К предсказаниям, гаданиям и приметам можно относиться по-разному — можно верить, можно не верить, а можно верить только тогда, когда предсказывается что-то хорошее. Но в любом случае страсть людская к гаданиям неистребима. Об этом свидетельствует и то, что на днях отмечался всемирный день предсказаний, и то, что, согласно данным социологического мониторинга, проведенного Институтом социологии НАНУ, украинцы верят астрологам больше, чем соседям, милиции, налоговой милиции, прокуратуре, Президенту, Верховной Раде, правительству, политическим партиям, страховым компаниям и банкам. Откуда берется такая вера и что она может человеку принести?
Гадание, или мантика, возникло как искусство, вероятно, в эпоху матриархата, когда произошло разделение труда умственного и физического и отделение группы лиц, обладавших духовным влиянием в родовых группах (ведуны, знахари, колдуны, шаманы, маги и т.д.). Древнейшим дошедшим до нас гаданием является «И-цзин» — древнекитайская «Книга перемен», датированная III тысячелетием до нашей эры. К сегодняшнему дню мир придумал огромное количество гаданий, которые культурологи делят на две группы: с применением предметов внешнего мира и ясновидение. Гадать можно на всем: по ветру, облакам и шелесту листьев, по воде и дыму, по движению змей и внутренностям животных, по решету, воску, олову и античным стихам. Буквально каждый вид древней мантики сегодня представлен в мире своими специалистами. В Украине наиболее популярно гадание на картах, по рукам (хиромантия) и по движению небесных тел (астрология). В древности украинцев, понятно, чаще всего интересовала судьба урожая. Как рассказывает кандидат исторических наук Галина Бондаренко, гадания «на урожай» базировались на реальных наблюдениях, на состоянии природных явлений и их течении. На втором месте по численности гаданий находился интерес девушек к возможности удачного замужества. Чаще всего такое гадание приурочивается к Новому году, и это время выбрано недаром. Девушка находится в пограничном состоянии, и потому время и место тоже должны быть пограничными — полночь, Новый год, ворота, окна, двери.
Впрочем, в пограничном состоянии находятся не только девушки на выданье, но и, например, кандидаты в президенты: «Когда мы были в Коста-Рике на гастролях, — рассказывает актриса цыганского театра «Романс» Мила Крикунова, которая владеет даром предвиденья, — ко мне пришел кандидат в президенты, правда, тогда я еще не знала, кто он. Я нагадала ему победу, он победил и в благодарность организовал нам тур по Коста-Рике». Как рассказывает Мила, на сеансы приходят и депутаты, и врачи, и юристы, в равном соотношении мужчины и женщины. По словам астролога Алексея Росовецкого, основной его клиентурой являются супруги, испытывающие определенные проблемы в семейной жизни, а также люди, попавшие в кризисные ситуации. Многие из них, по его наблюдениям, нуждаются в первую очередь в психологе или психотерапевте, но при этом они зачастую рассматривают «прорицателя» в качестве своего рода последней инстанции, из-за чего, бывает, становятся жертвами профессиональных махинаторов.
По мнению главного редактора журнала «Практическая психология и социальная работа» Александра Губенко, наиболее остро ищут консультации у предсказателей люди, не уверенные в своем будущем и стремящиеся переложить ответственность за свою судьбу на внешние факторы, например, на звезды. А всенародная популярность предсказаний является симптомом социального неблагополучия, невротизации и наиболее острым ощущением народа своего бессилия.
Все эти явления могут быть как предпосылками похода к предсказателям, так и его последствиями: «Человек становится зависимым от чего-то внешнего, — объясняет Галина Бондаренко, — сбивается естественное течение событий его жизни». То есть человек вместо того, чтобы действовать на основе своей интуиции, за которой стоит огромный генетический опыт всего народа, опирается на версию гадалки. А в нашей жизни сбывается то, во что мы верим.
Другого мнения придерживается Мила Крикунова: «Я знаю одно: на правой руке то, что человек может изменить, а на левой — то, что дано Богом. Часто приходят люди, которым просто нужно быть добрее. Я могу посоветовать, как обойти острые углы. А о неотвратимом человеку знать нельзя».