Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Плач Мельпомены:

почему «трижды москалю» небезразлична судьба Днепропетровского оперного театра
12 ноября, 2004 - 19:43

Культурное наследие украинского народа хорошо известно и любимо многими. Увлекательные проза и поэзия, яркое изобразительное искусство, зажигательные танцы, всего не перечесть. Но особенно ценны необычайно мелодичные музыкальные произведения — влекущие за собой, восхищающие, подчеркивающие возвышенную, свободолюбивую и своеобразную жизненно-философскую душу украинского народа. Не хочешь, не умеешь — да запоешь. Может, оттого и богата Украина такими дивными голосами, составляющими сегодня цвет мирового вокала?

Планируя в недалеком будущем свою поездку в Днепропетровск, я задался целью изучить через интернет возможность посещения самого удивительного в Украине оперного театра — Днепропетровского. Полученные сведения ошеломили. Образованный в 1974 году театр разваливается. Певцы, танцовщики, оркестранты бедствуют и покидают театр. Их нищенское положение не могло не сказаться на моральном климате в коллективе. Гибнет не только само здание, но и великолепные неповторимые декорации и костюмы, которые затмевали собой художественное оформление известнейших театров мира. Как личную трагедию воспринимаю явную ошибку — снижение статуса театра до уровня областного в 1991 году, исправленную в 2003 году — театру присвоено звание академического.

Днепропетровский театр оперы и балета — самый молодой в Украине. Мне посчастливилось познакомиться с его творчеством во время триумфальных гастролей в Москве в 1977 году. Тогда на сцене Большого театра и Кремлевского Дворца съездов были показаны спектакли, из которых ярко помнятся и сегодня (более четверти века спустя!) оперы — «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича, «Риголетто» Дж. Верди, «Князь Игорь» А. Бородина, балеты — «Спартак» А. Хачатуряна, «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева. Ведущие театральные критики современности называли театр «Днепропетровским чудом». Думаю поэтому, когда в Москве в 1988 году прошли вторые гастроли театра из Днепропетровска, достать билеты в кассах на его спектакли было невозможно. С каким теплом московские зрители принимали спектакли, проходившие в Большом театре: «Бориса Годунова» М. Мусоргского, «Джоконду» А. Понкьелли, «Паяцев» Р. Леонкавалло, «Запорожца за Дунаем» С. Гулака-Артемовского. Отлично помню, как после оперы «Аида» Дж. Верди более двадцати минут несмолкающими аплодисментами не отпускали зрители артистов. Вот это был успех!

В те гастрольные дни мне удалось посетить вечер камерного вокала солистов театра — народной артистки СССР Нонны Суржиной и заслуженного артиста Украины Николая Браткова в московском Доме актера. Впечатления незабываемые. И позже, приезжая в Днепропетровск, я часто бывал на спектаклях театра. В воспоминаниях остались (могу ошибиться в инициалах) дирижеры П. Варивода и В. Мертенс, режиссер Ю. Чайка, художники А. Арефьев и В. Арефьев, солисты оперы Н. Украинский, Н. Полуденный, Г. Кибкало, Э. Сребницкий; балета — Л. Эллинская, О. Загуменникова, А. Дорош, М. Чепик и многие другие, фамилии которых уже стерлись из памяти, но созданные ими образы остаются. Сценографические работы народного художника СССР А. Арефьева при открытии занавеса вызывали у зрителя невообразимое изумление, поражая красотой и богатством воображения.

Театр известен не только в Украине и России. Его солисты побывали на гастролях в странах, известных своими оперными традициями: Италии, Франции, Англии, США, Японии и получили там высокую оценку.

Однако не вызывает радости, что сегодня в разных театрах России поют и танцуют бывшие солисты Днепропетровской оперы, покинувшие по различным причинам этот храм Мельпомены. В Большом театре поет бас-баритон А. Целинко, в Мариинском — заслуженный артист Украины тенор В. Луцюк, в Тульской филармонии — сопрано Л. Деева. Солистом «Имперского русского балета» является В. Чумаченко. И это только те, о ком мне удалось получить хоть какие-то сведения. Так почему же лучшие украинские оперные голоса сегодня чаще можно послушать вне Украины? Примером этому могут служить известные солисты (баритоны) Московского театра «Новая Опера»: С. Шеремет и В. Билый. Заслуженный художник Украины Владимир Арефьев, ранее работавший в Днепропетровском театре оперы и балета, в настоящее время является главным художником Московского государственного музыкального театра им К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Не отношение ли к культуре со стороны государства этому причина?

Я отлично понимаю, что Днепропетровский театр оперы и балета не единственный в Украине, и в каждом из них, наверное, есть свои проблемы. Однако многие годы, получая воспитание на спектаклях Днепропетровской оперы, я считаю своим долгом проявить внимание к тем, кто принимал участие в моем духовном и нравственном воспитании. И как повзрослевший школяр не пройдет мимо узнанной им на улице уже немощной любимой учительницы, так и я не могу с равнодушием отнестись к проблемам театра. Если я (не украинец) считаю, что Днепропетровский государственный академический театр оперы и балета повлиял на становление моей личности, то сколько же образованных людей, которые вырастут любящими свой народ и свое национальное искусство, он еще может воспитать? Рассчитывать на то, что молодежь будет привлечена в сырые и промерзающие помещения слушать музыку, которую исполняет «оркестр из двух человек», а на сцене поют хуже, чем «сосед на лавочке», — не приходится. Кто из молодежи будет продолжать оперные и художественные традиции Украины? Вряд ли можно надеяться только на самородков.

Вот почему мне — «трижды москалю» (русский, живу в Москве и фамилия подходящая) — так не безразлична судьба Днепропетровского государственного академического театра оперы и балета. И, может быть, господа, отвечающие за украинскую культуру, все-таки найдут возможность улучшить положение Днепропетровского оперного, а вместе с ним и ряда других музыкальных и драматических театров Украины?

Владимир МОСКВИЧЕВ, врач, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