Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Розы вокруг шахт

Об этом мечтает гендиректор «Львовугля» Виктор Шайтан
27 августа, 2004 - 19:12

На этой неделе, как обещал замминистра топлива и энергетики Анатолий Корзун, может быть создана НАК «Национальная угольная компания». Не исключено, что премьер-министр Виктор Янукович объявит об этом во время своего визита в Донбасс на празднование Дня шахтера. Что ждет шахтеров и всю Украину после создания очередого НАКа? По словам замминистра, значительного роста цен на угольную продукцию после ожидать не стоит. В то же время, по его словам, для сбалансирования экономики отечественных угольных предприятий без вмешательства государства цены необходимо повысить в среднем на 28-30%. Сейчас угольные предприятия покрывают разницу между себестоимостью угля и ценой его реализации на 85%, при этом государственная поддержка составляет 10%. Из остального формируются убытки.

Могут ли угольные предприятия противостоять им? Опыт государственного предприятия «Львовуголь» показывает: такая возможность все же имеется. За семь месяцев текущего года государственное предприятие «Львовуголь» произвело 778,5 тысяч тонн товарной продукции на 115,9 млн. гривен. Рост за это время по сравнению с прошлым годом составил 27,9 млн. грн. При этом на предприятии существенно уменьшается сумма убытков. По итогам работы за шесть месяцев она составила 14,2 млн. грн., тогда как за аналогичный период составляла 31,3 млн. грн. Шахтеры Львовщины наладили плодотворное сотрудничество с энергетиками, стали участниками оптового рынка энергетического угля, и 90% продукции поставляется на ТЭС в Добротворе и Бурштыне».

Шахты Червоноградского угольного бассейна начали наращивать обороты. Рабочим очистного забоя здесь сегодня платят в среднем по 1200 гривен. Но рук не хватает, и на шахты берут обратно всех, кто несколько лет где-то летал, а теперь, словно птица после зимовки, возвращается в родное гнездо. О возрождении западноукраинского «Донбасса» «День» беседовал с генеральным директором государственного предприятия «Львовуголь» Виктором ШАЙТАНОМ.

— Если запасов угля в этой земле лежит на 35—40 лет активной угледобычи, по оценкам экспертов — 118 млн. тонн, то, естественно, можно планировать деятельность на годы вперед. Вокруг Червонограда и Сокаля есть немало уже разведанных запасов, и в идеале стоило бы начинать строить новые шахты. Но нехватка денег не дает возможности по-настоящему расправить плечи. Долг за кредиты составляет 30 миллионов гривен. Большего сейчас не потянуть. В минувшем году кредитов не брали. Тем не менее, погасили задолженности по зарплате в 6,7 миллиона гривен. Из 25 млн. задолженностей по регрессам (компенсации горнякам за полученные в шахте увечья и профзаболевания) остались невыплаченными только 11 миллионов. Шахтерская пенсия выросла до тысячи гривен. И все это обусловило главное: люди начали верить в стабильность.

— Кажется, еще года три назад в Червонограде царило несколько иное настроение…

— На наш регион особенно обратили внимание год тому назад, после приезда бывшего министра Сергея Ермилова и премьер-министра Виктора Януковича. В результате впервые за годы независимости были выполнены все обязательства бюджета, и мы получили 106 млн. гривен. Плюс — дополнительная помощь правительства на погашение долгов по зарплате. Конечно, все это возымело действие. За полугодие добыча превысила 160 тысяч тонн. В денежном выражении это превосходит аналогичный показатель прошлого года на 16 млн. гривен.

Как известно, шахтное оборудование очень дорогое, поэтому технический парк обновляется, как и везде, слабо, честнее будет сказать — практически не обновляется. Несколько лет назад пошли на такую новацию: организовали на базе ремонтно-механического завода участок по конвейерному ремонту очистных механизированных комплексов — тех, что уже были в эксплуатации. На таком вот уровне решалась проблема переоснащения лав… По этому поводу можно иронизировать, а можно и сказать: люди не сидели на месте в ожидании беды. Они, как могли, боролись.

— Чем объяснить, что в Червоноградском бассейне травматизм и аварийность ниже, чем в других регионах?

— Скажу коротко: работать нужно. Но успокаиваться нельзя. Украина первой среди республик бывшего Советского Союза приняла закон «Об охране труда», тем самым заявив, что этот вопрос отнесен к категории особой государственной и общественной значимости. В этом году, судя по тому, сколько средств выделено на охрану труда и главное — на обновление основных фондов на червоноградских шахтах, можно говорить, что первый шаг от декларативности в сторону реальных действий сделан. Только на оборудование лав на трех шахтах государство дополнительно выделило 14 миллионов гривен. Кто знает, сколько стоит шахтное оборудование, скажет: капля в море. Нужно в десять, в двадцать раз больше. Нужна серьезная государственная программа обновления червоноградских шахт. Иначе шахтеры и дальше будут жить и работать, словно на пороховой бочке. Даже в канализационных городских сетях концентрация газов, как показывают приборы, достаточна для взрыва. А что уж говорить о шахтах?

— Похоже, так называемая реструктуризация угольной отрасли ударила по шахтерскому западу не так сильно, как по востоку Украины, где шахты закрывались едва ли не все подряд?

— Это так. А кроме того, шахтеры Червонограда — в большинстве жители окрестных городков и сел. Когда зарплата не выплачивалась, они выживали за счет приусадебных участков. На наших шахтах работают крепкие хозяева. Они копейку по ветру не пустят. Потому и живут в особняках, а вокруг — цветники...

— Неизвестно только, как предприимчивые, рассудительные галичане согласились на то, чтобы наземные постройки и весь соцкультбыт одной из двух закрытых червоноградских шахт были буквально стерты с лица земли.

— Таковыми были условия иностранных инвесторов, выделивших грант. Теперь многие сетуют (какая глупость!), но вы же помните анекдот: поздно, Вася! Зато теперь, когда заходит речь о закрытии шахты «Бендюгская», думаем, как с ней обойтись, задействовать в городской инфраструктуре. Червоноград вырос не на пустом месте. На месте города было когда-то поместье коронного гетмана Речи Посполитой Феликса Потоцкого, заложенное еще в 1692 году. Город то расцветал, то угасал — в зависимости от того, какие дули ветры. Польское, российское, австрийское господство наложило на город свои отпечатки. Хотим, чтобы и нынешний период не прошел для него бесследно. В прежние годы Червоноград славился своими цветами. Надеемся возродить эту традицию.

Ирина ЕГОРОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