В последние дни внимание страны было в основном приковано к Верховной Раде, где обсуждались и принимались решения, которые, безусловно, очень во многом будут определять дальнейшую судьбу Украины. Между тем в этот же день неподалеку без лишнего и, действительно, ненужного ажиотажа, но не менее напряженно работал другой центр разработки определяющих для страны решений — Национальный банк. Здесь речь шла о том, чтобы сделать невозможными и ликвидировать риски, возникшие на банковском поле вследствие политических событий. О ходе этой работы в разговоре «Дня» с заместителем председателя НБУ Александром Шлапаком.
— Кто, по вашему мнению, был зачинщиком элементов паники на финансовом рынке Украины и были ли для этого объективные основания?
— Как по мне, то паника возникла после заявлений наших политиков. Я думаю, что именно они всколыхнули ситуацию, которая после этого каждый день изменялась. Так вот, ее следует рассматривать буквально по дням, начиная с 25—26 ноября, когда прозвучали столь резкие заявления как со стороны провластных, так и оппозиционных политиков. С 1 по 25 ноября банковская система утратила депозитов физических лиц на 21,7 миллиона гривен. С 26 ноября и по конец месяца — 1,3 миллиарда гривен. То есть за три дня в 60 раз большее, чем почти за весь ноябрь. Лишь 30 ноября, фактически за полдня до выхода постановления НБУ «О временных мерах по деятельности банков», потеря депозитов достигла 584 миллиона гривен. Или давайте рассмотрим срочные депозиты субъектов хозяйствования. За первые 25 дней ноября сокращение на 29 миллионов, а за два последних дня перед упомянутым постановлением — в 20 раз большее. Таким образом потери, а затем и угрозы банковской системе, привязаны именно к этим датам, когда звучали упомянутые заявления.
— А были ли для этого объективные основания?
— Я считаю, что никаких объективных предпосылок, чтобы говорить о том, что банковская система может рассыпаться, не было. Вот цифры, которые определяли тенденции развития банковской системы за 11 месяцев в этом году. Рост активов — 33%, кредитных портфелей — 33,5% (долгосрочные кредиты возросли на 60%, кредиты физическим лицам — почти на 70%). Рост вкладов физических лиц — 32%, капитала банков — 30%. То есть очень хорошая активная статистика. Сбалансированный, нормальный, достаточно быстрый рост, почти втрое превышающий рост экономики в целом. И очень важные для нас последствия — сбалансированный рост активов и капитала банков, чего раньше не было, поскольку до сих пор капитал рос вдвое, а то и втрое медленнее, чем активы. Чрезвычайно благоприятной была и, кстати, остается и ныне, валютная ситуация — большее 5 миллиардов долларов выкуплено в резерв Национального банка, что обеспечивалось положительным сальдо внешней торговли. Таким образом, экономика страны развивалась абсолютно нормально и прогнозируемо. Вот почему я делаю вывод, что объективных причин не было. Причины следует искать в политической ситуации и, конечно, в невзвешенных заявлениях политиков.
— О чем тогда шла речь в докладной записке Нацбанка, на которую ссылался Президент Леонид Кучма?
— В записке внимание Президента было обращено на то, что именно невзвешенные заявления, а в особенности — сепаратистские заявления из отдельных регионов приводят к дестабилизации ситуации. Если взять региональный разрез не очень приятной картины, которую я вам нарисовал, то, к сожалению, надо отметить, что в первую очередь пошли снятия вкладов именно в этих регионах. Так вот в обращении была просьба, чтобы Президент, как человек, который отвечает за стабильность в государстве, применяя свои возможности и полномочия, повлиял на политиков, как минимум провластных, чтобы они не политизировали экономику, не прибегали к опасным сепаратистским заявлениям и не вовлекали во все эти проблемы банковскую систему. Мы показали реальное состояние дел и предложили осуществить ряд шагов, направленных на стабилизацию.
— Банкиры полностью одобрили постановление НБУ №576, но не считаете ли вы, что и оно кое в чем способствовала нынешнему обострению ситуации и может сказаться на дальнейших перспективах развития банковской системы. В частности, был ли полностью мотивированным практически полный запрет продажи валютной налички на розничном рынке? Не скажется ли это в конце концов на инфляции? Кроме того, Нацбанк это постановление уже совершенствует, то есть нашел в нем ошибки... На что направлены эти мероприятия?
