Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Во «втором» мире

12 октября, 2004 - 00:00

Сейчас, когда исполняется 10 лет со дня первого обращения Президента Л. Кучмы к парламенту «Шляхом радикальних ринкових реформ», представляется целесообразным рассмотреть основные тезисы этого послания, проанализировать, что было верным, что ошибочным, что сделано, а что так и осталось нереализованным.

Можно утверждать, что до 1994 г. украинской экономической системы как таковой не существовало — была некая незамкнутая часть Юго-Западного экономического региона СССР, явно ориентированная на тяжелую промышленность и милитаристские потребности империи.

Реформы в Украине не были обусловлены внутренними потребностями экономики и общественной организации, а произошли в ответ на кардинальные изменения ситуации в мире, причем основной доминантой этих перемен явились распад СССР и провозглашение государства Украина.

Реформы анализируемого периода фактически были вынужденной мерой. К 1994 г. стало ясно, что вновь созданная страна, чтобы выжить, должна прекратить эксперименты по улучшению социализма и интегрироваться в мировую экономику классическим путем введения частной собственности. Нужно было переходить к рынку. Молодой и энергичный премьер Леонид Кучма спрашивал у депутатов : какое же общество ему поручают строить? Тогда это вызывало насмешки, сейчас нет — можно утверждать, что экономическая (капиталистическая) революция в Украине уже тогда им (Л. Кучмой) воспринималась совершенно серьезно как единственный выход.

Среди прочих посланий Президента к парламенту и различных тематических докладов Обращение 11 октября 1994 г. занимает особое место. В нем была изложена смена курса — в нем и проявилась новая идеология. Впоследствии детализировались и уточнялись многие разделы (не всегда удачно), но основные положения обращения «Шляхом радикальних ринкових реформ» остались неизменными. Страна по-прежнему находится на этом пути, поэтому в данной записке речь идет исключительно о промежуточных итогах.

Итак, в обращении 11 октября Президент Украины выделил шесть основных блоков предстоящих реформаторских преобразований.

Рассмотрим их по порядку.

Первый блок проблем — стабилизация финансово-денежной системы как основа выведения экономики из кризиса. В 1994 г. это была задача задач.

Купюры с миллионными номиналами, инфляция в тысячи процентов — все это уже забылось, а ведь это был гигантский комплекс проблем: остановить инфляцию, сформировать рынки капиталов, создать банковскую систему, налоговую систему — как-то отработать хоть простенькие механизмы их регулирования на начальном этапе, преодолеть платежный кризис. Ввести собственную валюту (хотя бы ограниченно конвертируемую), наконец. Также нужно было для обеспечения самого существования государства срочно реформировать бюджетную систему и установить хотя бы временно действующие межбюджетные отношения.

Был еще один момент. Из-за задержки на старте существовала реальная опасность поглощения экономики Украины ранее образованными крупными капиталами России. Таким образом, нужно было реально способствовать формированию национального капитала, и было совершенно неочевидно, успеем ли? И все это было сделано.

Второй блок — коренное реформирование отношений собственности. Здесь очень многое удалось — проделан путь от страны наемных рабочих — пользователей (не имеющих ни собственности, ни легитимных прав на нее) к обществу собственников.

Вообще, если рассмотреть классическую триаду фундаментальных прав, определяющих собственность в целом, то из трех основ: «пользоваться, владеть, распоряжаться» у граждан Украины работало только первое — мы были обществом пользователей, наделенных исключительно личным имуществом, которое государство как-то терпело (личные вещи, автомобиль, приусадебный участок...).

За 10 лет Украина фактически преобразовалась в общество собственников. Конечно, собственность граждан пока что малоэффективна и не приносит своим владельцам устойчивых доходов, но это дело наживное — в «государство—рантье» Украина превратится еще не скоро.

Однако очень важно, что за эти годы появились реестры, кадастры, депозитарии, прав собственности — появились (оформленные более-менее по-европейски) титулы собственности. Разумеется, как и при всяком крупном перераспределении появились люди, и их немало, которым не досталось ничего или которые все потеряли — о них государству следует заботиться, а собственникам нужно просто не мешать и не препятствовать их свободе распоряжения собственностью (в этой связи необъяснимы ограничения на куплю-продажу земельных участков, паев, сдачу в аренду жилой и нежилой недвижимости, продажу акций и т.д.).

Заметим, что всего в собственность граждан за период 1994— 2004 гг. государство добровольно передало приблизительно на 210 млрд. грн. земель сельскохозяйственного назначения, примерно на 150 млрд. грн жилья и на 160 млрд. грн. предприятий. И это тоже было сделано .

Основная задача нового этапа реформ — активная и публичная защита собственности всеми методами, находящимися в распоряжении государства.

Отметим также, что Президент уже в 1994 г. осознавал гигантские политические сложности, масштаб институциональных перемен и надеялся на сотрудничество с парламентом — а вот это не слишком удалось , хотя такого непримиримого идеологического противостояния, как в начале 90-х сейчас все- таки нет.

