По иронии судьбы, Олимпийские игры начались в пятницу 13 августа. Подготовка к ним сопровождалась неутихающей озабоченностью относительно способности Греции вовремя закончить строительство олимпийских объектов и инфраструктуры, а также распространенными опасениями, что проблемы, связанные с повышенными мерами безопасности, окажутся непреодолимыми. Это беспокойство имеет под собой все основания и грекам очень непросто его развеять.
Подготовка к Олимпиаде — и это типично для греков — завершилась в самый последний момент, а переход от планирования мер безопасности к их практическому осуществлению шел неравномерно. В оправдание грекам замечу: когда Международный олимпийский комитете (МОК) в 1997 году доверил проведение Игр Афинам, речь шла об обычных угрозах безопасности, существующих на Олимпийских играх, и мы считали, что Греция в состоянии с ними справиться. Несмотря на всю напряженность последних дней перед открытием, я думаю, что средиземноморская культура окажется на высоте, и греки успешно преодолеют все трудности. Принцип «завершения подготовки за минуту до начала», похоже, соответствует их менталитету, хотя у остального мира от этого перехватывает дыхание.
Реальное значение Олимпиады в Афинах заключается в возможности воспользоваться самими Играми и тем фактом, что место их проведения неразрывно связано с истоками олимпийского движения, чтобы возродить некоторые фундаментальные спортивные ценности. Я говорю о приверженности присущим спорту этическим ценностям: принципу «честной игры», уважению к себе, соперникам и основополагающим спортивным правилам.
Наш мир утратил нравственные ориентиры. Повсюду — в бизнесе, политике, религиозных организациях, науке, СМИ — мы видим примеры нарушения «этики управления». Неудивительно, что подобные нарушения происходят и в спорте — ведь это один из атрибутов общества — в том числе и в самом МОК. Нечестные приемы, связанные со спортивным оборудованием, насилием, допингом, используются непосредственно на состязаниях. Встречается и мошенничество за пределами стадиона — в залах заседаний, где судьи заранее предрешают исход соревнований. Все это способно разочаровать как самих атлетов, так и зрителей. Само будущее спорта подвергается опасности — ведь родители могут отсоветовать детям заниматься спортом, если результаты состязаний подтасовываются мошенниками.
«Уравнение», действующее в спорте, куда проще, чем то, что применимо к обществу в целом. Участие в спортивных состязаниях, в отличие от участия в деятельности общества, не является обязательным. В спорте, если правила вас не устраивают, вы можете просто не участвовать в борьбе. С другой стороны, если уж вы приняли участие в состязаниях, то должны принимать и соблюдать правила игры, иначе вас дисквалифицируют. Именно так просто и обстоит дело, и никакая софистика, призванная «дополнить» эту простоту различными нюансами, не может служить оправданием для несоблюдения этих основополагающих принципов.
На нынешней Олимпиаде атлеты будут выступать на родине античных Игр, а некоторые — даже на первом олимпийском стадионе в Олимпии. Где бы они ни состязались, они смогут ощутить незримое присутствие спортивных героев древности, для которых участие в Олимпийских играх было столь же заветной мечтой, как и для нынешних спортсменов. Они приезжали в Олимпию, чтобы испытать свои силы в состязании с лучшими атлетами того времени, ради славы олимпийского чемпиона и символической награды — венка из оливковых листьев.
Из прошлого они будут восхищенно наблюдать за спортивными достижениями своих потомков и дивиться, как много разных атлетов со всего мира собралось вместе, чтобы пройти через горнило состязаний. Но они с грустью отметят, что некоторые из сегодняшних атлетов утратили представление о главном гуманистическом элементе спорта — необходимости дополнять природные способности усердным трудом, чтобы в один прекрасный день, возможно, заслужить звание олимпийского чемпиона.
Мошенничество — это антитеза всему, что воплощает олимпийское движение. Спортивные результаты, достигнутые за счет подтасовок, разрушают все, во что должен верить настоящий спортсмен. Они требуют сокрытия правды, превращая человека в Дориана Грея, мучительно страдающего от несоответствия между публичным образом и отвратительным портретом в кладовке, показывающим его истинную сущность.
Игры в Афинах могут стать своего рода катарсисом с точки зрения всего, что произошло со спортом, и олимпийским движением в том числе, за последние десятилетия. Греция может проявить себя, показав, что сегодня — как и в античные времена — она способна действовать на мировом уровне и достойно справиться с многочисленными и непростыми задачами, которые ставит перед ней международная обстановка XXI века. Кроме того, она только укрепит свое значение как колыбели олимпийского движения древности и современности, если вновь привлечет внимание к идеалам спорта — фундаментальным этическим ценностям, определяющим отношения между соперниками, для которых победа становится результатом таланта и самоотдачи, а не «работы» беспринципных ученых, врачей и тренеров.
Если же именно последний вариант и есть то, во что превратился спорт, то это уже не спорт, а беззастенчивый «парад уродов»: именно так, со справедливым негодованием, его и должен воспринимать каждый честный человек. Не хочу, чтобы мои собственные дети или дети других людей превращались в ходячие «склады химических веществ» ради спортивных успехов. Возвращаясь в Афины — к истокам — мы, возможно, сможем вновь обрести утраченный этический фундамент. Уже по этой причине все технические риски, связанные с проведением Игр в этом городе, представляются оправданными.
Дик ПАУНД — член МОК, основатель и председатель Всемирного антидопингового агентства и автор книги «Олимпийские игры изнутри».