Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Смена акцентов. Эстетических

В Ровно по-своему понимают облагораживание города
22 декабря, 2004 - 20:17
ОДНО ИЗ НЕМНОГИХ СООРУЖЕНИЙ, КОТОРОЕ ОРГАНИЧЕСКИ ВПИСАЛОСЬ В АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ РОВНО, — СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР. ЭТО ВТОРОЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ В УКРАИНЕ ХРАМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ОТКРЫТ В 2001 ГОДУ / АРХИТЕКТОРЫ СЧИТАЮТ, ЧТО КОТЕДЖНЫЙ АКАДЕМГОРОДОК В ОСТРОГЕ БУДЕТ НЕ СТЫДНО ПОКАЗАТЬ САМЫМ ВЗЫСКАТЕЛЬНЫМ ЕВРОПЕЙСКИМ СПЕЦИАЛИСТАМ

Размышления на темы архитектуры и градостроительства на страницах «Дня» представлены не впервые. Интерес к ним закономерен: вряд ли найдется человек, которому было бы все равно, приятна ли для жизни среда в его родном городе, не возникает ли, «благодаря» градостроительным новшествам, некий неуют и т. д. Тем более не может не настораживать хаос, пока еще царящий в данной сфере. Особенно это касается столицы, ее исторического центра... Вроде бы и законы существуют, определяющие правила застройки. Более того, к примеру, в Киеве наконец-то взялись за детализацию Генерального плана развития города — разработку планов детальной планировки каждого района. Ан нет: все равно время от времени возникают такие идеи застройки города, которые иначе как аномалией не назовешь. Со временем киевская практика распространилась и на регионы. И очень неприятно, что несмотря на серьезность вопроса, вышеупомянутое наличие законов, в Украине все еще действуют методом проб и ошибок.

Когда мы говорим о неповторимости того или иного населенного пункта, то в первую очередь имеем в виду не промышленную инфраструктуру или количество автомобилей на душу населения, а, бесспорно, его архитектурный ансамбль. Потому что именно застывшая музыка веков, как метко окрестили архитектуру, определяет саму суть среды проживания определенного количества людей и является визиткой города, городка или поселка.

Исторически сложилось так, что Ровенщина, которая является неотъемлемой составляющей Большой Волыни, всегда находилась на границе европейских цивилизаций, а в течение нескольких веков — на границе двух империй — Австро-Венгерской и Российской, или двух государств — Польши и России. Понятно, что такое пограничное положение таило в себе постоянное ожидание военных столкновений, захватнических войн, заставляло волынян заботиться в первую очередь о защите своего жилища, своей собственности. Поэтому вполне естественно, что на Ровенщине друг за другом возникали замки-имения, замки-города, города-крепости, для которых характерны разнообразные приспособления для эффективного сопротивления: изобретательные инженерные сооружения, подземные ходы, мощные многоярусные башни с внутренними колодцами.

Задача современных архитекторов не только как можно дольше продлить жизнь старинных сооружений, но и органически вписать их в современные архитектурные ансамбли городов и сел Ровенской области. В течение последних лет проведен большой объем реставрационных, отделочных работ в Дубно, Остроге, Корце, Гоще, Ровно, в историко-мемориальном заповеднике «Поле Берестецкої битви». Но вряд ли качество, объемы проведенных работ и, главное, — финансовая их поддержка отвечают современному европейскому уровню. Давно уже назрела потребность в строительстве новых помещений для музейных фондов большинства исторических городов Ровенской области и мемориала в Пляшевой, нуждается в немедленном восстановлении уникальный Таракановский форт.

Отдельная тема — архитектурный вид областного центра. В силу различных обстоятельств Ровно не получило соответствующего исторического наследия, многие здания были разрушены, сделала свое черное дело и широкомасштабная застройка по типовым проектам. А когда отсутствует «генетический код», который определяет неповторимость города, когда нет архитектурного наследия разностилевых сооружений различных веков, на первый план выходит многослойная среда следующих эпох. По мнению большинства ровенских архитекторов, в Ровно парад типизированной застройки, которая в свое время решала жилищные проблемы, разрушил определенные признаки ансамблевости небольшого города на волнистом рельефе. Они считают, что теперь сложилась уникальная ситуация, когда вместе с введением новых технологий утепления и реконструкций фасадов создается новый архитектурный фон центра города и возникают новые эстетические акценты.