Далее по тексту в Обращении были определены три основных экономических блока реформ.

Коротко о главном:

управляемая приватизация — многое удалось, но этому вопросу посвящены специальные исследования. По нашему мнению, главный результат приватизационных процессов за эти годы впечатляет — украинская экономика весьма значительно отошла от централизованных схем государственного управления государственной же экономикой и двигается в сторону цивилизованного мира. (Мы сейчас явно находимся во «втором мире» — причем приоткрыты обе двери — и в первый и в третий);

корпоратизация госсобственности как главный метод приватизации — многое было сделано, но время показало, что это малоэффективный путь, хотя ФГИ продолжает пытаться управлять госдолями;

создание фондового рынка — много было задумано, много сделано, но зримого практического результата нет, идет медленная подработка инфраструктуры. Сейчас это очень важный комплекс конкретных задач нового поколения реформ.

Следующий (третий) блок проблем был посвящен проблемам структурной политики.

Структуризация экономической политики, выделение приоритетных отраслей были важнейшими проблемами в 1994 г., остаются они такими же актуальными и сейчас. Отмечалось, что Украина в 1994 г. не имела научно обоснованных приоритетов в структурной политике, а также нереальность господдержки десятка приоритетных отраслей. Президент в 1994 г. назвал этот вопрос самым слабым местом нашей экономической системы. Надо отметить, что и сегодня коррупционные и лоббистские усилия (отраслевые и региональные) перевешивают интересы стратегии. Вообще стратегический блок в сфере управления экономикой Украины откровенно слаб, утеряны значительные наработки советской экономической теории и практики — блоки долгосрочного планирования и прогнозирования, встроенные в систему управления. То же относится и к стратегическому территориальному планированию, которое на уровне страны в целом заметно ослабело и фактически подменено оперативным территориальным управлением. Важнейшая задача для дальнейших преобразований системы управления экономикой.

Четвертый блок. Развитие аграрного сектора и аграрная политика.

Основные задачи в этом направлении поражали и поражают своим масштабом и в Обращении 1994 г. включали в себя тотальный переход сельского хозяйства на рыночные отношения (после стольких-то лет коллективизации!) становление сельскохозяйственного предпринимательства как вида деятельности, запуск аграрного рынка и механизмов его государственного регулирования на первых порах.

Интересно, что о земельной реформе Президент говорил очень осторожно, но за 10-летний период сделаны крупнейшие продвижения. Земельная реформа в аграрном секторе, паевание, частная собственность на землю и средства производства — это и средства для проведения реформы, но это и ее результат — огромные структурно-институциональные сдвиги, в том числе и в изуродованном за 60 лет (считая от великого Голода 30-х) сознании граждан. Ведь все это время кроме колхозов и совхозов в Украине других форм ведения сельского хозяйства просто не представляли.

Внешнеэкономическая политика. Здесь в Обращении была сделана очень ясная формулировка: выходов из кризиса всего два — либо распродажа активов, либо кредитование за рубежом. Приходится вспоминать, что к 1994 г. из всех стран СНГ лишь изоляционистски настроенная Украина не получала кредиты МВФ на системные преобразования, и фактически даже не вела переговоров на эти темы. Задача в обращении ставилась так: пошаговое утверждение открытости экономики с целью постепенного вхождения в мировое экономическое пространство. По сравнению с 1994 г. сделаны важные шаги — сейчас мы по меньшей мере являемся участниками диалога с международными финансовыми структурами. Рейтинг страны медленно, но растет, цена заимствований медленно, но падает.

Сейчас чрезвычайно важно не дать подняться (а в перспективе снизить) накал политических страстей и скандалов. Это в глазах международного (да и внутреннего) капитала уменьшит политические риски Украины и при той же доходности цена украинских активов вырастет (что совершенно необходимо, ибо сейчас цены занижены).

Также важно следующее: В 1994 г. Президент сказал: миллиарды долларов находятся на руках у населения, но на экономику не работают. Конечно, с тех пор банковские вклады населения многократно выросли, но в целом картина не намного улучшилась. По-прежнему миллиарды лежат мертвым грузом, в нашу экономику не инвестируются. Но как и куда их инвестировать? Предприятия непрозрачны (сохранность инвестиций не контролируется, вложишь деньги — пропадут), банки ненадежны (поссорился глава банка с властью — все, конец банку и сбережениям), фондового рынка нет, серьезные финансовые инструменты отсутствуют. Инвестиционный климат очень так себе, несмотря на массу усилий: комиссии, советы, нормативно-правовое обеспечение. Для серьезных сдвигов необходимы новые финансовые инструменты и защита прав собственности. Об этом уже говорилось.

Примечание. Сейчас прекрасный момент усилить контраст в пользу Украины с действиями российских властей в этом отношении. С апреля, когда возникла угроза банкротства «Юкоса», индекс фондового рынка РТС упал на 27% и стагнирует по сей день, портфельные инвесторы выходят, крупные иностранные банки (ING Barrins, Societe General, HSBC) отказываются от синдицированных кредитов, а цена внешних займов для России начала расти. Таким образом возникают тактические шансы усилить наши позиции в конкурентной борьбе за западные инвестиции.

