Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мощный рычаг

Приватизация государственного имущества как механизм реализации социально-экономической стратегии государства
9 ноября, 2004 - 20:10

Диалектическое единство роли и функций государства в экономике общества с формами и механизмами отношений собственности является одной из определяющих философско-экономических категорий, на которую опирается научная мысль в поиске ответов на многочисленные вопросы, касающиеся взаимоотношений государства и бизнеса. Смена социально- экономической модели развития Украины с директивно-социалистической на рыночно-капиталистическую обусловила существенное изменение роли и функций государства, а также принципов построения модели управления экономикой, основу которых составляет необходимость органичного сочетания государственных и рыночных управленческих и регуляторных механизмов.

Рынок — это наиболее эффективный способ организации экономических отношений, при котором отношения собственности развиваются под давлением конкурентной борьбы субъектов хозяйствования. Направление этого развития на достижение общественно необходимых результатов — функция государства как института организации общественной власти. Таким образом, государственное вмешательство в организацию рыночного хозяйствования является необходимым условием обеспечения его эффективности. Именно поэтому сегодня сам термин «рыночная экономика» в отношении стран индустриального и постиндустриального уровня развития используется, а в научных исследованиях соответствующего направления заменяется на термин «смешанная экономика».

За тринадцатилетний период реформ практически во всех сферах экономики Украины в основном сформирован фундамент такой экономики, накоплена критическая масса рыночных преобразований, открывающая реальную перспективу динамичного экономического развития государства и повышения уровня жизни народа. Реализация этой перспективы требует укрепления регулирующей функции государства, существенного усиления его влияния на развитие социальной сферы, процессы, связанные с изменением социальной структуры общества, необходимостью преодоления глубокой дифференциации доходов населения и создания условий для формирования среднего класса. То есть государство должно создать условия для обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

К сожалению, история развития Украины как независимого государства не отличается исключительно событиями и государственно-политическими решениями, которые содействуют продвижению экономики в направлении улучшения социально- экономического развития как отдельного человека (того самого простого гражданина, к мнению которого привыкли апеллировать в случае необходимости подвести идеологическую основу под эти самые решения), так и государства в целом, то есть достижению макроэкономических показателей регионального или общегосударственного масштаба, которые и должны составлять основу благосостояния каждого члена общества. Так, в начале рыночных преобразований политика трансформации отношений собственности характеризовалась чрезмерным следованием советам извне. Вследствие резкого тотального ограничения роли государства в экономическом регулировании, производстве товаров и услуг, финансовой поддержке предприятий в условиях неразвитости рыночных регулирующих механизмов произошел резкий обвал экономики Украины в начале 90-х годов прошлого века. Сокращение ВВП за 1990—1994 годы составило 46,5%, а промышленного производства — 40,4%, причем в 1994 году указанные показатели составляли соответственно 22,9% и 27,3%. Главными факторами этого спада стали радикальные институциональные изменения, обвальный разрыв экономических связей с разрушением СССР и СЭВ, последствия системного кризиса народного хозяйства СССР, унаследованные структурные деформации, технологический кризис, устарелая материальная база, затратность экономики, сложная экологическая ситуация. Эти факторы характеризуют общую разбалансированность экономической стратегии государства того времени.

В Украине 1992—1993 годов практически не применялись средства контроля над денежной массой, что при падении производства и платежеспособности предприятий вызвало чрезмерный рост объемов кредитования и стало мощным инфляционным фактором, доведя темпы инфляции до рекордных 100% в месяц во второй половине 1993 года (позже к факторам инфляции был отнесен кредитный процент и налоговые платежи). Происходило бесконтрольное эмиссионное финансирование расходов бюджета. Главным фактором роста затрат производства стали цены на сырье и энергоносители. В течение только 1992 года цены в топливной промышленности выросли в 237 раз, в химической промышленности — в 72 раза. Гиперинфляция обусловила резкое падение уровня экономической безопасности как национальной экономики, так и отдельных субъектов хозяйствования, «бегство от денег», ажиотажный спрос на «твердую» валюту, нарушение баланса финансовой и производственной систем и, соответственно, разрушение систем накопления и воспроизводства, рост социальной напряженности. Только после введения жесткого денежно-кредитного регулирования в течение 1994 года была остановлена гиперинфляция, сокращен объем денежной массы в обращении и созданы условия для введения гривни. В результате этой политики коэффициент монетизации уменьшился с 50% в 1992 году до 11% в 1996 году. Именно с 1994 года наблюдается позитивная динамика прироста промышленного производства, инвестиций и индекса потребительских цен.