— Еще древние люди хорошо понимали, что любая вещь может быть и лекарством, и ядом. Так и в этом постановлении есть очень много положительного, но можно найти и негатив. Мы это постановление обсуждали в банковской среде и принимали также практически вместе с ней. Соответствующая дискуссия продолжалась около пяти или шести часов с участием ведущих банкиров (из первой банковской десятки), авторитету которых мы доверяем и которые выступают нашими постоянными экспертами. Были приглашены и другие специалисты, которые опять же таки постоянно работают с нами. Итак, я разделяю в основном те оценки, которые прозвучали в СМИ и считаю, что в этом постановлении значительно больше положительного, чем отрицательного. Мы должны были остановить политический вал, направленный на разрушение экономической системы, и не допустить его к банковской системе. В другом случае, если бы тенденции, о которых я вам говорил, длились хотя бы еще 3—4 дня, то, я убежден, это уже была бы действительно паника. А в этом случае уже значительно более тяжело, или даже практически невозможно, остановить действия людей, а также субъектов хозяйствования. Впрочем, я считаю, что постановление было абсолютно своевременным. Другое дело, перспективы. Безусловно, мы понимаем, что кое-что напугало людей. Ведь еще вчера при необходимости можно было в любой момент снять срочный депозит в банке... А потому завтра или послезавтра люди будут более осторожными, большее будут думать и колебаться прежде чем нести деньги в банк. Что же — это цена, которую придется заплатить за шаги, которые мы сегодня сделали. Но взвешивая одно и второе, я считаю, что лучше сохранить систему. Даже при условии, что она, возможно, в январе или феврале, если все станет на свои места и государство возвратится к нормальной жизни, будет расти не такими темпами, на которые мы рассчитывали Это лучше, чем разрушить и совсем потерять банковскую систему просто из-за неспособности политиков адекватно отреагировать на то, что делалось на улице. По моему мнению, у нас просто не было особого выбора. Мы сделали то, что должны были сделать в этой ситуации.
Однако в вашем вопросе есть также и недостаточно корректный элемент. Речь идет о запрете продажи наличной валюты. В постановлении такого пункта нет. Там есть лишь ограничение. Если человек покупает больше тысячи долларов, то должен пройти процедуру усиленного финансового мониторинга. А именно: принести с собой паспорт и ответить на вопрос банкиров: «У вас действительно есть потребность в покупке такой суммы валюты?». Другое дело, что валюты не хватает. Это действительно так. Хотя мы, например, сегодня продали большее 120 миллионов долларов. И ежедневно коммерческие банки выходят на аукцион и покупают валюту под так называемое валютное предложение, чтобы самим иметь возможность или завозить валюту, или торговать ею. Но если в октябре, когда также были определенные возмущения на валютном рынке, спрос населения увеличился в два раза, а предложение сократилось на 23% (в абсолютных цифрах превышение спроса над предложением составляло свыше 1,2 миллиарда долларов), то в ноябре эта диспропорция была еще худшей (спрос возрос в 9 раз) и нам оставалось одно: давать как можно больше денежной наличности, вместе с тем руководя этим процессом для того, чтобы валюту смогли получить именно те, кому она наиболее остро необходима. И при этом нельзя было допустить, чтобы она шла непосредственного на черный рынок. На это и были направлены разработанные нами меры.
У нас были факты, когда человеку в один день продавали два миллиона доларов.. Продавали валюту и по утраченным паспортам... по 400—500 тысяч долларов. Поэтому сейчас силами центрального банка и наших территориальных управлений мы проводим тотальные проверки, стараясь подкрепить ними основное правило: продавайте мелкими суммами по возможности более широкому кругу людей. Я надеюсь, что в этом плане мы обеспечим на валютном рынке порядок. А те банки, которые не хотят его придерживаться, мы безжалостно выключаем из наличной сессии и предостерегаем, что и в дальнейшем не будем поддерживать валютной денежной наличностью тех, кто не хочет играть по правилам. Они будут жить только на той валютной наличке, которую покупают через свои валютные кассы. Итак, я хочу подчеркнуть еще раз, что никаких искусственных ограничений мы не создавали. И я удивлен тем, что именно этот тезис муссируется в печати.
— Практически валюту нельзя купить.