Важнейший блок — социальная политика. Наиболее болезненные неудачи.

По порядку. Конечно, многие тезисы (например, расширение объемов строительства бесплатного жилья) в 1994 г. были попросту нереальны. Опережающий рост доходов населения по отношению к свободным либерализующимся ценам — сегодня воспринимается как популизм. Рост заработной платы — недостаточен, нужны иные идеи, новый договор власти с бизнесом: мы уменьшаем налоги — вы увеличиваете зарплаты (первые шаги сделаны — 13% ). Пенсионная реформа — очень медленно. Нужны частные ПФ. Слишком многое непрозрачно: не ясно, где все-таки деньги ПФ, где они были в период больших депозитов, в чем хранятся (в каких инструментах). Или расходуются по принципу «сегодня на сегодня»? Затянувшийся провал сферы услуг (все в тени) — особенно медицина. Нижняя точка в траектории — бесплатная отмерла, платная в тени и недоразвита. Продолжающийся шок без терапии. Несколько лучше с системой образования (кризис преодолен), помощь молодым семьям как-то налаживается.

Сейчас, главное — пенсионеры. Пенсионная реформа началась, ее нужно пришпоривать со стороны АП. Кроме денег нужны и иные формы организации современной системы социальной работы (патронаж, прокат мединвентаря, клубы, культурные центры, организация волонтерской работы, бесплатные столовые). Стоит недорого, а результаты в настроениях будут серьезными. Обязательно (и публично) освободить благотворительность (и целевую и нецелевую) от всех налогов. Нельзя же всерьез облагать бесплатную тарелку супа подоходным налогом. Опять же доходов бюджета здесь практически никаких, поэтому публичный отказ от этого налогообложения вдвойне полезен.

Коррупция — отдельная тема.

В Обращении — правильные слова, но сейчас нужны новые тезисы. 1) Коррупция отнюдь не порождение последних лет (нечего винить Президента), а прямое наследие тоталитаризма советской системы. 2) Собственность слишком тесно связана с властью, особенно на местах 3) Нерыночные действия государства, а особенно местных властей делают единичные проявления коррупции сделками, выгодными обеим сторонам, — отсюда видны и необходимые шаги. Опять же провозгласить и реально усилить центром (как третейским судьей) защиту прав собственников от произвола местных властей. Непрерывно анализировать последствия действий правительства и местных властей на рынках именно в этом отношении. Незаконная сделка должна стать невыгодной хотя бы одной из сторон. Это проблемы и на сегодня и на завтра.

О чем не говорил Президент в 1994 г.:

Земельная реформа в населенных пунктах — самый яркий пример, прошла исключительно усилиями Президента и его окружения, сегодня это поворот в инвестполитике, жилищной политике. Появились возможности выкупа земельных участков предприятиями — это и пополнение бюджетов и поворот в сторону инвестпривлекательности. Признак уже цивилизованной экономики: предприятие + земельный участок под ним — уже не объект, но субъект экономической политики. О приватизации жилья Президент не говорил, между тем сдвиги очевидны. Реальный рынок, реальные цены, реальные сделки.

Всего было приватизировано около 6 млн. квартир в населенных местах, заложены принципы вторичного рынка недвижимости, налаживается (со скрипом) регулирование, регистрация, кредитование под залог жилья). Емкость свободного оборота рынка жилья сегодня — около 500 тыс. квартир ежегодно. Сегодня это мощнейший экономический фактор, изменивший жизнь миллионов людей.

Итого:

1. До 1994 г. Украины как экономической системы просто не существовало, была незамкнутая часть Юго-Западного экономического района СССР.

2. Многое сделано, но почти все разделы послания 1994 г. актуальны и сегодня. Необходимо подвести промежуточные итоги и продолжать тот же курс.

3. Проведена радикальная реформа в отношениях собственности, это и есть украинская капиталистическая революция. В стране миллионы собственников, им нужно не мешать.

4. Необходима схема (и ее правильное освещение): Уменьшение уровня скандальности — уменьшение уровня политических рисков — повышение стоимости собственности и активов Украины в целом.

5. Главные задачи нового этапа реформ — демонстративно укреплять защиту собственности (всеми средствами, находящимися в распоряжении государства).

6. Это будет способствовать запуску долгосрочных механизмов политической стабильности, поскольку сегодня мираж собственности (которую можно получить, захватив власть) заставляет рваться к власти новых пассионариев.

7. Основной движущей силой реформ все эти годы был Президент и как институт, и как личность. Реформы (в условиях замедленного развития правового и нормативного обеспечения) «продавливались» указами Президента часто «на грани фола», иногда — за гранью.

И последнее. При настойчивом продолжении курса — худшее позади.

Александр РОЗЕНФЕЛЬД, научный консультант главы Администрации Президента Украины, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки и техники Украины
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