Следует признать, что социально-экономический спад в Украине был вызван в первую очередь стремительным погружением в бездну свободных цен и частной собственности при несовершенном институциональном и организационно-правовом оформлении отношений собственности.

С момента провозглашения независимости произошли существенные изменения в структуре экономики страны. В значительной степени это было результатом разгосударствления и приватизации имущества государственных предприятий. Эти инструменты и по сей день остаются основными в осуществлении государственной политики рыночной трансформации в Украине. С 1992 по июль 2004 года изменена форма собственности 94031 объекта, из них 25471 — объекты государственной и 68560 — коммунальной собственности. Средства, полученные от продажи имущества государственных предприятий, перечисляются в государственную казну и используются для разрешения экономических проблем и удовлетворения социальных потребностей общества. За этот период от приватизации государственного имущества перечислено в общий фонд Государственного бюджета Украины 13 261 120,1 тыс. грн. (см. табл.).

Бесспорно, приватизация в Украине оказалась тем локомотивом трансформационных преобразований, который перекроил экономическую структуру страны, создав мощный частный сектор. Но достаточно ли этого для обеспечения эффективности экономики государства в рыночных условиях? Конечно же нет, ведь не столько форма собственности или организационная форма ведения бизнеса, сколько отработанность организационно-правовых механизмов взаимодействия субъектов хозяйствования с окружающей средой обеспечивают эффективность как на микро-, так и на макроуровне.

Определяя приватизацию мощным инструментом трансформации отношений собственности, отметим, что даже самого эффективного ее осуществления недостаточно для формирования эффективной рыночной экономики в стране с 70-летним опытом административно-планового ведения хозяйства. Получение права собственности не обеспечивает формирования поведения собственника, который согласен взять на себя заботы по экологическому состоянию или социально-экономическому развитию государства. Более того, обеспечение этого развития является генетической обязанностью государства, поэтому формирование экономических и правовых механизмов реализации права частной собственности не является основанием для отстранения государства от выполнения этой обязанности. Наоборот, в условиях переходной экономики регулирующие механизмы государства становятся принципиально необходимыми и важными в стимулировании становления и развития регулирующих механизмов, основанных на законах рынка, в то время как проблемы рыночной трансформации требуют направления дополнительных ресурсов на их нивелирование. Именно поэтому к одной из основных составляющих методологии приватизации, с точки зрения достижения социально- экономического эффекта трансформации отношений собственности, следует отнести определение и учитывание степени общественной значимости приватизируемого субъекта хозяйствования. Отнесение предприятия к одной из таких категорий, как «стратегически важные для экономики и безопасности государства», «субъекты естественных государственных монополий» или «градообразующие» требует особого внимания государства к формированию условий продажи и обязательств покупателя в случае получения права собственности на него.

Политика приватизации, проводимая в последние годы, направлена на достижение общественно значимого эффекта и, в первую очередь, по социально-экономическим показателям, которые определяются как прогнозные относительно эффективности этих категорий предприятий в постприватизационный период и на отдаленную перспективу. Тщательные расчеты предшествуют формированию условий конкурсов по продаже пакетов акций этих предприятий, но и после продажи их деятельность не остается без внимания государства: выполнение условий договоров купли-продажи является предметом постоянного контроля со стороны органов приватизации.

Текущий год отмечен приватизацией таких гигантов отечественной индустрии, как ОАО «Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского», ОАО «Криворожсталь», ОАО «ГХК Павлоградуголь», ГАК «Укррудпром».

Фиксированными условиями конкурса по продаже контрольного пакета акций открытого акционерного общества «Криворожский горно-металлургический комбинат «Криворожсталь» предусматривалось:

— обеспечение погашения задолженности ОАО «Криворожсталь» по кредитам, предоставленным под гарантии Кабинета Министров Украины до 31.12.2004;

— осуществление программы технической реконструкции производства, внедрение прогрессивных технологий ОАО;

— недопущение сокращения рабочих мест и расторжения трудовых договоров с работниками приватизируемого предприятия по инициативе собственника или уполномоченного им органа в течение не менее 6 месяцев со дня перехода к нему права собственности, за исключением увольнения на основании пункта «б» статьи 40 Кодекса законов о труде Украины или совершении работником действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения на основании пунктов 3, 4, 7, 8 статьи 40 и статьи 41 Кодекса законов о труде Украины;

