Нынешний весенне-летний сезон преподнес приятный сюрприз: Киев стал для жителей стран СНГ, в особенности россиян, одним из самых модных туристических направлений. За сравнительно невысокую цену сюда едут осматривать достопримечательности как «дикарем», так и при помощи турфирм. На три дня и на неделю. На поезде и на самолете. В Москве даже, как рассказала знакомая, стало популярно с недоумением задавать вопрос: как, вы еще не были в Киеве?
Словом, спрос появился. Хотя наплыва туристов из развитых европейских стран пока не наблюдается: в прошлом году, по данным МИДа, на всю Украину таковых пришлось всего 110 тысяч. Но в любом случае в 2003-м от туристической деятельности столица получила в казну 49 миллионов гривен. В Главном управлении по туризму и курортам «подсчитали»: на экскурсиях побывали 2,5 миллиона человек, а в качестве туристов, по их данным, Киев посетили представители 133-х стран.
Другой вопрос, что мы смогли им предложить. Например, на российском сайте otzyv.ru некоторые поделились впечатлением, что в Киеве — самый настоящий экстремальный туризм. Организаторы тура недвусмысленно намекали, что «эти туристы со своими претензиями им уже порядком надоели», были сюрпризы с изменением времени отправки поезда (на полтора часа раньше), скандалы на границе из-за отсутствия парочки человек в списках... А еще — экскурсоводы, которые замолкали в аккурат возле каждого выдающегося памятника, и автобусы со сломанными микрофонами.
В результате в большинстве случаев впечатления от Киева оставались весьма сдержанные: город, конечно же, красивый, чистый и уютный, но в то же время — что такое сервис для туристов, там пока еще не поняли.
Вероятно, довольно скоро понимание придет. Горсовет утвердил программу развития туризма, обозначив в ней «болевые точки» сферы. Для начала — экскурсии. Сегодня, например, запросто можно столкнуться с тем, что заплатить за обслуживание предложат прямо в автобусе, а сопровождающий отвезет, скажем, к Софии Киевской и с чувством выполненного долга помашет рукой. Это, по словам заместителя начальника Главного управления КГГА по вопросам туризма и курортов Николая Грицика, называется «теневой сектор туристических услуг», управы на который найти, увы, пока не удается. Что же касается легальных контор, то основная проблема — кадры. Экскурсоводы нередко, мягко говоря, пенсионного возраста, и далеко не всегда ориентируются в новейшей истории. Бывает (в этом убедились и сотрудники горадминистрации, отправившись на экскурсию по городу), допускаются и грубейшие фактологические ошибки. На этом фоне уже не вызывает удивления тот факт, что в перечне тематических экскурсий Киева значится «Страна Пионерия». А группы иностранных туристов нередко не понимают речь гида — не позволяет этого сделать произношение и грамотность.
По словам Николая Грицика, принято решение ввести обязательную аттестацию гидов и экскурсоводов, как и в других сферах: если ты работаешь, то, будь добр, подтверждай свою квалификацию — сдавай экзамен комиссии. «Оценка» экскурсоводам может быть поставлена лишь в том случае, если у экзаменующегося будут при себе контрольные тексты по темам, которые он собирается вести, а также рецензии на них. Кроме того, — высшее специальное образование. Если оно отсутствует — в обязательном порядке необходимо пройти спецкурс в Институте туризма ФПУ, на льготных основаниях, но все же не бесплатно. «Экскурсии — очень важная компонента туристических услуг, — говорит Н. Грицик, — ведь именно они формируют впечатление о городе. А кроме того, если мы планируем сделать их обязательным дополнением к школьным программам, ошибки вовсе непростительны».
Впрочем, в развитых странах всю стратегическую важность экскурсий оценили уже давно. Проведение ее без специальной лицензии строго-настрого запрещено, а пойманного «на горячем» ожидают внушительные штрафы. Для того, чтобы получить лицензию, там проходят обучение в школе или на курсах гидов-экскурсоводов. Хотя оно стоит немало, никому в голову не приходит заменить его «самоучительством» — чревато неприятностями. К тому же без бейджа, который можно получить, только выполнив все требования, ни к одному культовому заведению экскурсовода не подпустят.
В Киеве же (пока только столица решила навести порядок в экскурсионной деятельности) разгорелся настоящий скандал. Идею разобраться с темами — обозначить, что рассказывать иностранцам, а что, скажем, лишь группе филологов, — восприняли спокойно. Но зато аттестацию и бейджи назвали грубым лоббированием горадминистрацией интересов отдельных фирм, предоставляющих экскурсионные услуги. «Проработав в этой сфере 30 лет, я что, должен распечатывать все материалы, просить написать на них рецензию и, как мальчик, отчитываться перед комиссией? — возмущается не пожелавший представиться 66-летний экскурсовод. — А мой друг, например, просто увлекается историей. Так что же, ему теперь с седой головой на студенческую скамью садиться?»
