Чем ближе президентские выборы в Украине, тем чаще западные политики, говоря о перспективах евроатлантической интеграции Украины, вспоминают об опыте Словакии, предостерегая Украину от его повторения, но, в то же время, и ставя в пример. За десять лет независимости Словакия прошла путь от авторитарного режима Владимира Мечиара до статуса полноправного члена Европейского Союза. По причине чрезвычайно успешного развития экономики за последние четыре года американский миллиардер Стив Форбс сравнил Словакию с такими динамично развивающимися странами, как Гонконг и Ирландия. Кроме того, Словакию называют магнитом для иностранных инвестиций. Сегодня Словакия готова поделиться опытом экономических реформ с Украиной. С этой целью Институт экономических и социальных реформ (Братислава) совместно с Международным центром перспективных исследований (Киев) начали исследование, целью которого является изучение потенциала реформирования украинской экономики в сравнении с экономическими составляющими программ кандидатов в президенты с дальнейшим мониторингом воплощения предвыборных обещаний новым правительством. О том, чем словацкий опыт реформирования может быть полезен Украине, а также о первых месяцах членства Словакии в ЕС рассказал «Дню» директор Института экономических и социальных реформ Еуген ЮРЗИЦА.
— Как бы вы оценили первые месяцы членства Словакии в ЕС? Какие привилегии дал вашей стране этот статус? Какие трудности, ограничения имеют место?
— В первую очередь очень важно понять, что вступление в Европейский Союз — долгий и сложный процесс. Первые шаги к этому были сделаны еще в первой половине 90- х годов, когда произошли важные изменения в налоговой системе Словакии, либерализировались условия внешней торговли, так или иначе открылись границы. Таким образом, главные экономические и социальные проблемы, которые необходимо было преодолеть в процессе европейской интеграции, на сегодня уже практически решены. И хотя очень многие люди говорили о вступлении в Евросоюз и возможных переменах, в первые же дни после вступления никаких кардинальных сдвигов не произошло. Поэтому говорить о каких-то определенных тенденциях в первые месяцы нашего членства в ЕС сложно. Во всяком случае, в отношении экономики. Скорее можно заметить изменения в сознании людей, в образе их мышления, что не менее важно. Раньше мы ощущали себя за рамками европейского сообщества, сегодня мы ощущаем, что стали его полноправными членами. Самый главный плюс — это то, что нет необходимости в наличии заграничного паспорта для пересечения границ. Правда, нужно иметь при себе ID-карточки (удостоверение личности), однако пограничный контроль стал либеральнее, мягче. Конечно, существуют и определенные проблемы. Например, необходимо адаптировать экономическое законодательство к нормам ЕС, необходимо согласовать некоторые правила. У нас есть контракты с восточными партнерами, в том числе и с Украиной, поэтому сегодня необходимо согласовать словацкую торговую политику с политикой Брюсселя, поскольку до сих пор наши условия торговли были более либеральными, чем условия ЕС. Но необходимо отметить, что в любом случае страны Центральной Европы, а также такие страны, как Украина, нуждаются совсем в другой экономической политике, чем, скажем, Франция или Германия. У них есть собственные позитивные достижения, такие, как, например, единый налог в 19% в Словакии или 13% в Украине. В Западной Европе налоги достигают иногда 40%, поэтому, например, немецкие компании приходят в Словакию — из-за низких налогов. Таким образом существует риск, что более богатые и сильные страны Евросоюза могут попробовать надавить на нас с целью повысить уровень налогов, а также, возможно, изменить какие-то другие экономические составляющие. Хотя я лично надеюсь, что подобного не произойдет, и что новые растущие и развивающиеся страны-члены ЕС в свое время тоже станут сильными и богатыми.
— Бурное развитие экономики Словакии за последние четыре года в результате удачного проведения экономических реформ уже получило название «экономического чуда». Не могли ли бы вы подробнее рассказать об этих реформах? Чем этот опыт мог бы быть полезен Украине на пути европейской интеграции?