— сохранение тех видов экономической деятельности, объемов производства ОАО, которые существуют на момент подписания договора купли- продажи;

— выполнение мобилизационных заданий, определенных для ОАО;

— выполнение требований Закона Украины «О защите экономической конкуренции»;

— снижение доли производства (рабочих мест) с опасными и вредными условиями труда и уменьшение их влияния на работающих;

— обеспечение расходов на охрану труда не менее 0,5 процента от суммы реализованной продукции за год;

— проведение работ по защите окружающей среды и соблюдение экологических норм;

— обеспечение безубыточной деятельности предприятия.

При проведении конкурса по продаже пакета акций ОАО «Павлоградуголь» фиксированными условиями в сфере социальной деятельности предприятия стали:

— обеспечение надлежащего уровня безопасности горных работ и по охране труда;

— обеспечение заключения коллективного договора в течение трех месяцев со дня перехода права собственности на пакет акций;

— недопущение увольнения работников предприятия по инициативе покупателя или уполномоченного им органа (за исключением увольнения на основании пункта 6 статьи 40 Кодекса законов о труде Украины или совершения работником действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения на основании пунктов 3, 4, 7, 8 статьи 40 и статьи 41 Кодекса законов о труде Украины) в течение 6 месяцев со дня перехода к нему права собственности на пакет акций;

— обеспечение медицинского и санитарно-бытового обслуживания работников горных предприятий, а работников, занятых на работах с вредными условиями труда, — специальной одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно- профилактическим питанием в соответствии с действующим законодательством Украины;

— обеспечение содержания в надлежащем состоянии согласно требованиям коллективного договора и тарифного соглашения и использование по назначению объектов социальной сферы, вошедших в уставный фонд ОАО;

— принятие решений по реорганизации, ликвидации, перепрофилированию объектов социальной сферы только по обязательному согласованию с профсоюзами;

— обеспечение безоплатного предоставления угля на бытовые нужды работникам ОАО, бывшим работникам в соответствии с действующим законодательством Украины;

— погашение задолженности по социальным выплатам в сумме 24 695,8 тыс. грн.

Условиями приватизации предприятий ГАК «Укррудпром» предусматривались следующие обязательства покупателей:

— запрет на перепрофилирование предприятия в течение 5 лет;

— проведение комплекса мер по сохранению технологического единства производства и технологических циклов;

— сохранение и рациональное использование рабочих мест; — содержание объектов социально-бытового назначения;

— выполнение мер по созданию безопасных и безвредных условий труда и охране окружающей среды;

— выполнение установленных мобилизационных заданий;

— принятие мер по недопущению банкротства предприятия; — содействие привлечению инвестиций в предприятие;

— уплата текущих платежей в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты.

Кроме организации конкурсов, которые, бесспорно, являются мощным механизмом эффективного определения победителя, при проведении приватизации стратегически важных и инвестиционно привлекательных предприятий горно-металлургической, энергетической, судостроительной и других ведущих отраслей договорами купли-продажи регулируется внесение победителем конкурса инвестиций на техническую реконструкцию и модернизацию производства; выполнение финансовых обязательств по погашению задолженностей предприятий перед бюджетом и по заработной плате; пополнение оборотных средств; обеспечение социальных гарантий работникам; реализация мер по охране окружающей среды и тому подобное.

Таким образом, при всем разнообразии подходов к формированию условий конкурсов и договорных обязательств, отражающем разнообразие степеней общественной значимости соответствующих субъектов хозяйствования, четко прослеживается тенденция сохранения существенной роли государства в нивелировании деятельности определенных категорий предприятий даже после полной потери им прав собственника в результате продажи всех принадлежащих ему акций. Можно сказать, что в Украине право «золотой акции» (законопроект о введении которой разработан и подан в Кабинет Министров Украины Фондом государственного имущества Украины) закрепляется за государством договорами купли-продажи уже в течение многих лет. Поэтому то, что этот институт будет законодательно закреплен (если это наконец произойдет и в Украине), не будет означать инновацию в сфере управления объектами государственной собственности, это также не изменит его форму и сущность, однако станет еще одним доказательством общественного признания необходимости государственного влияния на экономические процессы. Проблема заключается в том, что целесообразность, оптимальность и своевременность такого влияния законодательно не закрепляются. Ни рыночные, ни государственные институты и механизмы не смогут работать достаточно эффективно, если на высшем государственном уровне не будут определены стратегические направления развития, если механизмы контроля и мотивации будут несовершенны, если уровень развития общественного сознания не будет формироваться адекватно осуществляемым преобразованиям, если кадровое обеспечение не будет поспевать за потребностями экономики.

