На аэродроме «Чайка» каждые выходные бурлит жизнь. Парашютисты готовятся к чемпионату Европы и к попытке установить новый национальный рекорд по парашютной групповой акробатике в категории «Большие формации» в честь 13-й годовщины Независимости. Тренировку проводит россиянин Геннадии Сидоров, одни из лучших тренеров- постановщиков «Больших формаций». Смешно было наблюдать за тренировками, когда взрослые люди гоняли по «Чайке» в снаряжении, падали на землю и создавали фигуру, которую надо воспроизвести в небе. Президент Федерации авиационных видов спорта Украины Иван Билас готовится к чемпионату Европы по самолетной акробатике.
Идет подготовка к авиашоу, посвященному Дню аэромобильных войск, которое состоится 1 августа на «Чайке» при поддержке Международной общественной организации «Выпускников Рязанского воздушно-десантного училища». А еще на аэродроме — огромное число людей, которых нельзя назвать профессиональными летчиками, парашютистами или планеристами. В том смысле, что это не их основная работа. Однако мастерства и удали им не занимать. А как иначе преодолеть вполне естественный страх высоты, чтобы реализовать необъясняемое, но безудержное желание взлететь над землей. Или — возвратиться с небес на землю, пережить восторг свободного падения. Но — обо всем по порядку...
На «Чайке» находится Центральный аэроклуб. Как нам рассказал директор аэродрома Василий Руснак, аэроклуб существует с 1934 года, то есть в этом году будет праздновать 70-летие, а на «Чайке» базируется с 50-х годов. В Центральном аэроклубе работают три звена: самолетное, парашютное и планерное. В его состав входит два аэродрома: «Чайка» и недалеко от села Бузова, потому что самолетный и планерный виды авиационного спорта на одном аэродроме сочетать нельзя.
Раньше парашютным спортом мог заниматься кто угодно. Теперь есть только одно ограничение — материальный достаток. «Авиационный спорт — это довольно дорогое удовольствие. К счастью, у нас крупное наследство: аэродромы, здания, техника, парашюты — это собственность Общества содействия обороне.
Государство нам немножко помогает. Принимаем благотворительную помощь различных предприятий и учреждений, физических лиц, взносы спортсменов. Т.е. складывается потенциал, который помогает проводить не просто подготовку, но и поддерживать существование школы высшего мастерства», — объясняет Василий Руснак. По его словам, в первую очередь сюда приходят люди, жаждущие этим заниматься, которые просто «горят». Чтобы выполнить прыжок, нужно стать членом клуба и иметь достаточную медицинскую сертификацию. Кандидат в авиационные спортсмены должен соответствовать определенным стандартам здоровья. Следует пройти медицинский контроль, потом, в зависимости от вида авиационного спорта, человек направляется на медицинскую комиссию. Это занимает от одного дня до недели. А комиссия по авиационным специалистам решает, можно ли допускать человека к обучению. Для желающих осуществить один прыжок разработан своего рода интенсив, который длится 14 часов. Т.е. за четырнадцать часов даются азы, чтобы обеспечить нормальный уровень безопасности парашютиста. Теоретическая подготовка планеристов и пилотов занимает несколько месяцев. Хотя не исключается и индивидуальный подход.
На сегодня в Украине развивается не только парашютный спорт как таковой, но и его виды. Мы привыкли к образу военного десантника, который под автоматными очередями спускается с неба на куполоподобном парашюте. Сегодня круглый парашют также используют, и называют такой вид парашютного спорта «Классикой», но активно развивают и другие виды. Например, свуп. Даже если не смотреть в небо, все равно можно услышать приближение свупера. Для свупа используют прямоугольный парашют. Во время спуска человек может им управлять и даже зависнуть на одном месте. Но в основном профессионалы, когда приближается земля, сильно разгоняются и практически за 50 сантиметров над землей резко тормозят. Я о таком виде парашютного спорта никогда не слышала, и когда на посадочное поле «Чайки» со свистом начали спускаться спортсмены, не знаю как у кого, но у меня ноги подкашивались от страха за каждого.
