Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мишель ДЮРЕ: «Сценарий почти написан. Ждем команды режиссера: вперед!»

31 января, 2005 - 20:45

В инаугурационной речи на майдане Незалежности в Киеве, а также в других выступлениях после вступления в должность Виктор Ющенко ни разу не упомянул НАТО. В то же время новый украинский Президент четко заявил о приоритете Украины — вступлении в ЕС. Ранее в ходе президентской кампании на одном из митингов в Сумах еще в качестве кандидата перед вторым туром голосования Ющенко сказал, что вопрос членства в НАТО можно будет ставить на четвертом или пятом году его президентства. О том, как в Североатлантическом альянсе расценивают перспективы развития отношений с Киевом в свете последних заявлений украинского Президента, рассказывает в интервью директор Центра информации и документации НАТО в Украине Мишель ДЮРЕ.

— Как в НАТО оценивают то, что новый Президент Украины определил приоритетом своей деятельности вступление в ЕС?

— Украина является независимой страной, которая сама определяет политические приоритеты, в том числе и во внешней политике. Поэтому я не хотел бы комментировать решение нового демократически избранного Президента Украины. Но что касается отношений между НАТО и Украиной, то, насколько нам известно, пока ничего не меняется. Мы работаем. Надо четко осознавать, что Украина была, есть и будет стратегическим партнером НАТО, независимой страной, включенной в нашу стратегическую концепцию. Без Украины мы не можем формировать стабильное евроатлантическое пространство.

Между тем хотел бы напомнить, что во время недавнего интервью Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер напомнил о существовании Плана действий и ежегодного Целевого плана Украина—НАТО, которые поддерживаются всеми натовскими странами и сутью которых является евроатлантическая интеграция Украины. Мне известны последние опросы вступления Украины в НАТО и причины, по которым украинцы считают, что они сегодня не могут вступить в Альянс и Евросоюз. Опросы демонстрируют понимание народом того, что Украина еще не готова вступить в НАТО, к этому шагу необходимо подготовиться. Суть подготовки сводится не только к планам и словам, прописанным в документах. Речь идет о приоритетах, выполнение которых может преобразовать не только государство, но и общество в целом. Поэтому я думаю, что не надо спешить. Надо работать.

В любом случае, это право независимой Украины принимать решения в сфере внешней политики. Уважают только те страны, которые самостоятельно принимают решения. В этом и состоит сила страны, когда она сама определяет приоритеты. В этом случае я на 100 процентов понимаю заявления нового Президента. Мы будем продолжать наше сотрудничество. Я не вижу серьезных причин для остановки. Я думаю, что присутствие Генерального секретаря НАТО на инаугурации нового Президента является достаточно сильным сигналом: Альянс считает Украину интересным и важным партнером.

— Какие впечатления сложились у генсека после встречи с нашим Президентом?

— Встреча такая была. Но было очень мало времени для обсуждения разных вопросов. Я не хотел бы комментировать слова, которые были сказаны.

— До приезда в Киев генсек НАТО заявил на пресс-конференции в Брюсселе, что новой команде будет дано «пространство для маневра». Означает ли это, что и НАТО со своей стороны может предложить Киеву какие-то стимулы, которые могли бы помочь развитию сотрудничества Украины с Альянсом?

— Это было бы вмешательством во внутренние дела независимой страны. Как я уже сказал, наши двери открыты. Сегодня имеется одно окно возможностей. Вы видите: окно и дверь. Если работа будет выполнена, то окно может трансформироваться в дверь. Мы, конечно, будем ожидать определения приоритетов новым украинским правительством и обсуждать эти вопросы с нашим стратегическим партнером.

— Одной из форм сотрудничества между Альянсом и Украиной является План действий и ежегодный Целевой план действий. Целевой план на 2005 год был предварительно утвержден старым правительством. Предусматриваются ли какие-то кардинальные изменения в этом документе в связи с победой оппозиционного кандидата? Возможно изменение приоритетов?

— Существующий проект Целевого плана на 2005 год был подготовлен в основном экспертами, которые советовались не только с представителями предшествующей власти, но и с негосударственными организациями, а также с Верховной Радой.

Таким образом в этот документ были внесены предложения разных сторон. Хотя Целевой план действий еще обсуждается, но он является конкретным документом, в отличие от предшествующих. В нем содержатся очень четкие акции, мероприятия и действия, предложенные Киевом, которые будут совместно осуществляться Украиной и НАТО. Сценарий почти написан. Ждем команды режиссера: «Вперед!».

— Кандидат на пост премьер-министра Украины Юлия Тимошенко в интервью российской газете «Ведомости» высказала предположение, что Украина вместе с Россией могут вступить в НАТО. Насколько возможен такой вариант? И не означает ли это трансформацию Альянса после вступления этих двух стран в какую-то другую структуру?

— В НАТО существует традиция не комментировать заявлений политических лиц. Я могу лишь повторить то, что говорил неоднократно: треугольника Брюссель — Москва — Киев не существует. Мы развиваем наши отношения с Украиной независимо. И мы также развиваем нормальные, плодотворные отношения с Российской Федерацией независимо от отношений с Украиной. Безусловно, мы заинтересованы в хороших отношениях между Украиной и Россией. Мы также убеждены в том, что обе страны не только являются донорами безопасности, но и большими игроками в секторе безопасности на евроатлантическом пространстве.

