РЫБНЫЙ ДЕНЬ
Прибываем в древний город Керчь. Центр довольно ухоженный. Все очень торжественно, кафешку нашел не сразу — у них тут перевес в деловую сторону. В чистые стекла магазинов и офисов с любопытством глядят лошадиные морды портовых кранов.
Экскурсия на старейший рыбный завод. Родина кильки в томате и другой классической закуски. Технологии не скажешь, что новые, но завод выстоял в экономических бурях и выпускает свои 90 наименований продукции. Хотя множество операций — вручную.
Тоненькая девушка из Симферопольской телекомпании таскала по территории камеру. А в цеху такая же хрупкая девица разделывала селедку. Несмотря на тяжесть физического труда, обе они держались грациозно. Это, конечно, не к тому, что женский труд облагораживает мужчин. Это к тому, что женская красота проявляется даже в самых вроде бы невыигрышных ситуациях.
От законсервированных рыб направляемся к их чучелам — по ступеням Музея океанологии.
Сразу привлекают к себе чучела акул — творений природы, давно внушающих человеку мистический ужас.
И смельчаки Джека Лондона, выдавливающие нападающим хищницам глаза, и фильм «Челюсти», и даже строчка из песни Розенбаума, посвященная увлечению дайвингом своего коллеги — «И плывет с акулами Макар...» — все это о них — суперчудовищах, ровесницах динозавров, стремительная красота тела которых не вызывает сомнений, как и устрашающая острота зубов.
Так вот, Керченский Музей океонологии битком набит акулами.
У меня есть карманный справочник акул, но среди 240 видов, описанных там, такого как здесь, нет — загадочная акула с рогом. Акулий единорог! Данный вид считали исчезнувшим, пока случайно в сети не попался этот экземпляр. Что-то в ней втройне доисторическое.
На фоне акульих челюстей прочитали стоматологическую лекцию: зубиков у этих милых созданий может быть до трехсот. В несколько рядов. Первые стираются — вторые занимают их место. А кому их не хватает, как рыбе-пиле, та дополнительно использует свой столярный инструмент, дабы внедряться в косяки рыб. Или от скуки дно рыхлит. Или может протаранить лодку. Такая у рыбы-пилы постоянная трудовая активность...
Экскурсовод, ихтиолог на пенсии Кухарев Николай Николаевич, весьма колоритный мужчина, избороздивший на научных судах всю планету. Он поведал занятную историю, которая произошла с его знакомым — тоже исследователем подводных глубин.
Как-то в начале 70-х тот на своем научном судне встретил в Красном море Жака-Ива Кусто, известного тогда только как изобретателя акваланга. Застали они будущего защитника природы за следующим занятием: взрывом он разнес атолл и задумчиво снимал на пленку мертвых рыб. Ему советские товарищи сказали пару ласковых: типа, что ж вы, папаша, делаете? Неаккуратно поступаете с морскими обитателями. Получается, еще до Жака Ширака с его ядерными испытаниями на коралловых атоллах подобные фейерверки устраивал самый популярный в мире заступник за головоногих и моллюсков. Эти душераздирающие кадры есть в первом фильме Кусто. Николай Николаевич объяснил этот поразительный факт тем, что легендарный француз поначалу был только талантливым инженером и коммерсантом. Понимание хрупкости подводной вселенной к нему пришло позднее...
А насчет акул, то Кухарев, конечно, с ними сталкивался. Но только один раз сильно испугался. Даже не оборачивался, когда увидел на дне огромную тень. Чем быстрее руки в ноги — тем целее они останутся. Но тень эта еще долго нависала над ним в снах...
Взбираемся на гору Митридат. Внизу с двух сторон — панорама Керчи. Масштаб такой, что под нами часовой шестеренкой — колесо обозрения. И с двух сторон в заливах лежбище суетящихся кораблей и кранов.
Ближе к горизонту в море, в серых закручивающихся тучах, была видна маленькая черточка — это и есть приснопамятная коса Тузла. На тему событий вокруг которой так и не вышел мюзикл по сценарию Дмитрия Киселева. Но зато борьба за песок сделала этот холмик символом отстаивания Украиной и Россией собственных интересов. Потренировались.
ПОГОНИ И ПРЕСТУПНИКИ
Возвращаемся в Феодосию. Мэр города Владимир Шайдеров с утра прочитал нам лекцию о том, что залог мира в межнациональных отношениях — коммерческий подход в решении земельных вопросов. (См. эксклюзивное интервью с ним в «Дне» за 19 июня.)
Устраиваем ралли между журналистами на время. В связи с новизной нашей машины мы участия в ней не принимаем а посему занимаемся пропагандой родной газеты.
Публика на центральной площади города награждает овациями тех, кто лихо преодолевает препятствия. Фаворитом был экипаж «Гала-радио». Но победил литовский экипаж. Водитель — Стасис Григалюнас, штурман — Лайма Григалюнайте. Мо-ло-дцы!
