Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Марина НЕЕЛОВА: Все баталии актера — на сцене

Теннесси Уильямс — с «чистого листа»
2 декабря, 2004 - 19:00
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ» / ФОТО ИЗ АРХИВА «СОВРЕМЕННИКА»

На сцене Театра им. И. Франко проходят гастроли легендарного театра «Современник». Москвичи знакомят киевлян с двумя своими знаковыми постановками «Сладкоголосая птица юности» по пьесе Теннесси Уильямса в постановке культового режиссера Кирилла Серебренникова и «Бесы» по роману Ф. Достоевского в постановке известного польского режиссера Анджея Вайды.

Для зрителей спектакли «современниковцев» — всегда разговор о том, что их волнует. С одной стороны, масштабные сценические работы (со сложными декорациями), а с другой, — интересный эксперимент над классикой, необычные режиссерские «прочтения» и актерские открытия. В советские времена театр «Современник» не пускали в Украину наши тогдашние чиновники от культуры, считая, что слишком вольнолюбивым духом веет от их постановок. Времена изменились, и, благодаря продюсерской компании «Advice», уже пятый год продолжается театральный роман киевлян с «современниковцами». Примечательно, что в 1999 году, после огромного перерыва, свои первые гастроли москвичи начали со знаковой для них работы «Крутой маршрут». Потом были «Трудные люди», «Вишневый сад», «Пигмалион», «Мы едем, едем, едем...», «Три товарища», «Играем Шиллера», т. е. фактически все лучшие спектакли коллектива. Ныне москвичи проявили свою гражданскую позицию и приехали в нашу столицу в непростой период. Ведь сегодня Украина стоит на пороге перемен. Именно в эти дни решается судьба нашего государства, будущего нашей страны. Как призналась художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек: «Мы посчитали, что не можем обмануть доверие публики и отменить гастроли. Наш ответ политикам — сцена. А Украине я желаю мира и процветания, чтобы не пролилась кровь и вы стали жить лучше».

1 и 2 декабря зрители увидели одну из недавних новинок коллектива спектакль «Сладкоголосая птица юности». В нем молодой российский режиссер Кирилл Серебренников рассказал горькую историю о несбывшихся надеждах, разбитых судьбах. Зрителей она шокирует жестокостью, но одновременно увлекает страстностью. Постановку можно назвать бенефисом примы «Современника» Марины Нееловой.

Перед спектаклем «Дню» удалось пообщаться с актрисой. И хотя Марина Мстиславовна не любит давать интервью, но все же на несколько вопросов она согласилась ответить.

— Сегодня многие киевляне, высказывая свою гражданскую позицию против фальсификаций президентских выборов вышли на Майдан Независимости. Поэтому мой вопрос касается не творчества, а вашего отношения к нынешней ситуации в Киеве?

— «Оранжевую революцию» мы увидели из окна автомобиля, — призналась Марина Мстиславовна Неелова. — Мы не политики, а деятели искусства, и не считаем себя в праве давать какие- либо оценки событиям, происходящим в другом государстве. Хотя не скрою, что переживаем за украинцев, как наших ближайших соседей. Мы в Киеве гости и о ситуации знаем лишь по информациям из СМИ, а также из того, что увидели своими глазами, проезжая по улицам Киева. Что говорить нам, если люди, живущие в Украине, имеют разные взгляды и прямо противоположные позиции? Мы должны быть корректными. Украинцы сами решат, как им жить дальше, кого избрать своим лидером. Что же касается нас, артистов, то свою политическую позицию, симпатии и антипатии мы высказываем на сцене, играя в спектаклях.

— То есть, исходя из ваших слов, вы считаете, что искусство должно быть вне политики? А в Украине по этому вопросу мнения разделились. Например, Национальная опера Украины и Молодой театр до стабилизации обстановки закрылись. Многие деятели культуры выступают на митингах в поддержку того или иного кандидата на пост президента Украины...

