Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Смена интеграционных ролей

Москва превращается в тормоз ЕЭП
25 января, 2005 - 20:34

Европейская направленность внешнеполитических устремлений новой украинской власти в лице Виктора Ющенко и его команды стала в последние дни совершенно очевидной. В связи с этим тема участия Украины в ЕЭП отошла на второй план. Ее по вполне понятным причинам сейчас практически не касаются украинские журналисты. Их российских коллег в контексте интеграционной тематики интересуют только перспективы отношений Украины и России при Президенте Ющенко. И, как ни странно, стороной, стремящейся затормозить развитие ЕЭП, теперь выступает не Киев, а Москва. Причем это стало заметно еще до визита туда украинского Президента.

С 1 января не была осуществлена отмена российского экспортного НДС на поставляемую в Украину нефть, несмотря на то, что соответствующий закон был принят российской Госдумой еще в августе. Формальная причина — отсутствие официальных разъяснений относительно нового механизма взимания НДС. Газпром, сославшись на отсутствие необходимых технических возможностей, в конце прошлого года отказывался компенсировать поставки газа в случае неподписания нового контракта с Туркменистаном, несмотря на данное им ранее устное обещание покрывать возможные перебои туркменских поставок.

Недавно было подписано соглашение о квотах на поставку украинских труб малого диаметра в Россию на 2005—2009 гг. Оно прямо противоречит условиям ЕЭП, причем даже не тем, что концептуально не соответствует свободной торговле без изъятий и ограничений. Концепцией формирования ЕЭП предусмотрена унификация «мер нетарифного регулирования на основе норм и правил ВТО». В то же время квоты были предоставлены не Украине как государству, а конкретным предприятиям, входящим в группу «Интерпайп» (несколько позже ряд других предприятий украинской трубной промышленности получили свои квоты благодаря добровольным ограничениям своего экспорта). Проблема в том, что правила ВТО прямо запрещают подобное предоставление торговых преференций отдельным предприятиям в ущерб интересам других, поскольку таким образом искусственно создается неравное конкурентное поле.

Политическая подоплека перечисленных действий — попытка давления России на Украину. При этом просматривается намерение главного инициатора проекта «ЕЭП» отказаться от новых практических шагов по его развитию. Пока что не совсем понятна мотивация. Можно предположить, что теперь вследствие евроинтеграционных намерений Украины стала однозначной невозможность и бесперспективность создания таможенного союза ЕЭП, что делает либерализацию торговли в объединении как экономически, так и политически невыгодной для российского руководства. Можно исходить из стремления Кремля «сохранить лицо» после неудачного участия в нашей президентской кампании. Могут быть и другие возможные объяснения. В любом случае дальнейшая судьба ЕЭП отчасти ставится этими тактическими решениями под сомнение.

Перед Украиной же открывается поле для маневров. К ней переходит роль ключевого участника ЕЭП. С одной стороны, исчез один из мотивационных факторов, связанный со стремлением Украины воспользоваться российским посредничеством при выстраивании отношений с ЕС. В результате огромного внимания к оранжевой революции Украина получила большой кредит доверия от европейских политиков, и к ее независимому мнению, скорее всего, начнет больше прислушиваться Брюссель. На морально-психологическом уровне определенную конструктивную роль сыграет проведение в Киеве конкурса «Евровидение». Некоторое охлаждение отношений «ЕС—Россия» также поспособствует превращению нашего государства из объекта во влиятельного субъекта евроазийских геополитических игр.

С другой стороны, Украина имеет стратегические интеграционные альтернативы ЕЭП в виде Евросоюза, а также пока что не развивающегося объединения ГУУАМ, которое становится важным в связи с энергетической позицией государства. Изначально ГУУАМ был, главным образом, проектом по транзиту каспийской нефти в Европу в обход России. Эта цель пока что не достигнута. Наоборот, российский энергетический бизнес успел хорошо подготовиться к нашим президентским выборам. В прошлом году изменение аверса на реверс нефтепровода «Одесса—Броды» и ряд связанных с этим кадровых перестановок в отечественном политикуме послужили в первую очередь интересам нашего соседа. Россия, кроме того, дала понять, что готова защищать интересы своих экспортеров. Ее неготовность на компромиссы усложнила создание газотранспортного консорциума и запуск строительства стратегического газопровода «Новопсков—Ужгород». Достаточно специфичным было и ее представление о правильной ценовой политике по нефти для государства-участника ЕЭП.

Ситуацию облегчает начавшееся в конце года снижение мировой цены на нефть. Хотя нет гарантий, что оно продолжится, но энергетических кризисов в нынешнем году Украине ожидать не стоит. Россия не будет «давить» нас ценами в несколько изменившемся политическом раскладе. Ведь очевидным представляется возможность пересмотра украинского решения по реверсу в случае несоблюдения российской стороной своих обязательств по прокачке нефти. Тогда параллельно с достройкой нефтепровода до Плоцка активизируется «транспортная» — главная — составляющая проекта ГУУАМ, чего не смогут не заметить Европейский Союз и США, интересы которых в регионе хорошо известны. Такой вариант развития событий категорически не устроит Россию, поэтому его вероятность сама по себе сыграет дисциплинирующую роль.

Теоретически, при активизации сотрудничества в других направлениях, существует еще и возможность выхода Украины из ЕЭП. Но в нем по разным причинам никто не заинтересован. Среди не очень заметных факторов этого роль ВТО (после того, как в нее вступят страны-участники ЕЭП). Ведь правилами этой организации предусмотрен режим наибольшего благоприятствования, означающий, что любая торговая преференция, предоставляемая любому партнеру- участнику ВТО, автоматически распространяется на всех остальных членов организации. Исключение из этого правила сделано для участников интеграционных объединений. Поэтому ЕЭП останется удобным юридическим каркасом для предоставления четырьмя его сторонами друг другу различных торговых льгот без формального нарушения требований ВТО.

Интеграционные процессы очень сложны и многофакторны. А конкретный случай Единого экономического пространства примечателен еще и тем, что ситуация вокруг него радикально меняется практически каждые несколько месяцев. На сегодняшний день можно утверждать, что Украина перейдет к жесткой, независимой позиции в отношениях с Россией. Нами приблизительно до осени будет взят публичный тайм-аут по кардинальным шагам и договоренностям, во время которого будет вырабатываться новая украинская внешнеполитическая позиция, проводиться анализ возможных вариантов развития событий, вестись кулуарные переговоры и т.д. Этот период станет лакмусовой бумажкой для готовности России на новые реальные шаги, т.к. с 1 июля должна заработать полная зона свободной торговли ЕЭП (даже при отсутствии новых уступок со стороны Украины). И к концу лета станет понятно, каковы реальные стратегические перспективы у Единого экономического пространства.

Евгений НИКОЛАЕВ, политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