Если же вы не свупер, а тем более вообще никогда раньше не видели парашюта вблизи, на «Чайке» и для вас есть предложение: тандем-прыжок и AFF (Accelerated freefall). Тандем-прыжок выполняется с инструктором с высоты 3500-4000 метров, в свободном падении вы находитесь 40—50 секунд, плюс ко всему с вами летит видеооператор, который зафиксирует ваше счастливое лицо навсегда. Такое удовольствие стоит 100 американских долларов при условии, что вы весите до 100 килограммов. За каждые десять «лишних» килограммов стоимость услуги возрастает на 10 долларов, но вы не должны весить более 120 килограммов. AFF — это практически свободный прыжок. Почти потому, что с вами летят два инструктора, которые поддерживают и направляют, но вы самостоятельно снижаетесь и приземляетесь. Высота не менее 3000 метров, свободное падение — 30—40 секунд, стоимость как и за тандем. Рядовому гражданину, который желает выполнить прыжок с парашютом «Классика», следует внести 130 гривен. Несмотря на такие цены, людей в выходные на «Чайке» было много. И все говорили, что парашютный спорт — наркотик. Приходят в него по разным причинам: сказал друг, прочитал в Интернете, обычный интерес, были деньги. Но мне посоветовали не прыгать: мол, «засосет». Хотя, по словам президента Федерации авиационных видов спорта Украины Ивана Биласа, его сын, например, после первого прыжка попросил: «Я прыгнул один раз, но запишите мне два: первый и последний». Интересно, что дети летчиков и парашютистов редко повторяют родительский путь. Т.е. они пробуют, но находят себя в других сферах. Между прочим, первый прыжок практически никто не помнит и все утверждают, что страха во время полета нет. Василий Руснак рассказал, что для него самым страшным был прыжок с тренажера высотой 9 метров — «как будто в детскую песочницу». «А с самолета, когда земля далеко и два парашюта с тобой, то не страшно», — говорит он. Курьезы в основном случаются во время следующих попыток. Например, Владимир Грибанов, заместитель председателя Центрального комитета общества содействия обороне Украины, вице-президент Федерации авиационного спорта Украины, рассказал, что во время третьего прыжка повис, зацепившись парашютом, на самом высоком тополе аэродрома. А один парень, Евгений, вспомнил, как прыгал в спортивных штанах с карманами без молний и увидел, будто что-то выпало из кармана. Сначала не понял, а потом догадался, что это был родной мобильный телефон...
Сегодня в Украине есть определенные трудности с начальной подготовкой летчиков. Но в Центральном аэроклубе проводится подготовка курсантов Харьковского военного института летчиков — это базовая подготовка любого летчика, где бы он потом ни летал. Инициатива поступила от Министерства обороны. Подготовка проводится составом аэроклуба, а помогают Львовский, Донецкий, Луганский, Симферопольский аэроклубы. Каждый год 25—30 курсантов получают начальную подготовку в объеме самостоятельных полетов.
Бытует представление, что летчик и парашютист — это тесно взаимосвязанные профессии. Но на самом деле летчики не очень любят прыгать. Например, Владимир Грибанов имеет 8 тысяч часов налета, но только 23 парашютных прыжка. Иван Билас — 560 часов налета и 17 прыжков. Как сказал Иван Григорьевич: «Прыгаем только ради того, чтобы в случае неприятностей в воздухе не бояться воспользоваться парашютом. Потому что каждый прыжок связан с риском, а для летчиков — особенно. Можно за один день поломать ноги, а потом год-два не летать».
Больше всего из увиденного и услышанного на «Чайке» нас заинтересовал рассказ Ивана Биласа и Владимира Грибанова о полете на Северный полюс. Осуществление такой нетрадиционной комплексной экспедиции путем парашютного десантирования было первым в истории Украины. Материализовалась эта идея при поддержке Президента Украины Леонида Кучмы, который потом долго расспрашивал участников экспедиции об эвакуации с Северного полюса. Было подписано распоряжение о выделении из Военно-воздушных сил военно- транспортного самолета Ил-76 для десантирования. Также на полюс летал АН-28, который еще никогда не приземлялся на льдине. Тренировки проводились на «Чайке», каждый участник осуществил более 70 прыжков. Зимой специально ждали плохой погоды с большими порывами ветра. Владимир Грибанов, который успешно посадил «обутый» в лыжи самолет на льдину, впервые пробовал это делать на заснеженной «Чайке». Хотя в этом году снега почти не было, но, к счастью пилотов, за три дня до вылета он выпал. Из Украины вылетели 4 апреля. В Хатанзи, последнем сухопутном аэродроме, «переобули» Ан-28 в лыжи. Во время перелета через океан садились на острове Среднем шириной 200 метров и длиной 4 километра. Там температура была около 38 градусов ниже нуля по Цельсию и влажность под 90%, а единственное место, где можно было согреться, — спортзал заставы на Среднем. Когда все зашли, то могли только стоять друг возле друга, как сельди в бочке.
На высоте 1000 метров температура была минус 50 градусов, а на льдине — 40. В таких условиях был осуществлен десант и приземление на льдину в абсолютной точке Северного полюса, где установили флаг. Десант, в котором участвовал Иван Билас, осуществлялся на ледовый аэродром, который россияне ежегодно готовят на дрейфующей льдине в районе Северного полюса. Владимир Грибанов рассказывал, что пейзажи постоянно менялись, потому что лед живой, постоянно трещит и двигается. Льдины толщиной до 40—50 сантиметров, сквозь них даже слышно, как гудит океан. «Говорят, что там есть медведи. Но мы, к сожалению, их не видели. Хотя было обязательное условие — иметь карабин, потому что на самом деле это их акватория», — говорит Владимир Михайлович. Самое необычное то, что на льдине состоялся... футбольный матч.