— Политики и актеры — разные профессии. Мне кажется, что актер все свои вопросы, ответы, проблемы, внутренние баталии должен решать, выходя на сцену. В этом есть сила моей профессии. Я считаю, что интервью мы даем тоже на театральных подмостках. Именно поэтому я отказываюсь от интервью. Считаю, что только на сцене мы предельно откровенны и именно там зрители все о нас узнают. Потому, что сцена чрезвычайно обнажает человека... На мой взгляд, каждый должен заниматься своим делом и делать его хорошо...

— В Киев вы привезли «Сладкоголосую птицу юности». Долгое время во МХАТе шел с аншлагами спектакль с таким названием. Существует его телеверсия. «Современник» пьесу Теннисси Уильямса переделал (добавлены целые мистические куски, написанные Ниной Садур) вы сразу приняли такой гремучий «коктейль»?

— Когда было решено ставить «...птицу» в нашем театре, то я сознательно не стала смотреть МХАТовскую версию и работала над спектаклем «с чистого листа», искала свои краски. Что же касается сюжета нашей постановки, то перенести действие из отеля в дом престарелых — концептуальное решение режиссера Кирилла Серебренникова. Работать с ним мне было очень интересно. Насколько удачным получился наш спектакль, я сказать не могу, так как его надо видеть со стороны, как зритель, я а нахожусь в середине театральной «кухни». Серебренников — молодой режиссер. Пьесу Уильямса он увидел по-своему и, как мне кажется, получилось неожиданное прочтение и довольно любопытное сценическое решение (художник — Владимир Симонов. — Т. П. ). Наша «Сладкоголосая птица юности» — режиссерский спектакль. Хотя я не могу сказать, что мы, актеры, только исполнители задумок режиссера. Мне кажется, что каждый актер — это соавтор, соучастник и созидатель спектакля. Должна быть команда творцов. Хотя есть определенные вещи, когда актер не вправе вмешиваться. С режиссером я могу с чем-то не соглашаться, но это не моя территория (режиссерское видение постановки). Так, я могу вмешиваться лишь в те процессы, которые касаются конкретно моей профессии. Если я, как актриса, с чем-то не согласна, то спорю и отстаиваю свою позицию. И только тогда мы сможем вместе прийти к определенному результату: либо я буду убедительной, либо режиссер переубедит меня. Иначе спектакля не получится.

— В «...птице» вы играете две роли. Разные по возрасту, характеру, динамике. Это было решение режиссера или ваше предложение? Какую из ролей труднее играть?

— То, что я играю эксцентричную кинодиву Принцессу Космонополис (Александру дель Лаго) и юношескую любовь Чанса Уэйна (героя спектакля играет Юрий Колокольников. — Т. П. ), постаревшую прежде срока Хэвенли — придумка Кирилла Серебренникова. Мне кажется, что это интересный постановочный ход. Обе роли я очень люблю и благодарна режиссеру за то, что он дал мне возможность их сыграть и расширил мою актерскую амплитуду....

— Марина Мстиславовна, вашим партнером в этом спектакле выступает 23-летний актер Юрий Колокольников. Он не работает в штате вашей труппы. Насколько Юрий вписался в «современниковскую» школу?

— Юра действительно совсем молодой артист. К нам на спектакль он пришел почти сразу же после окончания театрального института. Конечно, ему было трудно, и мы его мучили, чтобы получился актерский ансамбль. На репетициях Юрий показывал характер и отбивался, как мог. Но думаю, что наша совместная с ним притирка все же дала хороший результат. Ведь актер, закончив вуз, никогда не заканчивает обучение. Как это ни парадоксально звучит, но чем больше ты умеешь, то больше понимаешь, что многому еще нужно учиться. Мне кажется, что для Колокольникова наш спектакль стал школой мужества и в профессиональном плане он вырос. Роль Чанса Уэйна, которую играет Юрий, сложная, требующая определенного человеческого и жизненного опыта. В пьесе она по возрасту старше, чем у него. Нам в спектакле пришлось героя омолодить... Я получила удовольствие от репетиций и получаю удовольствие от игры на сцене.