— Запрет и практическая покупка — это разные вещи. Спрос возрос настолько, что в банках, даже несмотря на нашу помощь, возник валютный дефицит. И я сам у себя спрашиваю, почему люди не реагируют на предупреждения Нацбанка. Вы помните, что эта ситуация уже была, когда в конце сентября доллар подскочил на черном рынке до 6—7 гривен. Мы предостерегали: не покупайте, так как в этом нет экономического смысла. И когда гривна снова поднялась к отметке 5,4, многие люди на этом, к величайшему сожалению, потеряли. Поэтому мы и сейчас говорим, что ажиотаж создается искусственно, подпочвы у него нет. Но чтобы удовлетворить спрос в полтора или два миллиарда, придется продать значительную часть резервов Нацбанка. Нужно ли это делать? По нашему мнению, в этом нет смысла. Относительно уточнения постановления №576. Безусловно, мы понимали, что жизнь нас поправит, и поэтому на селекторном совещании 30 ноября со всеми банкирами Украины предложили: «Прочитайте постановление, начните работу по нему и немедленно информируйте нас в том случае, если вы видите, что где-то мы перегнули палку». Сейчас мы уже получили около 50 писем от коммерческих банков, ассоциаций коммерческих банков, территориальных управлений, предприятий, которые считают, что надо было бы кое-что в нем поправить. Так вот к постановлению принято ряд дополнений. Мы дали по этому поводу широкие разъяснения. На сегодняшний день мы снова имеем огромное количество проблемных вопросов. Они рассматриваются...
— Как Нацбанк будет восстанавливать доверие вкладчиков? Есть ли уже какие-то идеи относительно этого?
— Мы не хотим думать, и, я думаю, такого и нет, что утрачено доверие населения. Мы говорили, что есть, скажем, предостережение, но посмотрите на цифры, которые я вам приведу. С 1 по 3 декабря мы имеем в Киеве, где был наибольший отток средств, 181 миллион гривен дополнительно положенных срочных депозитов, которые поступили от юридических и физических лиц. То есть я надеюсь, что предприниматели и физические лица с пониманием отнесутся к проблемам, которые возникли в период, который надо просто пережить. Я не верю, что за такой короткий период утрачено доверие, для создания которого банковская система продолжительное время, как сказал недавно и.о. председателя НБУ Арсений Яценюк, работала как «настоящие швейцарские часы», и нам надо теперь принимать какие-то меры, чтобы восстановить это доверие. Впрочем, я имею надежду, что постановление №576, как в нем и записано, отомрет 31 декабря. И надеюсь, что к тому времени особых политических, а тем более экономических оснований для того, чтобы поддерживать какие-то ограничения, у нас уже не будет. Затем люди продолжат работу с банками в обычном и привычном уже для них режиме, как работали на протяжении последних 3—4 лет.
— Можете ли вы хотя бы приблизительно оценить сумму, которую Украина потеряла в связи с нынешним бегством капиталов за границу? Все ли схемы для этого вам были известны и перекрыты?
— Приблизительную оценку можно дать — это около 300—400 миллионов долларов ежемесячно начиная с сентября. Причем замечу, что мы видим, как существенно увеличились суммы средств, которые выводилось за границу именно в последние месяцы. И такой процесс, к сожалению, циклический. Всегда, когда проходит какая-то политическая кампания, возникает неопределенность. Предприниматели при этом или же стараются не завозить валюту в страну (но здесь есть достаточно жесткое правило «90 суток» и потому мы не ощущаем недостатка средств, которые должны поступать на распределительные счета). Или же ускоряется вывод капитала из страны. Именно это происходит в последние три месяца. Мы даже были вынуждены останавливать очень много операций, несмотря на то, что они на сегодняшний день имеют все основания для того, чтобы быть проведенными. Основная схема — это возврат инвестиций, которые якобы были заведены в нашу страну. Учитывая абсолютную путаницу в законодательстве Украины по валютному регулированию, такие схемы, к величайшему сожалению, работают. Это касается инвестиций, которые выводятся как юридическими, так и физическими лицами. Смотрите, практически все они выходят на основе решения судов, которые вменяют в обязанность банка провести такую трансакцию. Часто мы об этом не знаем, а банк иногда, к сожалению, даже помогает такому клиенту. И вторая популярнейший схема — покупка валюты под операции по импорту без завоза товаров на территорию нашего государства. Все, что могли, чтобы прекратить такие сделки, мы вместе с налоговой администрацией сделали. Ныне совершенствуем наше взаимодействие. Однако наше законодательство, опять таки, разрешает проведение подобного рода трансакций.
