Как хочется сейчас писать спокойно, тихо и без эмоций. Это трудно, потому что оранжевая революция уже победила. Она сломала закостенелый механизм информационного беспредела, вернуться к которому невозможно ни при каком дальнейшем развитии событий. Эта ее победа объединила нас всех. Мы ощутили необыкновенное чувство освобождения, радости и счастья.
Но окончить революцию всегда труднее, чем ее начать. Она кажется бессмысленной, если нет смены персон во власти, если нет победителей и героев, если нет побежденных и наказанных. Я очень хочу, чтобы нашему народу удалось сделать то, что пока не удавалось никому — выйти из революции, не запятнав ни ее, ни себя кровью.
Сейчас кажется, что это еще не все, что впереди более серьезные победы. Но это не так. Основное завоевание оранжевой революции — это информационная свобода и независимость граждан Украины. Дальнейший путь оранжевых без смены лозунгов и символов — это дорога от праздника победы к пропасти и забвению ее основного завоевания.
Если бы после 21 ноября все ограничилось несколькими тысячами бело-голубых шарфиков, которые, побродив по Киеву, удалились восвояси, то власть осталась бы один на один с оранжевыми романтиками. Но бело-голубые не иссякли. Более того, они ответили любовью на любовь, братались, радовались свободе, но… вместе с собой они привезли в Киев и свою правду, суть которой проста — они выбрали Януковича. А главное, для них кандидатура Ющенко так же неприемлема, как на Западе и в Киеве неприемлема кандидатура премьера в ипостаси президента. И причины для этого у них более весомые, чем право говорить на русском языке. Языковая проблема в их выборе играла весьма незначительную роль.
Восток проголосовал за Януковича потому, что за все годы независимости Киев не проводил экономическую политику в интересах восточных регионов Украины. Более того, он активно и подчас демонстративно игнорировал эти интересы. И речь идет не только о заводах, которые в одночасье стали никому не нужны. Без работы остались миллионы людей, не имеющих собственности и средств к существованию в виде земли или возможности хоть как-то себя прокормить.
Экономическая политика реформ базировалась на трех китах — повышении стоимости энергоресурсов до уровня мировых цен, разделении энергосистем России и Украины, приватизации объектов собственности с участием мировых финансовых и бизнес-структур.
Виктор Ющенко, будучи главой Нацбанка Украины, с гордостью причислял себя к молодой демократической и менеджерской элите. Сегодня все не без оснований говорят, что он в высшей мере образованный человек. Это так. Однако надо сказать, что он не просто образованный человек. Он носитель совершенно определенных взглядов на то, какой должна быть экономическая политика в Украине. Три кита — это та основополагающая идея, вокруг которой объединились молодые реформаторы Украины.
Виктор Пинзеник — директор Института реформ, Юлия Тимошенко — бывшая глава ЕЭСУ и вице-премьер, Юрий Ехануров — бывший член правительства, а впоследствии глава одного из управлений Администрации Президента Украины и т.д. и т.п. (большая часть его окружения) — это единомышленники и соратники Ющенко, разделяющие его убеждения и планы. Они, будучи во власти, работали, реализуя эту программу и эту идею. Сегодня они хотят вернуться, чтобы продолжить свою работу. И Восток Украины с этим смириться просто не может.
Регионы Западной и Центральной Украины, промышленный потенциал которых был невелик по энергозатратам (по сравнению с Восточным промышленным регионом), этого не понимают. Люди, проживающие там, убеждены, что главной проблемой страны до сих пор остается борьба с какими-то олигархами в какой-то власти и смена президента все может изменить. Но это миф! Очень удобный миф, за которым созрел новый нарыв, способный сегодня разорвать Украину на куски.
