Имя Юрия Белонога, чемпиона Олимпийских игр в толкании ядра, Украина и весь мир узнали в последних числах августа. Путем неимоверных усилий в последней шестой попытке ему удалось обойти американца Адама Нельсона и буквально вырвать у него золотую медаль. В 1997 году Юрий Белоног уже побывал на пьедестале почета, выиграв чемпионат мира. Затем последовал длительный перерыв. После него одесский спортсмен принес Украине олимпийское золото.
Юрию Белоногу 30 лет, он мастер спорта по легкой атлетике, подполковник пограничных войск. Живет в Одессе. Женат, имеет сына и дочь. Когда Юрий вернулся на родину, корреспондент «Дня» взял у него интервью.
— Чего вам стоило олимпийское золото?
— Прежде всего огромного труда и 17 лет упорных тренировок. Я еще мальчишкой мечтал стать чемпионом. Потом в жизни было все — и победы, и разочарования, но мечта оставалась. И я знал, что однажды она станет реальностью.
— Мечта сбылась. Что вы ощутили, стоя на пьедестале почета?
— Честно? Ничего особенного. Стою и говорю себе: я олимпийский чемпион. И ничего не чувствую, ни гордости особой, ни волнения. Это пришло уже потом, когда вернулся домой. Вдруг оказалось, что меня уже знают сотни людей, на улицах узнают, просят автограф. Для меня такое внимание очень непривычно. Поначалу лишний раз на улицу не хотел выходить.
— Тяжело быть суперзвездой?
— Я никогда себя звездой не ощущал. Ни когда, чемпионом мира стал, ни сейчас. Мальчишки, девчонки на стадионе — все пытались меня Юрием Григорьевичем называть. Я им запретил. Если где-то официально общаемся, дело другое, а на тренировках я для всех был и остаюсь просто Юрой. Я вообще по натуре человек не тщеславный, звездная болезнь — это не для меня.
— Возможно, только труда и желания все-таки маловато, чтобы стать чемпионом. Нужен еще талант, а кроме того, хорошая школа и тренер, который научит основам мастерства. Как сегодня в Украине обстоят дела с подготовкой молодых спортивных кадров?
— На мой взгляд, весьма неважно. Например, у нас в Одессе существует большая проблема тренерских кадров. Большинство тренеров пенсионного возраста, молодые преподаватели не идут в спортшколы из-за низких зарплат. А чтобы стать настоящим мастером, чтобы найти и вырастить своего чемпиона, нужно и 10, и 20 лет. Но спортсмена нужно не только найти, его нужно еще и удержать. Молодым спортсменам нужен стимул. Я, например, когда еще мальчишкой был, тренировался ради спортивной экипировки. Это было очень престижно. Помню, мне в 90-м году за костюм с надписью «Сборная СССР» предлагали полторы тысячи рублей. Тогда за эти деньги автомобиль можно было купить. А сегодня не всякий юноша в 19 лет может себе позволить сидеть у родителей на шее и заниматься одними тренировками. В спорте он начинает получать хоть какое-то материальное вознаграждение, только добившись определенных результатов, чемпионских званий. У меня это произошло в 25 лет. Но мне повезло, я попал в спортивную семью. У меня и жена, и тесть спортсмены. Они меня понимали. А многим из моих друзей пришлось оставить спорт, чтобы обеспечивать себя и семью.
— И какой выход из этой ситуации вы бы предложили?
— Во всем мире существует клубная система. Клубы сами ищут спонсоров, растят кадры, обеспечивают спортсменов. По-моему, это единственный выход. И с того момента, как Виктор Янукович возглавил Олимпийский комитет в украинском спорте, ситуация стала меняться к лучшему. Раньше подготовку к Олимпийским играм начинали финансировать всего за три месяца до их начала. В этом году мы начали готовиться к играм в Пекине сразу же после Олимпиады в Греции.
