Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Внимание – дети! Школьники надеются, что государство их услышит

20 января, 2005 - 20:06
ДЕТИ ВЫРАБАТЫВАЮТ СОБСТВЕННУЮ КОНЦЕПЦИЮ ЗАЩИТЫ СВОИХ ПРАВ. С НЕЙ ОНИ СОБИРАЮТСЯ ОБРАТИТЬСЯ К ПРЕЗИДЕНТУ И БУДУЩЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

Разнообразные обсуждения проблем детей обычно устраивают взрослые. И взрослые же принимают в них участие — выступают, подводят итоги, решают, что же необходимо их сыновьям и дочерям для полного счастья в этой жизни. Дети же посчитали, что такая практика не слишком успешна, и... взялись за ведение своих дел лично. Сегодня заканчивается Всеукраинский детский форум «Государство, которое слышит детей», организованный на базе Киевского лицея №100 «Подол» непосредственно советом ученического самоуправления лицея. Повод для собрания — 15-я годовщина принятия Конвенции ООН о правах ребенка, цель — напомнить государству о существовании детей и их прав, а также составить письмо Президенту и будущему Кабинету Министров относительно реализации «детских» программ.

Не обошлось, конечно, на форуме и без взрослых. Во-первых, организовать его детям помогала администрация лицея и общественная организация Центр развития демократии. Во-вторых, на открытие мероприятия приехало множество чиновников, присутствие которых сразу превратило в общем- то абсолютно аполитичное мероприятие в митинг. Пришел глава попечительского совета лицея Анатолий Кинах, который заверил, что именно сейчас, когда Украина выдержала такой серьезный экзамен и имеет возможность жить честно, у нас есть все шансы качественно изменить отношение к ребенку. Народный депутат Лилия Григорович принесла в оранжевой папке поздравления от Виктора Ющенко. «Буду рад получить от вас предложения по реализации государственных программ защиты и поддержки детей. Обещаю: они будут учтены новым правительством», — сообщалось в послании. И.о. министра образования Василий Кремень заверил, что с таким новоприобретенным Президентом политика «ребенкоцентризма» Украине обеспечена.

Словом, страна живет ожиданиями всеобщего блага. Но, несомненно, ожидания всех ученых мужей вместе взятые не столь интересны, как ожидания детские, и именно к детям «День» обратился с вопросом: «Что бы вы хотели изменить в своей стране?» Правда, ответы респондентов оказались значительно взрослее их самих.

Например, в первую очередь школьники взялись рассуждать о бюджете. «Нужно принять новый бюджет с определенными поправками, в частности необходимо выделить деньги на детские программы, питание в школе, оборудование сельских школ, компьютеризацию, — убежден ученик 11-го класса, президент совета ученического самоуправления лицея №100 Александр Заема. — Очень бы хотелось, чтобы ушла сама собой проблема детей улицы. Нужно изменять законодательство, систему правосудия — чаще всего дети попадают на улицу из исправительных колоний, которые на самом деле не исправляют, а портят детей».

И все же, большинство пожеланий связаны именно со школой: «Я бы провел небольшую реформу в школе с целью налаживания взаимоотношений между учениками и учителями, — рассказывает ученик 11-го класса Артем Белоус. — Чтобы ребенок мог подойти к учителю, рассказать ему о своих проблемах, получить совет. Этого невозможно достичь, когда в классах сидят по 40 человек. Дети страдают от недостатка внимания и замыкаются в себе». «Далеко не все дети имеют возможность развиваться как личность, — вторит ученица 11-го класса, президент Подольского самоуправления города Киева Катерина Сидорус. — Подростки всегда попадают под влияние — хорошее или плохое, и задание учебного заведения — организовать ребенку как раз хорошее влияние. Это могут быть разнообразные кружки, где ребенок развивается, самоуправление, которое втягивает в работу».

«Проблемой часто становится уверенность взрослых в том, что они все знают, а ребенок не имеет права на собственное мнение. Зачастую дети сами не желают защищать свои права, считая, что взрослые вправе решать все за них. Этакий тоталитаризм в рамках одной семьи», — рассказывает ученик 11-го класса гуманитарной гимназии №5 г. Коростышева Владимир Кочин. «Зачастую дети не знают своих прав. Не знают прав детей и взрослые, которые не выполняют своих обязанностей по охране этих прав, — говорит ученица 11-го класса гуманитарной гимназии №23 г. Житомира Юлия Семений.

Словом, проблем у детей хватает, и они ждут их разрешения. Понятно, что хотят дети и демократии, и независимости, но все-таки, как показало общение, главным желанием для старшеклассников сегодня является именно возможность получить качественное и бесплатное образование. Меньшим же пока что нужно только внимание. Не так уж и много.

Виктория ГЕРАСИМЧУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