За последний год используется сочетание систем типа «драйвит» и современных фасадных красок. Первое окрашенное сооружение — кинодворец «Украина» на центральном ровенском майдане Незалежности — это вызов установившимся нормам и вкусам определенной категории граждан. По мнению архитекторов, вызов слишком откровенный и рассчитанный больше на шокирующий эффект, чем на умеренную и сбалансированную эстетику. Потому что вряд ли яркий оранж гармонирует с теплыми тонами зеленого оттенка боковых сооружений майдана Незалежности.

Очевидно, что определенный дискомфорт в управлении архитектуры города почувствовали, хотя и далее утверждают, что полихромия создает Ровно яркое, веселое архитектурное лицо. Ведь в дальнейшем цвет используют довольно осторожно, акцентируя внимание на изменении пластики фасадов и создании цветных декоративных композиций. Именно таким образом ровенские архитекторы пытаются сочетать древнее и новое, типовое и уникальное и считают это ключом к тому самому таинственному «генетическому коду» города. Вполне закономерно при этом, что идеи «современной палитры» главного архитектора Ровно Николая Пасечника не только были поддержаны городской властью и большинством коллег-архитекторов, а и совпали с желанием производителей фасадных систем.

Чего здесь больше — бизнеса или творчества? По моему мнению, доминирует как раз экономическая составляющая, что, как ни парадоксально, с одной стороны, является позитивом, а с другой — негативом. Ведь не секрет, что областному центру катастрофически не хватает средств на то, чтобы поэтапно реализовывать недавно утвержденный генеральный план застройки города. Вот и прибегает городская власть к определенному компромиссу, подписывая выгодные контракты с производителями фасадных систем, тротуарной плитки, пластиковых окон и тому подобное. Такая схема, безусловно, дает возможность упорядочивать дома и дороги с минимальными затратами и, в то же время, нарушает планомерность и ослабляет контроль над самодеятельностью заказчиков и производителей.

Вспоминая начало 80-х годов прошлого века, уместно было бы заметить: несмотря на определенную типизацию, как раз тогда у Ровно было свое неповторимое лицо небольшого, опрятного, зеленого и цветущего европейского городка. Во всяком случае в те времена никому и в голову не приходило рядом с девятиэтажным домом построить трехэтажный коттедж вычурной формы или уложить тротуарную часть центра города плиткой разного типа, как это практикуется сейчас.

У архитекторов Ровно хватает больных проблем: это, например, расчистка устья реки Устя, озеленение микрорайонов, расширение сети культурно-творческих заведений. И, конечно, едва ли не более всего удручает отсутствие финансирования на жилищное строительство. Ведь Ровно едва ли не единственный областной центр Украины, в котором строительство жилья почти совсем прекращено. Не оставляют в покое и ровенские долгострои, к которым годами никому нет дела. Ровенчане с большим нетерпением ждут не дождутся, когда уже наконец завершится строительство очень нужного городу дворца спорта на улице Степана Бандеры. Но решать эти и другие наболевшие вопросы, заботиться об архитектурном лице города должны не только специалисты, но и депутаты Ровносовета, городская община в целом. Так всем миром и можно будет добиться гармонии и уюта в городе, в котором жить нам и нашим детям и внукам.

КОММЕНТАРИЙ

Виктор КОВАЛЬЧУК, директор проектно-строительной фирмы «Вантек» (г. Ровно):

— Архитектурное лицо современного Ровно приобретает новые черты и в целом улучшается, потому что прогресс остановить невозможно. И переход от государственного строительства к частному содействует качеству строительных работ, изысканности новых архитектурных форм. Хотя есть некоторые несогласованности между ними и заказчиком из горисполкома. Поэтому и появились в городе нехарактерные для Европы фасады домов, окрашенные в «ядовитые» цвета, а центр города перегружен различными стилями. Но исправление ошибок — только дело времени.

Недавно утвержденный генеральный план строительства областного центра отвечает европейским нормам, учитывает большинство запросов его жителей. Другое дело, что стопроцентно его выполнить средствами городского бюджета нереально. Без внешнего инвестора проект так и останется проектом. На помощь ровенчанам должны прийти значительные капиталовложения, в первую очередь из Киева, где строительный бум уже достиг своего апогея, а рынок перенасыщен строительными фирмами.

Возможно, тогда в Ровно постепенно будет решаться жилищная проблема, потому что на данный момент строительство жилья практически замерло на нулевой отметке. Будет способствовать этому, надеюсь, и новая политика государства в сфере кредитования.

Сергей СТЕПАНИШИН, Ровно. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