— Среди экспертов существует мнение, что Россия более активно сотрудничает с НАТО, участвует в операции Active Endeavor. Как вы считаете, почему Украина, заявив о желании интегрироваться в евроатлантические структуры, уступает своему северно-восточному соседу по уровню сотрудничества с Альянсом? Было ли в этом отношении тормозом старое руководство Украины?

— Сравнивать или делать параллели между двумя этими сотрудничествами может быть опасно. Почему? По качеству и количеству они разные. Во-первых, Украина два года назад официально объявила о своем намерении когда-нибудь вступить в Альянс. Все сотрудничество, которое развивается между Украиной и Альянсом, осуществляется в этом направлении: как улучшить Вооруженные силы, сектор безопасности, общество в целом, чтобы соответствовать стандартам НАТО и ценностям Альянса.

С другой стороны, Россия, являясь членом Совета Россия — НАТО, очень заинтересована не вступать в НАТО, а сотрудничать с Альянсом в стратегических направлениях. Например, в сфере борьбы с терроризмом, борьбы с распространением оружия массового поражения. Поэтому для НАТО важно присутствие Российской Федерации в операции Active Endeavor.

Насколько я знаю, Украина будет также участвовать в этой операции. Но, возможно, политический кризис несколько затормозил этот процесс. Я не думаю, что надо делать большой шум по поводу этого. Мы очень заинтересованы в участии Украины. Об этом НАТО заявляло на уровне разных встреч с министрами иностранных дел и обороны. Кроме того, параллель между Украиной и Россией в развитии отношений с НАТО ни к чему не приведет. Это разные отношения.

Конечно, Россия является стратегическим партнером Альянса, была и будет. То же самое с Украиной. Однако Украина хочет большего. И поэтому мы развиваем много проектов с Украиной. Я убежден, что все мы говорим одним языком. Это — безопасность, стабильность, национальные интересы наших государств. Россия, конечно, имеет свои национальные интересы. Украина имеет свои национальные интересы. До сих пор даже председатель комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков говорит, что в национальных интересах Украины продолжать процесс евроатлантической интеграции. Это означает, что каждая страна, каждый альянс и каждая группировка стран имеет собственные национальные приоритеты. Конечно, наши страны имеют национальные приоритеты. И политика Альянса является консенсусной организацией этих национальных приоритетов.

Поэтому делать быстрые выводы и говорить: одно хорошо, а другое — плохо не поможет никому. Скатывание к временам «холодной войны» неприемлемо. Сейчас идет процесс интеграции демократических стандартов по всей Европе. И в Украине, и в России, и в Центральной — одинаковые проблемы: терроризм и борьба против терроризма. И мы все хотим, чтобы наши экономики развивались и стали нормальными для благосостояния населения. С этой точки зрения, я думаю, НАТО и другие организации разговаривают на одном языке: нам надо сотрудничать, развивать отношения. Речь больше не идет о мерах доверия двадцатилетней давности. Думаю, что НАТО доверяет своим партнерам, а стратегические партнеры доверяют НАТО в рамках подписанных международных документов.

— В одном из интервью Президент Виктор Ющенко сказал, что только 2% ознакомлены с тем, в чем состоит характер деятельности НАТО. Изменится ли в этом году информационное сопровождение сотрудничества Украины и НАТО? Появятся ли в Украине какие-то новые информационные ресурсы в освещении деятельности Альянса?

— Я убежден в том, что в Украине нет достаточных данных о НАТО. Мало людей понимают сегодня суть НАТО, существует много стереотипов. Для изменения ситуации необходимо время. Центр информации и документации НАТО продолжит информационные программы в Украине. Недавно была организована встреча представителями институтов, которые осуществили исследование того, как украинцы понимают внешнеполитическую деятельность государства, как воспринимается украинцами НАТО. Нам нужны советы экспертов, которые профессионально обсуждают вопросы формирования общественного мнения в Украине. Сегодня можно сделать выводы. За три года появилась команда экспертов по НАТО, которые не все входят в государственные структуры, была создана общественная организация «Лига Украина — НАТО». Более двух лет существует Центр евроатлантической интеграции при Президенте Украины, который возглавляет Владимир Горбулин. Инструменты уже есть, остается только задействовать их. Три года назад Центр информации и документации финансировал максимум девять мероприятий в год. В прошлом году этот показатель составил 34. Я думаю, что информационные возможности у нас есть. Существует сеть из 23- х информационных пунктов в стране. Мы будем улучшать их деятельность. Надеемся, что будем иметь больше возможностей работать с новой прессой. Сейчас в стране другая атмосфера. Я надеюсь, что будет настоящий интерес и настоящая независимая критика. Пусть будет независимая критика, потому что она будет демократической. Мы будем обновлять наш сайт, включать на украинском языке эксклюзивные интервью, увеличим количество материалов на украинском языке.

Наша задача в Украине остается прежней: не убеждать людей, а передавать информацию. Пусть люди, если они заинтересованы, сами планируют свое будущее и сами обсуждают и критикуют, имеют собственное мнение. В этом суть нашей философии. Пусть это будет выбор людей, экспертов, независимой Украины. И пусть Украина развивает свои национальные интересы.

Мыкола СИРУК, Defense Express для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