Стратегия экономического и социального развития Украины очерчена в Послании Президента Украины Верховной Раде Украины «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002 — 2011 годы». Эта стратегия предусматривает формирование институциональной среды, которая бы, с одной стороны, стимулировала предпринимательскую активность, экономический рост на основе структурно-инновационных преобразований, утверждение современной социальной инфраструктуры, механизмов социально-рыночной экономики, а с другой — преодолевала накопление противоречий между экономикой и обществом. К ключевым задачам государства Послание относит упорядочение отношений собственности, обеспечение необходимой правовой и политической поддержки и надежной защиты прав частной собственности, создание благоприятных условий для накопления национального капитала, укрепление его конкурентных позиций, формирование эффективного собственника на приватизированных предприятиях. Государству ставится задача по поддержанию наукоемких отраслей, которые уже сегодня демонстрируют высокий технологический уровень и конкурентоспособность, и содействие (с помощью всех имеющихся инструментов, финансовых и организационных ресурсов) максимальной реализации конкурентных преимуществ украинской экономики, а также создание максимально благоприятных условий деятельности национальных компаний в открытой конкурентной среде. Подчеркивается, что модернизация промышленности должна сочетать в себе инструменты эффективного государственного регулирования с рыночными механизмами саморегуляции, ориентироваться на достижение высокого уровня занятости, максимальную реализацию собственных инвестиционных возможностей, а также на привлечение иностранного капитала и высоких технологий.

Определяется необходимость повышения эффективности работы государственных предприятий и использования государственных корпоративных прав. При этом предусматривается, что государственный сектор экономики должен функционировать на основе рыночной мотивации и прибыльности, а правительство и местные органы исполнительной власти должны оптимизировать его объемы и структуру, внедрять эффективные принципы управления, усилить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий с долей государственной собственности. В то же время подчеркивается необходимость дальнейшего углубления приватизационного процесса, усиления его инвестиционной составляющей, повышения прозрачности и открытости для инвесторов, что будет содействовать более интенсивному притоку капитала.

Принципиально важной функцией государства в рамках стратегии экономического и социального развития Украины на 2002 — 2011 годы является обеспечение экологической безопасности как одной из неотъемлемых составляющих национальной безопасности в целом. Главной целью экологической политики государства является выработка и реализация стратегии рационального природопользования и защиты окружающей среды для обеспечения устойчивого экономического и социального развития.

Для реализации определенной стратегии экономического и социального развития постановлением Кабинета Министров Украины от 11 марта 2004 г. № 315 «Об итогах социально- экономического развития Украины в 2003 году и ходе выполнения Программы деятельности Кабинета Министров Украины» сформулирован перечень основных задач, приоритетное решение которых должно быть обеспечено органами исполнительной власти в 2004 году. Среди них:

— ликвидация задолженности и обеспечение своевременной и в полном объеме выплаты начисленной заработной платы, надлежащего перечисления средств в Пенсионный фонд и другие фонды государственного социального страхования, запланированное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, трудовых пенсий, стипендий студентам высших учебных заведений и ученикам профессионально- технических учебных заведений, планомерное внедрение Единой тарифной сетки оплаты труда, действенный контроль за соблюдением законодательства в сфере труда и заработной платы;

— полномасштабное внедрение программно-целевого подхода к составлению взаимосогласованных проектов Государственного бюджета и Государственной программы экономического и социального развития Украины на 2005 год;

— наращивание инвестиционной составляющей экономического роста на основе ускоренного развития финансовой инфраструктуры, банковского сектора, фондового рынка, существенного совершенствования корпоративного управления, обеспечения открытости и прозрачности функционирования субъектов предпринимательской деятельности, введения порядка определения рейтинга их деятельности, привлечения денежных ресурсов населения к инвестиционно-инновационному развитию предприятий через институты небанковского финансового сектора;

— углубление процессов приватизации, реформирование инфраструктурных монополий, повышение эффективности механизмов финансового планирования деятельности казенных, государственных и коммунальных предприятий, восстановление платежеспособности предприятий и усовершенствование процедуры банкротства, стимулирование конкуренции, совершенствование антимонопольной политики.

