Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эффект сопереживания

9 ноября, 2004 - 20:10

В конкурсе короткого метра отечественное кино представляли трое наших режиссеров. По завершении фестиваля его генеральный директор Андрей Халпахчи отметил, мол, в отличие от предыдущих лет ему хотя бы не стыдно за то, что удалось «задвинуть» в украинском блоке. Довольствуемся уже по какой-то мазохистической привычке минимумом, прячась за отговорками о малобюджетности и других важных дистабилизирующих факторах в украинском кино. Пример Степана Коваля с его анимационной лентой «Шел трамвай №9» воспринимается, такое впечатление, как недоразумение. Зато много говорят о невозможности проката, дистрибуции и т.д. Начисто забывая, что разговоры эти имеют смысл, если для них есть повод, то есть когда появляется нормальное кино. Пусть не гениальное, но нормальное. С четкой фабулой, последовательным повествованием и т. д. Разговором в кадре, например, который у нас почему-то не культивируется. Видимо, считается, что этим авторское кино себя дискредитирует. А возможно, просто нет у нас людей, умеющих внятно и с чувством высказаться «на камеру». Не Ступку же звать! Вот и в фильме Олеся Санина все мужественно или женственно молчали под закадровый текст, чем здорово набрали очки фильму. Потому как «Мамай» — едва ли не единственный украинский фильм последнего времени, где Богдана Сильвестровича нет. Он бы не молчал. Поэтическое кино, которым так славно было наше отечество раньше и возврат к которому не без успеха совершил Санин, в короткометражной программе решил продолжить Валентин Васянович своим фильмом «Проти сонця». Это довольно хмурое повествование о городском гончаре и его непростых отношениях с матерью, женой и идеальной женщиной, той, которую он лепит из глины. Собственно, история рассказанная в фильме, базируется на достоверном материале, а главный его герой — друг Валентина. Режиссер убежден, что кино нужно снимать только о тех людях, которых знаешь. Кстати, снят «Проти сонця» на пленку «Свема» Шосткинского комбината. Сие связано не только сами знаете с чем, но и с тем, что неподражаемое творение комбината создает эффекты лучше компьютерной графики (есть такое мнение). Грустная история получилась у Васяновича, и, да не в обиду будет сказано, вполне типичная. Пару лет назад вместе с братом Максимом они уже представляли в том же коротком метре картину «Старые люди».

Остальные наши конкурсанты тоже далеко не дебютанты. Марина Кондратьева представила свой документальный фильм «Ателье», в котором посредством нарезки кинохроники вела рассказ о самых известных киевских фотографах начала века. На «Исторические хроники» со Сванидзе не тянет, но рассказано бойко и вполне интересно. Вот тут с дистрибуцией проблем возникнуть не должно. «Ателье» — 100% телевизионный фильм, где-то в паре часов от прайм-тайма. А может, и в его пределах. Марина нашла свою нишу, и сейчас, к примеру, работает над аналогичным проектом про злачные места, в которых любили сиживать наши предки с кружкой пива или вина.

И, наконец, событие, которого ждали. Речь идет о фильме Тараса Томенко «Пересохшая земля». Во-первых, лента снималась на грант Президента Украины, во-вторых — предыдущий фильм Тараса социальной направленности «Тир» получил приз на Берлинале, что, собственно, и способствова ло получению гранта. В отличие от предыдущей работы, Тарас обратился к жанру притчи. В ней рассказывается о человеке, который нашёл ангела и стал использовать его в корыстных целях. Фотографировать за деньги с желающими, например. Ангел, понятно, терпел-терпел, да и лишил своего покровительства жадного человека (давно не снимавшегося Михаила Голубовича, между прочим). Что помешало сделать фильм о том, как мы обретаем и теряем своих ангелов, удачным, сказать сложно. Может, его чрезвычайная затянутость и морализаторство, которое молодежи, скажем так, не особо интересно, может амбиции режиссера, который, намереваясь сделать шедевр, просто переоценил материал и самого себя, а может, причина в том, что фильм снимался, из-за постоянных проблем с финансированием, около четырех лет. Отсырел порох. Впрочем, довелось слышать мнение о том, что наши режиссеры никак не могут снять фильм для зрителя. Все больше для себя получается. И речь идет не только о молодежи. Так или иначе лента, несмотря на достаточно богатые декорации и стилистику в духе данелиевской «Кин-дза-дза», в зале и среди специалистов была встречена достаточно холодно.

А что понравилось, так это прекрасная «социалка» «Настроение» Фредерика Бонда (производство Испания — Германия), пропитанная внутреннем напряжением. Главный герой — бесконфликтный подкаблучник — попадая в череду стрессовых ситуаций, закипает словно старый чайник с железной пробкой. В итоге эта пробка со свистом вылетает, и наш герой серьезно переосмысливает свою жизнь, становясь таким же, как и окружающий его почти враждебный мир. Интересны были и две шведские картины «Дозор по-соседски» Петера Барлаха и «Эйфелева башня» Никласа Радстрема. Первая веселая комедия о супружеской измене и путях, которыми можно погасить конфликт, вторая нечто сюрреалистическое. Герой просыпается утром и рассказывает жене, что во сне побывав в Париже, он не смог найти там Эйфелеву башню. Вместо того, чтобы посмеяться вместе с мужем, его фру заявляет, что ни о какой «Эйфелевой башне» не слышала. На самом деле выясняется, что башня называется Киплингова и находится она в Лондоне. Герой, несмотря на все потрясения, принимает новые условия игры, с юмором делясь с друзьями своим ночным «бредом». А победа в конкурсе короткого метра досталась исландской ленте «Последняя ферма» (Рунар Рунарссон). Где-то на краю земли, омываемая суровым северным морем, стоит на холме ферма. Ее жители — пожилая пара. Вот только уже не пара. Старик остался один, в то время как его жена окоченелая лежит в их совместном ложе. Герой не спешит. Обстоятельно вырывает глубокую яму, деловито сколачивает деревянный гроб, успевая при этом поговорить с детьми, которые к ним едут. Суровый старик не идёт на компромиссы с жизнью и выбирает себе место в яме подле любимой женщины. Сила — это принятие единственно правильного решения. И герой этой силой обладал. Без зауми, без неуместного пафоса.

Победительницей конкурса студенческих фильмов стала симпатичная немка с румынскими корнями Александра Гулеа. Она присутствовала на фестивале и, похоже, вполне ожидала своей победы. Ее документальный фильм «Бог играет на саксофоне, Дьявол — на скрипке» о пациентах психиатрической больницы в пригороде Бухареста. Для эмоционального единения со своими героями Александра провела в больнице много месяцев. И действительно, психически больные люди абсолютно не боятся камер, смело говорят о своих чувствах и будущем (которое стало главным предметом изучения режиссера). Качественное интервьюирование, сопереживание и понимание этих людей предопределило то, что Александра обогнала всех. В том числе и пятерку украинцев.

Юрий ЗЕЛИНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