— Вы работали с разными знаменитыми режиссерами в театре и кино. Кого считаете своим режиссером по духу и можете назвать «мы одной группы крови»?

— Конечно же, Галина Борисовна Волчек — режиссер, с которым мы работаем очень давно. Без нее я себе не представляю театр «Современник». Мне действительно повезло работать с интересными режиссерами в театре и кино, но вы знаете, это вовсе не значит, что если было легко в процессе репетиций и съемок, то спектакль или фильм получился. Рождение роли, постановки или картины — мучительнейший процесс пока появляется на сцене или на экране нечто. А иногда бывает такая благодатная атмосфера в период работы — всеобщая любовь, уважение, а спектакль или фильм не получился. В творчестве нельзя запроектировать успех. До премьеры вы не знаете, получилось ли? Создание спектакля и картины — совершенно непредсказуемый процесс.

— В последнее время вы редко снимаетесь. Есть какие- то кинопроекты?

— Предложения есть, но многие сценарии меня не заинтересовали. В театре ты можешь на каждом спектакле совершенствовать свою роль. Снявшись в кино, уже ничего исправить нельзя. Поэтому я очень тщательно подхожу к сценарию, роли, которую предлагают сыграть. Мне не безразлично, кто будет партнерами и кто из режиссеров собирается снимать фильм. В халтуре я участвовать не хочу... (А Галина Волчек добавила: «Марина — человек очень занятой. Она не только ведущая актриса «Современника», но и жена посла России в Нидерландах. Ей приходится разрываться между репетициями, игрой на сцене, гастролями и исполнять протокольные обязанности, как супруге дипломата».)

— Расскажите, пожалуйста, о вашей последней театральной работе. Судя по отзывам критиков, спектакль «Шинель» по Гоголю, поставленный Валерием Фокиным, в котором вы играете роль Акакия Акакиевича, получился необычным. Как рождалась постановка?

— В актерском плане эта постановка для меня — прыжок в профессии. Роль Акакия Акакиевича стала этапом в творческой судьбе. Идея сыграть мне Акакия Акакиевича пришла в голову вашему соотечественнику Юрию Росту. Должна признаться, что об этой роли я давно подумывала, но это было все из области фантазий. Я понимала, что трудно будет найти режиссера, который согласился бы на такой странный и дерзкий постановочный ход. Как рассказал Юрий Рост, однажды в беседе с Фокиным, он спросил: «Ты так любишь Гоголя, почему «Шинель» не ставишь»? Режиссер ответил, что эта мысль витает у него давно, но он никак не может найти актера, который смог бы сыграть главную роль. А Рост и выдает — вон Неелова есть — пусть сыграет. Как вспоминает Юра, у Фокина глаза зажглись зеленым огнем. Валера думал ровно две секунды...

Для меня роль Акакия Акакиевича не каприз, а очень глубокая и важная роль. Я говорю не про результат, его пусть оценивают критики и зрители, а про процесс рождения и становление роли. В моей жизни «Шинель» стала этапом в актерской профессии.

На мой взгляд, постановка получилась не только экспериментаторской, но и оригинальной, интересной. В спектакле шинель живет свой жизнью. Сценографию и костюмы придумал Александр Боровский. Признаюсь, что физически мне тяжело играть. Ведь шинель весит 16 кг. В спектакле у нас две шинели (старая и новая). Старую я ношу на себе, но слава Богу, лишь иногда, а новая живет сама по себе... Возможно, что эту работу мы покажем, когда в следующий раз приедем в вашу столицу.

Ныне гастроли в Киеве проходят уже в пятый раз. Мне приятно, что здесь у «Современника» есть своя публика, что несмотря на политические страсти, интерес к нашему театру остался. Хочу всем нам пожелать жить в мире, как добрые друзья и соседи.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