— Ныне идут разговоры о том, что НДС-облигации были выкуплены в основном нерезидентами, и скоро срок выкупа этих ценных бумаг. Исключаете ли вы возможность еще одного технического дефолта для Украины?
— Исключаю. Это не тот объем — миллиард долларов. Ведь страна имеет почти 10 миллиардов долларов резервов. Это не та ситуация, которая приведет нас к дефолту.
— То есть, в этом случае Нацбанк будет платить из резервов?
— Будет платить правительство, поскольку оно эмитировало облигации, оно и будет рассчитываться. Я надеюсь, что в скором времени будет принят бюджет на 2005 год. Во всех его вариантах, которые вносились в парламент, были предусмотрены средства на обслуживание этого долга. Причем, следует учитывать, что эти облигации выпускались на 5 лет. И соответственно будут выкупаться. Таким образом, предъявление их завтра к оплате невозможно. Они могут работать только на вторичном рынке. Во всяком случае это далеко не та сумма, которая может привести к дефолту.
— Есть ли у вас, как человека, которого называют среди кандидатов на должность председателя НБУ, свой план возвращения Украины к тому подъему экономики, который страна уже начала ощущать накануне выборов?
— Я могу говорить лишь о планах относительно развития банковского сектора и макроэкономической ситуации. Бесспорно, у нас такой план есть. Кроме того, ныне речь идет о создании следующей программы развития банковской системы Украины, в которую закладывается уже значительно больше новых и интересных вещей. Что касается макроэкономической ситуации, то наша задача на сегодняшний день, к величайшему сожалению, достаточно сложная. Мы снова вынуждены будем сидеть на двух стульях: одновременно обеспечивать ресурсами экономический рост и бороться с инфляционными процессами. Это довольно сложно. Вот почему мы делаем акцент на том, что в перспективе надо избрать один основной показатель. И в дальнейшем, это, безусловно, будет борьба с инфляцией. Ныне ведутся очень серьезные исследования того, каким образом перейти к так называемому инфляционному таргетированию. Мы изучаем предпосылки, которые разрешат перейти к такой макроэкономической модели. Это первое направление, по которому мы будем следовать. Что касается валютно-курсовой политики, то кризис, в который мы попали, показывает еще раз, что мы едва ли готовы к полной либерализации валютного режима. Вот почему мы готовим новый законопроект о валютном регулировании, так как уже нельзя работать по декрету, изданному еще в 1993 году. В этом документе будет очерчен оптимальный для сегодняшней Украины валютный режим... Надо также усовершенствовать и банковский надзор (это именно то направление работы, которыми я непосредственно занимаюсь в Национальном банке). Могу отметить, это в этом мы отстаем от цивилизованного мира и очень серьезно. Причем отстаем также и от наших соседей по СНГ. Мы планируем уже с 2005 года ввести элементы новой системы банковского надзора на основе оценки рисков.
— Вы не отреагировали на реплику относительно того, что вас называют одним из кандидатов на пост председателя Нацбанка.
— Меня удовлетворяет сегодняшняя работа и у меня нет амбиций быть председателем Национального банка. Я уверен, что в стране есть много других людей, достойных этой должности.
— А были по этому поводу какие-то предложения, кулуарные разговоры?..
— Ситуация, которую мы ныне имеем в банковской системе, не побуждает к неспешному разговору за чашкой кофе типа: «А если бы, а если…»... Очень много неизвестных в уравнениях, которые приходится сегодня решать. Я думаю, что решение политического конфликта, который мы имеем сегодня в государстве, и естественный ход нынешнего политического процесса вытолкнет на поверхность людей, которые абсолютно нормально смогут руководить, как правительством, так и Национальным банком. А мы им в этом поможем, так как, как мне кажется, хорошо ориентируемся в том, что надо сделать в ближайшее время. Поэтому мы эти вопросы не обсуждали, и с нами, слава Богу, никто не вел разговоров на эту тему. Я говорю «мы» потому, что имею в виду не только себя, а и Арсения Яценюка, с которым мы очень близко контактируем. Кстати я считаю его абсолютно достойным человеком, в том числе и для того, чтобы занять эту должность. А если будет избран Президент, то он, безусловно, определится с командой...