технической документации для тех, кто бесплатно приватизирует земельные участки. «Однако, оказывается такая фиксация стоимости противоречит закону о ценах и ценообразовании, потому что устанавливать цены — это прерогатива Кабмина», — уверен Гарбуз. Есть противоречия и с соглашением между Украиной и Европейским банком реконструкции и развития. По этому договору ЕБРР предоставлял государству займ на развитие системы кадастра и создание системы регистрации. Причем, возвращать его следовало за счет предоставления платных услуг (выписок из регистрации, регистрации прав и т.д.). «Если эти требования, как в данном случае, ограничиваются действующим законодательством, то все расходы автоматически ложатся на бюджет. Ведь кредит все равно надо погашать», — говорит замглавы Госкомзема. А это без малого $195 миллионов, при том что стоимость всего проекта $300 миллионов. Естественно, такой суммы в бюджет не заложено. Кроме того, если фермер получает землю для ведения фермерского хозяйства за счет земельной части (пая) и приватизирует его, то, согласно принятому закону, он не платит за регистрацию. А человек, просто получающий земельную часть (пай), обязан платить, констатирует Гарбуз. Сможет ли парламент без волокиты доработать этот документ?

Марина БРИКИМОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