Ситуация обостряется и тем, что впервые в восточных регионах Украины интересы и симпатии граждан и представителей власти совпали. Ведь дело в том, что Восток Украины оплатил авантюризм молодых реформаторов не только несколькими годами тяжелейших потрясений, а и ЖИЗНЯМИ многих людей. Представьте себе больницы, обставленные генераторными установками, привезенными со всех воинских частей для того, чтобы детишки в кислородных камерах не погибли из-за отключений электроэнергии. Люди, которых просто невозможно было вынести из каменных обесточенных высотных гробов, чтобы оказать им медицинскую помощь, умирали. Люди, лишенные работы и возможности себя прокормить, кончали жизнь самоубийством и связывали это с властью. И не просто с властью, а с теми ее представителями, которые очень грамотно и толково объясняли с экранов телевизоров, что повышение стоимости газа и электроэнергии — это правильно, а разделение энергосистем — это перспективно и необходимо для того, чтобы мы были еще более независимы ото всех.
Когда Юлия Тимошенко в должности вице-премьера приехала в Харьков, ей очень долго и подробно объясняли, чем люди платят за эту авантюрную экономическую политику. Но она «боролась с олигархами» и неважно, что оплачивалась эта мифическая борьба нечеловеческими условиями жизни простых людей. Юлия Владимировна объясняла всем, что народу надо срочно победить еще одну мафию в стране, восстановить справедливость и правду, и вот тогда наступит светлое завтра.
Это светлое завтра наступило два года назад, когда энергосистемы Украины и России были объединены и восточный регион получил ресурсы не только для нормальной жизни, света, тепла и горячей воды в домах простых людей. Он получил энергетическую базу для возрождения производства. Сегодня, глядя на Виктора Ющенко, многие видят за его спиной все тех же людей — носителей той экономической программы, не хотят и не могут с этим примириться.
Жители Сумской области и села Хоружевки знают, за что борются и почему Виктор Ющенко, который родом отсюда, им нужен в статусе президента страны. Однако хотелось бы, чтобы они понимали жителей других сел и областей, которым не светит получить президента и самим фактом такой территориальной статусности, как родина президента, решить проблемы своего региона на долгие годы вперед.
Евгений Кушнарев — не борется. Он знает, чем заплатил Харьковский регион за отсутствие сильного политического лобби в Киеве. Мэр его не поддержал. Это понятно, ведь мэром он стал уже при премьере Януковиче и губернаторе Кушнареве. Мэру проще сегодня играть в демократию. Харьков уже забыл и простил власти промерзшие насквозь стены своих домов. Слишком много в Харькове центровой интеллигентной умной элиты, которая не очень мерзла, не обременена малыми детьми, не грела на керосиновых лампах кашки, а посему приоритет отдает честным новостям. К сожалению, для нее правда о борце Ющенко дороже правды о его реформаторском авантюризме. Но я думаю, что и среди них, неспособных принять прошлое Януковича, есть такие, для которых оно не может быть препятствием для взвешенного анализа происходящего. Они уже начинают понимать, что в случае автономизации Донецкой и Луганской области основной груз донорских выплат в бюджеты Западного региона ляжет на плечи таких областей, как Харьковская, Полтавская, Запорожская и других, где промышленность работает.
Донецк и Луганск сейчас даже не хотят пытаться в сотый и тысячный раз объяснять свои проблемы. У них есть деньги, производство и трудовой потенциал, который не имеет адекватного властного ресурса на высшем уровне государственной экономической политики. Каждый свой шаг и вздох они вынуждены ставить в зависимость от решения киевских чинов. И зависимость эта очень дорого им обходится. Должность президента — это пятилетняя гарантия нормального отношения к Донецкому региону и шанс для других регионов, имеющих аналогичные проблемы.
Терпеливый Восточный регион очень долго раскачивается. Он не легок на подъем, однако демарш Львова стал последней каплей в споре, причина которого была и остается в несправедливом распределении политического влияния Востока и Запада на государственную экономическую политику. Упразднение государственной администрации во Львове спровоцировало очень эмоциональную и жесткую реакцию Востока. Конечно же, неадекватную. Но неизбежную в сложившейся ситуации.
