Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кульбит можно делать... лирично

Цирк-шапито «Кобзов» представил программу «Седьмое небо»
12 октября, 2004 - 00:00
ЦИРК ПРИЕХАЛ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Цирк не любить — все равно что детей не любить. Вслед за знаменитым клоуном Юрием Никулиным под этой фразой готов подписаться и бывший артист цирка, ныне директор цирка-шапито «Кобзов» Николай Кобзов.

— Среди нас, зрителей, сложилось мнение, что работать в цирке могут только дети артистов, то есть те, кто вырос за кулисами манежа, кто с детства познал всю прелесть и тяжесть гастрольной жизни. А в вашем случае как было?

— Сегодня существует целая цирковая династия Кобзовых, но первым на профессиональный манеж из нашей большой семьи вышел я. Вырос я в небольшом провинциальном городке Никополь на Днепропетровщине, где приезд цирка всегда становился событием. В нашем городе, при заводском дворце культуры, работала цирковая студия. Мальчишки разных поколений были ее воспитанниками. И все мы мечтали о профессиональном цирке. Это сейчас зайдешь в школу, спросишь у детворы, кем хотите быть, и услышишь в ответ:«Сашей Беловым из «Бригады». А в пору моего детства все мечтали стать пожарниками, космонавтами или циркачами.

Я начинал на манеже акробатом на вольно стоящей лестнице, потом работал в дирекции передвижных цирковых коллективов Украины главным администратором коллектива. Возил артистов с гастролями по Украине и России. А в 24 года загорелся идеей создать собственный цирк.

— А как в цирк пришли другие члены вашей семьи?

— Когда я организовывал свой первый цирк, мне понадобился человек, который бы стал опорой в новом деле. И я позвал отца. До этого он работал заместителем председателя жилищного кооператива. Из него получился хороший хозяйственник. Вслед за отцом в цирк пришел мой дядя, имевший до этого опыт руководящей работы на стройке. Здесь еще больше проявились его организаторские таланты. Сестре Тане было 27 лет, когда она сменила профессию проводника вагона и пришла дрессировать зверей. Сейчас она художественный руководитель коллектива, дрессирует питонов, крокодилов, ягуаров. Когда Татьяна взяла впервые питонов в руки, то сказала: « Я их люблю». Это достаточно странно, потому что типично женская реакция на питонов — визг. Сестра всегда любила животных, с детства возилась с соседскими кошками и собаками. А к профессии дрессировщика она готовилась основательно: много читала, прислушивалась к мнению более опытных коллег. Вслед за сестрой в цирк пришел и мой шурин, причем не как зритель, а как артист. Он дрессирует медведей, занимается йогой.

— А кем он работал до цирка?

— Грузчиком.

— Неужели это возможно — так кардинально изменить свою жизнь?

— Все возможно, если есть большое желание, тогда многого можно добиться. Когда я начинал создавать свой цирк, у меня не было ни денег, ни связей, а было огромное желание построить цирк. Моя супруга Марина Кобзова — тоже в прошлом артистка цирка. После того, как ей пришлось оставить цирк, она очень тосковала, пока не занялась пением. Голос у нее был хороший. Специально для Марины я написал 13 песен о цирке. Автор музыки — композитор Алексей Колесниченко. Они и составили новый альбом, название которому «Цирк», что одновременно является аббревиатурой : Царство Искусства Риска Красоты.

— Количество песен — 13. Число не случайное (диаметр манежа равняется тринадцати).

— Число 13 является для нашей семьи символичным. Во-первых, 13 метров манежа познакомили и соединили наши жизни в одну. Живем мы в 13 доме и наш домашний телефон заканчивается тоже на эту цифру...

Марина Диа (сценический псевдоним моей супруги) исполняет песни в нашей новой программе «Седьмое небо», с которой после гастролей по Украине цирк «Кобзов» открылся в Киеве. Мы подготовили оригинальное, красивое зрелище, в котором публика увидит симбиоз цирка, эстрады и балета. Поставил эту программу лауреат международных конкурсов циркового искусства в Риме, Монте-Карло, Будапеште, Париже Дмитрий Висков.

— О вашей премьере говорят, как о попытке сломать стереотип, что цирк — это исключительно детское искусство.

— Во всем мире цирк давно уже является элитарным искусством. Самый дешевый билет на цирковое представление в Европе стоит 50 долларов. У нас же в обществе сформировано какое-то пренебрежительное отношение к цирку. Мол, это что-то дешевое, второразрядное и не всегда хорошего вкуса. Мы хотим это изменить. Хотим , чтобы люди поняли: цирк с детства воспитывает в человеке мужество. Цирк может быть не только гротескным и буффонадным, но и лиричным. Все это мы постарались показать в нашем новом представлении, которое хорошо принимают и дети, и взрослые.

— Сейчас вы занимаетесь административной работой, а на манеж не тянет?

— Некоторое время я совмещал одно с другим. Однажды стою в форме за кулисами, разминаюсь, готовлюсь к выходу и вдруг ко мне подбегает секретарша: «Николай Николаевич, налоговая пришла». И хотя у нас с налогами все в порядке, показывая свой номер, я нет- нет да и возвращался мыслями о налоговой инспекции. И вот, думая, что спрыгиваю вперед, на самом деле я спрыгнул назад. Когда я встал после травмы на ноги, то сказал самому себе:«Либо ты директор, либо ты артист — выбирай». Поскольку на мне огромный коллектив и работа в ассоциации «Цирковой Союз Кобзов», которая объединяет в Украине коллективы цирков шапито, то я выбрал первое.

— Где легче балансировать — на вольно стоящей лестнице или в бизнесе между налогами, прибылью или убытками?

— На манеже легче, потому что ты отвечаешь только за самого себя и, сделав хорошо свой номер, всегда заслуживаешь аплодисменты. Труд за кулисами не виден публике, но без него не было бы цирка. Чтобы создать программу, помимо тех, кто на манеже, работает еще 40 человек (водители, рабочие, администраторы, режиссер, директор). Билеты на наши представления доступны людям с разным достатком. Нам приходится крутиться, чтобы перекрыть расходы и заплатить артистам достойный, соответствующий их таланту гонорар.

Елена МИХАЙЛИВ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