Кроме того, уже лет десять у нас не было никаких медиковосстановительных сборов. Сегодня уже спортсменам предлагают путевки на тренировочную базу в Конче-Заспе. Сама база реконструируется, директор поменялся. Питание теперь здесь на любой вкус. Мы и не привыкли к такому вниманию...
— Давайте вернемся к Олимпиаде. Что, на ваш взгляд, отличало украинских спортсменов от других на этих состязаниях?
— Низкая степень патриотизма. По своим спортивным качествам мы ни в чем не уступаем европейцам и американцам. А вот национальной гордости и командной сплоченности нам действительно у них стоило бы поучиться. Болеют за своих тихо, молча. Соперник твой выступает, опять тихо сидят, боятся свистнуть. Греки, итальянцы, французы за своих орут на трибунах, поддерживают как могут. Понимают, что результат спортсмена зависит в том числе от того, как ведут себя болельщики.
— Скажите, а как в Европе относятся к Украине, что о ней знают?
— По-моему, Украину уже знают во всем мире. В первую очередь, благодаря ее спортсменам: Кличко, Шевченко и другим. И относятся к нам тепло, по- дружески. А вот американцев в Европе не любят. Слишком высокомерно они себя ведут... Поэтому когда мой соперник-американец закидывал шестую попытку, весь стадион выл и свистел.
— Последнее время фактически ни один международный турнир не обходится без допинг- скандала. Не обошлось без эксцессов и в Греции. Насколько, по-вашему, объективно проходит обследование спортсменов и что заставляет организаторов каждой очередной Олимпиады ужесточать требования допинг- контроля?
— Причина такого пристального допинг-контроля спортсменов из Украины, России и других стран Восточной Европы, по-моему, проста. Допинг-контроль — это хорошая возможность управлять медалями. Выпил таблетку аспирина — все. Препарат разжижает кровь, значит — стимулятор. И доказывать обратное бесполезно. У меня были соревнования, когда за два дня меня три раза проверяли, все никак не могли поймать. Других вовсе не проверяли. По сути это уже не допинг- контроль, а допинг-шантаж. Причем его организаторы уже сами понимают, что дошли до абсурда.
— А в чем для вас была основная особенность Олимпийских игр в Греции?
— Прежде всего, в том месте, на котором мне довелось выступать, — стадионе, которому около трех тысяч лет. Игры-2004 были на нем первыми со времен древних греков. Поэтому местные журналисты шутили, что я второй олимпийский чемпион после Геракла. Знаете, когда выступаешь в таком историческом месте, чувствуешь какое-то особое волнение, будто на тебя смотрят все герои Эллады.
— Юра, говорят, что многие спортсмены очень суеверны. Талисманы всякие носят, счастливые шапочки, маечки. А вы верите в приметы?
— Верю. Еду на соревнования и все на номера машин смотрю, четырехзначные. Ищу что-то типа 20-97 или 21-15. Ну, чтобы близко было к длине броска.
— И помогает?
— Иногда.
— Скажите, а кто в семье за вас больше всего болеет? Сын, дочь, жена?
— Теща. Тесть на соревнованиях рядом со мной. Он, как вы знаете, мой тренер. Жена никогда не смотрит трансляции по телевизору. Волнуется очень. Сын с дочкой смотрят, радуются. А вот теща болеет по-настоящему.
— Перед отъездом на Олимпийские игры мэр Киева г-н Омельченко обещал всем медалистам подарить квартиры в столице. Вам как золотому призеру, помнится, полагается трехкомнатная. Так сдержал мэр свое обещание?
— Пока нет. Но в любом случае не собираюсь перебираться в Киев. Одессу я люблю больше.
— И последний, традиционный вопрос. Каковы ваши планы на следующие олимпийские игры?
— Я так же, как и на этих, буду бороться за первое место, золотую медаль. Спорт — это моя профессия, моя жизнь. И я намерен приложить все усилия, чтобы достичь в нем наивысших результатов.