Группа Ющенко, не комментировавшая львовский демарш, выступила с требованием правовых репрессий к восточным регионам. Это показательный факт. Он подтверждает, что свои планы эта группа и дальше будет строить на таком распределении ролей, в котором Восток будет работать на этой земле и кормить Запад, а Запад будет разговаривать о национальных идеях, работать в Испании и жить по европейским стандартам, получая на каждого гражданина денег больше, чем в тех регионах, где эти деньги наполняются реальным производственным содержанием.
Понять проблемы Западного региона можно и нужно. Они не хотят жить, как в Горловке. Они хотят жить, как ТАМ. Но что можно сделать, если в представлении восточников их неспособность создавать рабочие места и обустраивать собственную землю собственным трудом уже приобрела патологический характер? Убеждена, что западникам не легко. Но не только я заметила: во всех своих проблемах и трудностях они винят, как правило, не себя, а…. плохую центральную власть и снова каких-то олигархов.
Для теневой экономики совершенно безразлично, кто именно будет ее уничтожать. Ее интересуют только технологии уничтожения. Те, которые гарантируют ей легализацию и сохранение прибыльности, ее устраивают. Легализация теневой экономики в такой технологии возможна только через приватизацию. Любая другая технология детенизации экономики возможна только революционным путем, который приведет к резкому падению уровня жизни значительного числа граждан Украины и снижения защищенности нашего экономического потенциала. Любой грамотный экономист это понимает. Ющенко, который делает вид, что этого не понимает и призывает к борьбе с олигархами, может в такой ситуации восприниматься только в образе американского ставленника или образованного и просвещенного авантюриста. Я отвергаю обвинения в ставленничестве, однако не могу себе объяснить причины, по которым его команда продолжает раздувать антиолигархическую истерию.
Перспектив выхода из оранжевой революции может быть несколько. Различные варианты обсуждают политологи и аналитики. Сегодня можно очертить только несколько основных узловых проблем, разрешение которых позволит гражданам Украины выйти из оранжевой революции победителями, а не обманутыми марионетками в борьбе политиков.
Во-первых, необходимо перераспределить полномочия и функции между президентом, Кабмином и парламентом. Региональным элитам нужно дать гарантии того, что их экономический потенциал всегда будет иметь адекватный ему политический ресурс для влияния на государственную экономическую политику.
Во-вторых, необходимо ввести институт избрания губернаторов и пересмотреть административно территориальную и функционально- полномочную структуру государственных администраций.
В-третьих, необходимо проголосовать-таки закон о легализации капиталов на тех условиях, которые предлагает та часть парламента, которая представляет восточные регионы Украины.
В-четвертых, необходимо обществу сказать всю правду о происходящем. И о том, почему Восток проголосовал за Януковича. И почему Киев не хочет терять свой бизнес-олигархический статус по отношению к регионам Украины. И о том, что Восток без Запада просто растворится в России, не получив взамен ничего. И о том, что Запад без Востока превратится в никому не нужную провинцию, за которую никто не будет бороться и с которой никто не захочет иметь дело. И о том, почему до сих пор счастливых оранжевых революционеров никто не поздравил с их главной победой, которую они УЖЕ достигли — с завоеванием информационной свободы в нашей стране и возрождением чувства единения нации.
Я поздравляю революционеров, благодарю их, радуюсь вместе с ними и желаю им и себе с честью и достоинством выйти из революции в мирную жизнь. Для этого, к сожалению, недостаточно просто полюбить «донецких» или Януковича. Надо совершить над собой усилие и захотеть понять как людей, так и истинные причины, которые привели нас от теневой политики, теневой экономики и теневой информированности к темным перспективам разрушения того, что сегодня есть наша общая родина. У птицы счастья два крыла. Сегодня, опираясь только на одно из них, мы не даем этой птице никаких шансов взлететь.