Несемся в Коктебель. Милиция специально для нас устраивает там реалити-шоу. Крымские стражи порядка решили продемонстрировать нам уже настоящих преступников («своими» силами они обошлись на Сиваше, «День» за 16 июля)
Приезжаем в свежепобеленное милицейское отделение, и тут перед журналистскими очами предстала женщина средних лет, в очках и белом пиджаке. Работает снабженцем. Дама попросила в газете ее лицо не показывать, дабы знакомые не обрадовались. Поэтому вешаем на изображение плашку.
Приехала она на машине с шофером в Коктебель закупать продукты для своей фирмы. В оптовой конторе подошел к ней «симпатичный молодой человек» и спрашивает: «Вы не теряли тут пачку денег?» Она говорит: «Нет». Честный паря отошел.
Потом подвалил другой (тоже «симпатичный молодой человек») и говорит: «Вы не находили тут пачку денег?» Она говорит: «Нет, но здесь один парень вроде интересовался, не потерял ли кто?» Этот отвечает: «Извините, но можно все-таки удостовериться, что у вас нет моей пачки? Все-таки крупная сумма». Наша дама, поджав губы, говорит: «Пожалуйста», — и распахивает сумку. Он, так сказать, удостоверился, у нее на глазах. Попросил прощения и исчез. У кассы она обнаружила, что исчез он не один, а с тремя тысячами гривен.
Но воры оказались слишком самонадеянными — были переданы их описания. И милиция задержала их машину на выезде из Крыма — в Армянске. Вероятно, те не учли оперативность крымских милиционеров.
Преступление произошло в десять утра, а уже днем «симпатичные молодые люди» были доставлены в Коктебель.
И вот нам говорят детективным голосом: «Сейчас вам будут продемонстрированы преступники. Их поведут через внутренний дворик. О том, что здесь десятки корреспондентов, они не знают».
Дворик напружинился, достали блокноты, камеры, фотоаппараты (в старинные времена, наверное, вытащили бы мольберты). Открывается металлическая дверь и оттуда появляются два бритых типа. Прямо скажем — не красавцы. Потерпевшая дама к мужчинам относится весьма снисходительно. Один — седоватый, татарского вида, а второй — вроде, славянского. Но подробно рассмотреть мы их не успели — они сразу застеснялись упавшей на них славы и заслонились руками от фотокамер. Такого успеха в их жизни еще не было!
Когда вороватых аполлонов увели, журналисты помучили их жертву странными вопросами вроде: не крадут ли у нее каждый день по три штуки? Снабженец клятвенно заверила, что такой прокол с ней впервые. Что она усилит бдительность. И будет подозревать теперь всех симпатичных мужчин, подкатывающих к ней.
Мы поздравили милицию с победой и решили отметить это событие дегустацией коктебельских вин.
Процедура довольно занятная: надо долго смотреть вино на свет, потом взболтать его и оценить потеки «глицерина» на стенках бокала, затем — понюхать и уже только после этого — чуть-чуть глотнуть.
Было видно, что большинство наших граждан не понимают, зачем так долго тянуть резину. Но, с другой стороны, почему не поиграть в новую игру? Вина немного, но бокальчиков — аж пять. Так что все старательно полоскали ротовую полость для перехода к следующему напитку, но лица у всех были заговорщицкие: «Мол, вы ж понимаете, что все мы тут прикалываемся. Хотя вот это сухенькое — ничего...» Здесь и дальняя цель дегустации — в магазине можно купить бутылку понравившегося сорта вина. И уже оторваться по полной, без замедления темпа!
На дегустации, в силу раскрепощения атмосферы, еще раз прозвучал лозунг автопробега: «Времени на дружбу мало! Надо сразу переходить к любви!»
Коктебельская набережная удивила изобретательностью местных дизайнеров. Помимо эстетически любопытных сооружений вроде ресторана-корабля, повеселил манекен в джинсах и клетчатой рубашке, вместо головы у которого пень. Стоит он вверх ногами. Есть в нем что-то безмозгло-разудалое, подсознательно он зовет к кутежу: «Ребята, давайте постоим на голове!»
Однако за этим «гулякой» на стенке чисто деловое объявление: требуются официанты, бармены. Пока одни дурачатся, другие — ишачат.
Коктебель — последняя точка автопробега. Поворачиваем домой.
ПРОЩАЛЬНЫЙ БАЛ
В Феодосии — прощальный бал. Местные дети и подростки продемонстрировали неслабый диапазон своей самодеятельности: от искусной игры на саксофоне до исполнения зажигательного танго.
Торжественное вручение призов литовским журналистам. Мы со своей стороны прибалтийским победителям и организатору автопробега, президенту «Всеукраинского автомобильного клуба журналистов» и фонда «Журналистская инициатива» Людмиле Мех, вручили двухтомник исторических очерков «Дня» — «Украина Inkognita» и «Две Руси». Дело ведь одно делаем: расширяем представление о себе самих.
(Генеральные спонсоры автопробега — «Страховая группа ТАС», «Бош», «Нефтегаз Украины», Госадминистрация по туризму)