— Начну с того, что любой продукт должен иметь определенное качество и собственный дизайн. Если ты хочешь продать этот продукт, то оба критерия должны присутствовать, оба одинаково важны. Экономический опыт Словакии имеет соответствующее качество и, если можно так сказать, привлекательный характер. В первую очередь, мы провели приватизацию, как и Украина, провели налоговую реформу — вы тоже сделали определенные шаги на этом пути. Словацкая налоговая реформа очень прогрессивна и, по моему мнению, достойна подражания — была введена единая налоговая ставка в размере 19% на доходы физических и юридических лиц, кроме того, ставка НДС также зафиксирована на уровне 19%. Все эти шаги вместе с доверием иностранных инвесторов к словацкому правительству привели к тому, что иностранный капитал пришел в страну, в частности в автомобильную промышленность. Это повлекло активное развитие экономики. Сегодня мы находимся на первом месте среди автопроизводителей по количеству автомобилей, производимых на тысячу человек. Не последнюю роль в успешности реформирования экономики сыграли неправительственные организации, которые проводили программы по информированию населения о необходимости тех или иных изменений. Следует также отдать должное словацким журналистам, которые помогли правительству разъяснить населению, что лучше, что хуже. Показательно, что накануне налоговой реформы налог на прибыль составлял 38% для всех физических лиц, а для журналистов — 2%. Согласитесь, очень низкий процент. Но когда было выдвинуто предложение установить налог на уровне 19% для всех, ни один журналист не выступил против повышения их налога. Они все поддержали правительство, поскольку поняли необходимость этого шага, их можно за это уважать.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы дальнейшего расширения Европейского Союза? Каковы шансы Украины стать членом ЕС?
— Я считаю, что процесс глобализации будет продолжаться. Мы в любом случае будем работать с Украиной активнее, чем раньше, уровень сотрудничества обязательно будет повышаться. То же можно сказать и об уровне сотрудничества Украины с Европейским Союзом — он будет расти. Но мне кажется, что интенсивность этого сотрудничества будет больше зависеть от Украины. Мы заинтересованы в сотрудничестве, однако окончательный выбор должна сделать именно Украина, ей необходимо определиться с приоритетами.
— Сейчас Европейский Союз переживает сложный период, «переваривая» новых членов. Как долго может затянуться период адаптации?
— У Европейского Союза сегодня действительно есть проблемы. Но нужно сказать, что это проблемы далеко не всех стран. Северные страны, такие как Норвегия, Ирландия, а также, скажем, Португалия, Испания чувствуют себя совсем неплохо. Разумеется, иногда и они сталкиваются с определенными проблемами, но речь не идет о чем-то, что могло бы повлиять на все европейское сообщество. В свою очередь, странам, у которых возникают серьезные проблемы, нужно менять свою политику. И сегодня им есть чему поучиться у развивающихся стран, в том числе и у Украины, в плане возможных путей изменения экономики. Например, некоторые страны, такие, как Германия, имеют больший авторитет из-за своей успешности и богатства, однако немецкая экономика в некоторых аспектах менее прогрессивна, если можно так сказать, старомодна. Таким образом, я думаю, что сегодня самое время таким странам обратить внимание на опыт более бедных стран, которые однако активно развиваются.
— Насколько интенсивно сегодня сотрудничество стран «Вышеградской четверки» с Украиной? Насколько Словакия заинтересована в таком сотрудничестве?
— В первую очередь Словакия сегодня заинтересована в экономическом сотрудничестве с Украиной, в обмене опытом экономических реформ. Мы были бы не против поучиться чему-то у Украины, в частности нас интересуют ваши достижения в области архитектуры. Взамен мы готовы поделиться опытом подготовки к европейской интеграции. Сотрудничество в рамках объединения «Вышеградской четверки» с Украиной координируется на политическом уровне обеими сторонами. Кроме того, активно сотрудничество именно неправительственных организаций. Свидетельством тому наш совместный с Международным центром политических исследований проект, направленный на исследование экономических составляющих программ кандидатов в президенты и анализ возможности реформирования экономики Украины в будущем. Таким образом мы делимся опытом экономических реформ в Словакии. В этом заинтересовано также и наше правительство, которое частично финансирует это исследование.
— Незадолго до вступления в Европейский Союз Словакию называли в Брюсселе наименее подготовленной страной, учитывая коррумпированность власти, неадаптированность законодательства к нормам ЕС, затягивание проведения судебной и административной реформ. Сколько времени требуется вашей стране, чтобы полностью соответствовать стандартам ЕС?
— Ситуация в Словакии меняется очень быстро благодаря эффективной работе правительства и помощи западного сообщества. Мы предпринимаем активные меры для борьбы с коррупцией, для интенсификации проведения судебной реформы. Я думаю, что изменения произойдут очень быстро, хотя некоторые сферы, в частности юридическая, действительно нуждаются в неотложном кардинальном реформировании. Уровень Европейского Союза на самом деле очень высок. Боюсь, что такого уровня коррупции, как в Нидерландах — там он около ноля — мы не достигнем никогда. Но другие страны в некоторых сферах отстают от Словакии. Европейский Союз — объединение очень разных стран с разным уровнем экономического развития, коррупции, социальной политики, поэтому мы отнюдь не чувствуем себя наихудшими.