Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Правило» правой руки

32% переученных левшей страдают неврозами
16 августа, 2004 - 19:32

Можно писать печатными буквами, а можно письменными, можно пером, а можно карандашом, можно правой рукой, а можно левой. В наши дни практически безразлично, какой рукой человек управляется с письмом и ложкой, но все же интерес к левшам остается. На днях мировая общественность даже отпраздновала День левши. А вот Дня правши не существует, и это позволяет предположить, что леворукие люди все же остаются особенными в нашем «правом» обществе.

Леворукость является внешним, наиболее заметным признаком левшества. На самом деле существуют и левоногость, и левоухость, и прочая левость парных органов. Левшество, или левая асимметрия — это преобладание левой части над правой. Асимметрия может быть одного, нескольких или всех парных органов, может быть более сильной или более слабой. По «происхождению» специалисты делят левшей на две группы. Первые, физиологические, обладают принципиально иной организацией мозга, чем праворукие. Те функции, которые у правшей выполняет левое полушарие, у левшей выполняет правое. А полушария соединяются с половинами тела накрест. Как рассказывает руководитель отдела детско- подростковой реабилитации НИИ социальной и судовой психиатрии Игорь Марцековский, физиологические левши могут быть «левыми» в большей или меньшей степени и, в принципе, поддаются переучиванию — становятся правшами без особых усилий. Такие люди неординарны, часто являются новаторами, революционерами, первопроходцами, любят путешествовать.

Патологическими левшами становятся дети, которые получили повреждения мозга, иногда еще в материнской утробе. Функции пострадавшего правого полушария принимает на себя левое. Такие люди чувствительны к стрессу, склонны к алкогольной зависимости, да и в целом неустойчивы в отношении вредных привычек. У них левшество всегда выражено очень ярко, и переучить патологического левшу невозможно.

Но переучивание в данном случае — лишь метод разобраться, к какому типу относится левша, а вовсе не метод воспитания. В цивилизованных странах педагоги уже давно отказались от переучивания, а в последние годы к этому пришла и Украина. Шутка ли — 32% переученных левшей среди детей страдают неврозами. Игорь Марцековский называет переучивание «террором против левшей»: «Первый вопрос, который возникает в разговоре о переучивании — зачем? Ведь оно может принести только вред», — говорит врач. На строение мозга, естественно, все эти педагогические изыскания не влияют, потому большинство переученных правую руку используют лишь для письма, а ложку и зубную щетку держат в левой. Таких «переученных» левшей достаточно среди взрослого населения Украины. Ведь раньше, в Союзе, леворукость отождествлялась со смертельно грешным желанием выделяться. Потому советских левшей немилосердно переучивали «на правую руку», используя для этого как «глагол», так и простую варежку, надевавшуюся на левую руку «неправильного» ребенка. Вообще «левое» ассоциировалось с темным и нечистым практически во всех мировых культурах. В некоторых странах леворукость жены даже могла послужить причиной немедленного развода, а многие африканские племена и по сей день «лечат» левшей изувечиванием десницы. Психологи рекомендуют заполнить нишу переучивания внимательным отношением к ребенку-левше. О специальных школах для леворуких речь не идет, — ребенок должен научиться чувствовать себя нормальным в обычной среде. Главный редактор журнала «Практическая психология и социальная работа», кандидат психологических наук Александр Губенко рассказывает, что очень остро стоит проблема леворукости у детей, которые идут в первый класс. Повышенная чувствительность и впечатлительность, которая, как правило, характеризует левшей, не очень способствуют адаптации в социуме. Кроме того, ребенок-левша остро ощущает себя не таким, как все. С другой стороны, его особенность ощущают и одноклассники, проявляя подчас по отношению к белой вороне агрессию. Тем более сложны отношения со сверстниками, что леворуким иногда трудно учиться в школе, особенно в младших классах — школьная программа составлена в расчете на левое полушарие, отвечающее за абстрактное мышление. Тогда как доминирующее у левшей правое полушарие отмечает за конкретное мышление, поэтому абстрактные схемы изложения даются им плохо, им больше подходит практически ориентированное преподавание с живыми примерами из жизни.

Да и не только школьная программа — все предметы, которые нас окружают. Конечно, каждому левше приходится приспосабливаться к ним в течение жизни. Получается это у них хорошо, по крайней мере, специальные «левые» изделия обычно особым спросом не пользуются. Не стал популярным ни журнал, листающийся в обратную сторону, ни линейки с разметкой справа на лево. Леворукие люди с детства привыкли к обыкновенным предметам и утверждают, что им под силу больше, чем праворукому человеку. И вправду, когда на праздновании всемирного дня левши праворуким предложили почувствовать себя в шкуре леворуких и нарезать хлеб специальным «левым» ножом, большинство участников с заданием не справилось.

Виктория ГЕРАСИМЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