Во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 26.04.03 № 621 «О разработке прогнозных и программных документов экономического и социального развития и составлении проекта государственного бюджета» органами государственной власти при участии Фонда государственного имущества Украины разработан проект Государственной программы экономического и социального развития Украины на 2005 год. Программой, в частности, предусмотрена реализация в 2005 году таких основных задач:

— создание стабильной нормативно-правовой базы по вопросам приватизации путем принятия Государственной программы приватизации на 2004 — 2006 годы, Законов Украины «О Фонде государственного имущества», «О холдинговых компаниях», «Об управлении объектами государственной собственности», «Об управлении объектами права коммунальной собственности», «Об особенностях приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса», «Об определении субъектов права собственности на расположенное на территории Украины имущество общесоюзных общественных объединений (организаций) бывшего СССР»;

— проведение последовательной государственной политики в сфере приватизации и управления государственной собственностью, направленной на оптимизацию государственного сектора экономики;

— активизация и упорядочение работы по подготовке объектов к приватизации, исходя из необходимости обязательного обеспечения экономической независимости страны и приоритетности национальных интересов;

— для обеспечения открытости и прозрачности приватизационных процессов установления запрета на участие в конкурсе (открытых торгах) по продаже государственных контрольных пакетов акций, прежде всего объектов группы Г, покупателей, которые не предоставили информацию о лице, в интересах которого будет приобретен пакет акций, а также о всех субъектах хозяйствования, которые будут контролировать деятельность ОАО в случае продажи указанных пакетов акций;

— усиление гарантий инвесторам путем обеспечения прозрачности приватизационных процессов, в частности, путем утверждения перечней открытых акционерных обществ, продажа пакетов акций которых будет проводиться в следующем году;

— обеспечение защиты имущественных прав государства;

— обеспечение инвестиционной направленности приватизации;

— проведение продажи государственного пакета акций ОАО «Укртелеком».

Количественными и качественными критериями эффективности политики, в соответствии с проектом Государственной программы экономического и социального развития Украины на 2005 год, должны стать:

— поступление средств от приватизации государственного имущества в сумме 3,9 млрд. гривен;

— привлечение в процессе приватизации инвестиций для развития субъектов хозяйствования (согласно договорам купли-продажи);

— повышение уровня социальной защиты населения за счет эффективного функционирования предприятий (предусмотрение условиями договоров купли-продажи максимальной загрузки мощностей, увеличения объемов производства, количества работающих (с учетом полной занятости), повышения их заработной платы).

Итак, документы, определяющие стратегию развития государства, а также те, которые готовятся в их исполнение, отводят важное место приватизации. Они свидетельствуют о том, что период количественных преобразований, который содействовал накоплению критической массы частной собственности, сменился периодом совершенствования механизмов реализации прав собственности. И хотя основной функцией приватизации традиционно считается получение средств в Государственный бюджет, благодаря которым нивелируются недостатки переходного периода, следует признать, что приватизация как наиболее мощный инструмент трансформации отношений собственности в Украине уже в течение 13 лет выполняет функцию основного поставщика частных предприятий в экономическую структуру государства, ценных бумаг на фондовый рынок, формирует класс эффективных собственников, содействует развитию корпоративных отношений, а в целом меняет общественное сознание. Что же касается денежных приватизационных инъекций, которые получает государственный бюджет, то благодаря им в течение длительного периода решались текущие экономические проблемы. В последнее время они комплексно и системно работают на удовлетворение социальных потребностей общества и используются для запуска тех механизмов хозяйствования, которые обеспечат пролонгацию позитивной динамики социально-экономического роста, наблюдаемой в последние годы.

Бесспорно, приватизация является мощным механизмом реализации стратегии развития государства и, в частности, ее социально-экономической составляющей. Однако плюрализм форм собственности требует совершенствования и других механизмов и организационно-правовых форм регулирования экономики. Определяющая роль в этом совершенствовании принадлежит государству как высшей инстанции организации общественной власти, и гражданскому обществу как самому тонкому индикатору правильности государственных решений относительно этой организации. Поэтому одной из основных составляющих успеха на пути развития Украины как государства постиндустриального уровня является постоянный диалог власти и общества, ведь именно общество, его благосостояние и его будущее определяют благосостояние и будущее нации.

Михаил ЧЕЧЕТОВ, глава Фонда государственного имущества Украины, заслуженный экономист Украины, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