Экскурсоводы со стажем предрекают, что подобное упорядочивание приведет к тому, что о столице некому будет рассказывать. Работа редких, но нужных специалистов будет обходиться фирмам дороже, а значит, им не останется ничего другого, как повысить цены на экскурсии. Имеется, правда, и другое мнение. В Главном управлении по туризму и курортам утверждают, что сегодня, в отличие от тех времен, когда не ведали даже, что такое туристический менеджмент, профильные вузы есть. Притом в достаточном количестве. Гидами же запросто могут стать выпускники факультетов иностранной филологии и лингвистики, закончив специальные курсы. Не проблема в данном случае и зарплата — вознаграждение в фирмах, которые заинтересованы в том, чтобы их экскурсиями всегда были довольны, достойное. «Если раньше в Союзе путешествовали практически бесплатно, то сегодня — это деньги клиента, и он вправе требовать за них качественное обслуживание», — убежден Н. Грицик.
Впрочем, жалобы не всегда бывают обоснованными. Например, заказчику не понравилось, что фирма отказала в просьбе не выпускать из экскурсионного автобуса класс. Дескать, пива напьются, а нам расхлебывать. Случалось, экскурсанты из Западной Украины, несмотря на то, что в составе группы были и россияне, требовали рассказывать исключительно на украинском языке. Не нравится порой кому-то и игнорирование требований изменить маршрут: например, вместо Киево-Печерской Лавры поехать в Пирогово.
К слову, переезды — отдельная тема. Припарковаться возле известного места паломничества туристов — площади Богдана Хмельницкого — практически невозможно. Как таковая стоянка там существует, но только для легковых и преимущественно служебных автомобилей находящихся там учреждений. Руководство же платных парковок категорически против делать хотя бы скидки для экскурсионных автобусов. Ездить по Крещатику туристам — как в выходные, так и в будние дни — также не положено. Менеджер круизной компании «Червона рута» Ирина Солонецкая рассказывает, что в центре группы буквально на ходу запрыгивают в автобус, перед которым уже стоит водитель с 20-гривневой купюрой для «мзды». К списку экстремальных развлечений туристов в Киеве можно добавить наличие одного общественного туалета на Андреевском спуске и полное их отсутствие на той же площади Богдана Хмельницкого, в районе Оперного театра, на Печерске...
Единожды узнав о всех сложностях, с которыми приходится сталкиваться в Украине, крупные зарубежные туроператоры предпочитают не позорить свое имя и не публиковать в своих проспектах предложения о нас. И. Солонецкая рассказывает, что после того, как группа около двух часов стояла в очереди, чтобы получить страховку, одна крупная компания просто отказалась с ними сотрудничать. При том, что они обеспечивали до 15% клиентов «Червоной руты», а удельный вес последней составлял у них всего 0,2%.
В принципе, не исключено и повторение подобных прецедентов. Да, действительно, уезжая, иностранные туристы уверяют, что Киев им понравился намного больше, чем Москва или Санкт-Петербург. Но тем не менее, они не забывают о том, как в свои преклонные годы тащили сумки через всю площадь возле аэропорта «Борисполь» — подъезд ко входу был перекрыт по случаю прибытия VIP-персон. Как заполняли миграционную карту на неприспособленных для этого «столбиках», как не могли взять тележку для багажа, поскольку, прилетев в Украину, не имели при себе 25 копеек... Разумеется, на фоне сложностей передвижения уже мелочью выглядит установленное водителями табу на пользование туалетами в автобусе, нередкое отсутствие положенной страховки на время экскурсии и сертификата качества на воду для приготовления чая-кофе.
Несмотря на столь богатый перечень субъективных и объективных факторов, в горадминистрации утверждают, что задуманные реформы смогут существенно поубавить количество неприятных ситуаций для туристов и, соответственно, увеличить их количество. По словам Н. Грицыка, уже сейчас проспектов об Украине, которые привозятся на международную выставку, не хватает, чтобы обеспечить ими всех желающих. А приятный и спокойный отдых в Киеве призвана обеспечить туристическая милиция, которую планируют создать в ближайшем будущем. При надобности она будет «ставить на место» экскурсоводов, бороться с теневиками и проверять путевые листы автобусов. Правда, смогут ли новации наполниться содержанием, а не остаться формой — пока еще риторический вопрос.