Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Таланты прикарпатского края

16 июля, 2004 - 00:00

Как вы думаете, кто в обществе (не в государстве, а именно в обществе) — самые большие дипломаты? Думаете, те, кто закончил Институт международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко или Дипломатическую академию при Министерстве иностранных дел Украины? Это — дипломаты государственные. Но есть еще другая группа толерантных людей, которые должны быть такими, как говорят, по роду службы. Для дипломатов, скажем так, общественных маловато умения разбирать всякие текущие государственные проблемы, ситуации вокруг государственных лидеров. Они должны владеть умением «прижиться» в любом обществе, да еще и так, чтобы обществу также было с ними комфортно. Ведь именно таким дипломатам выпадает миссия влиять на общество, делать его культурным, цивилизованным.

К этой группе, как мне кажется, следует отнести главных режиссеров драматических театров, художественных руководителей творческих групп, ансамблей, коллективов. Эта категория людей должна отвечать высшим показателям дипломатии, поскольку они работают с творческими личностями. Именно они формируют или, даже более, — создают культурную составляющую общества. Именно они должны осознавать, что, несмотря на материальные трудности, культура все-таки является первичной. И они понимают, что культура должна быть как в столице, так и в Карпатах, а поэтому их присутствие не должно ограничиваться только Киевом.

Именно о таком человеке мне хочется рассказать. Он не из Киева, но столичные мэтры искусства знают его в лицо, и каждый раз лично рады пожать руку и похлопать по плечу. Он из той части нашей и единой Украины, культура которой, благодаря Богу и Руслане, сегодня является популярной в Европе. Я имею в виду народного артиста Украины, художественного руководителя Государственного Гуцульского ансамбля песни и танца, который дислоцировался при Ивано-Франковской областной филармонии, Петра Михайловича Князевича.

Петр Михайлович сегодня возглавляет творческий коллектив с прекрасной историей, который вскоре будет отмечать почтенную дату — 65 лет с момента своего создания. А нынешний его маэстро будет праздновать в этом году свой 55-летний юбилей.

Петр Михайлович из тех «худруков», которые хорошо понимают, что в самой природе творчества артиста заложена одна особенность, с которой всегда надо считаться. А состоит эта особенность в следующем: если у пианиста материал — струны, клавиши, при помощи которых он воспроизводит звуки; если у художника-живописца материал — кисти, краски, полотно, то артист является сам и творцом, и материалом своего искусства. Эта важнейшая особенность и должна определять суть отношений артистов и художественного руководителя. Если резко бить по клавишам, они в конце концов сломаются. Это всем известно. А вот то, что резкость на репетиции может привести к творческому опустошению артиста, к тому, что в его душе что- то закроется на замок или даже захлопнется и он перестанет воспринимать даже правильные и полезные замечания — понятно не каждому.

Петр Михайлович прекрасно понимает, что ни в коем случае нельзя заранее представлять себе желаемый результат, а главное — толкать к нему артиста, толкать иногда необдуманно, быстро, торопить его, забывать о собственном, личном процессе творчества, о том, что форсирование процесса рискованно и часто не нужно. У него есть одно из основных качеств настоящего артиста — его одержимость профессии, горячая заинтересованность в работе. А одержимость связана со спецификой коллектива, который он возглавляет. Кто-то из великих сказал когда-то, что если хочешь иметь лишнюю головную боль — возьми шедевр и попробуй с ним поработать. И не важно, то ли это художественное произведение, то ли Гуцульский ансамбль песни и танца.

Сегодня с высоты 15 лет Петр Михайлович соглашается, что не совсем осознавал, что его ждет потом. А в то время возглавить ансамбль его заставили обстоятельства, которые связаны были с сохранением коллектива. Он сформировался как артист в его окружении, а поэтому знал проблемы коллектива, и именно ему доверили его вести. Одержимый ансамблем, его художественный руководитель и сегодня ежедневно сталкивается, кроме проблем творческого характера, еще и с проблемами материального обеспечения. «Держать марку» для гуцула во время постоянных материальных затруднений — ох как тяжело! А надо. Мизерное вознаграждение за творческий труд, потеря престижа профессии «голодного артиста» не позволяют в полной мере работать с артистами. А приходится. Потому что возглавил еще в то время, когда культура «была в моде», и знает, что такое классный творческий коллектив.

Артисты Государственного гуцульского ансамбля песни и пляски пересказывают из года в год, от поколения к поколению один эпизод. В Узбекистане после концерта к одной из артисток ансамбля подошла узбечка и протянула тюк: «Дарю тебе наш узбекский национальный наряд. Возьми, выступай в нем... Теперь у вас, молодых, другая судьба. Так пусть же этот наряд напоминает вам, что и у нас не стало горя». Поэтому не может быть иначе.

Разве может быть сейчас как-то по-другому? Только тот, кто не знает гуцулов, может засомневаться. Для гуцула честь — самое высокое. А еще такое понятие, как держать марку. Он, гуцул, должен быть не просто «самый», а «самый-самый». И что поделаешь, когда не совсем получается. Прекрасная почти шестидесятипятилетняя история творческой жемчужины прикарпатского края заставляет Петра Михайловича как-то удерживать эстетическую марку. Как? — спрашиваю маэстро. А про себя думаю и не могу ничего придумать. Как давать на высшем уровне концерты, когда нет постоянного творческого коллектива, когда классные артисты вынуждены играть в подземных переходах стран Европейского Союза по очереди, чтобы не дай Бог, не потерять доходное место? Как сформировать качественный хор из студентов, когда текучесть кадров среди них чрезвычайно высокая? И таких «как» более, чем достаточно. Но и здесь Петр Михайлович оптимист. Он рад, что у него есть «рабочая сила для ансамбля» — студенты, с которыми он работает «от зари до зари», а они возвращают ему сторицей — без фальши берут самые высокие ноты в хоре.

Нет в ансамбле проходных работ. Даже сегодня, когда одаренного артиста на это материальное вознаграждение за достойно, с честью выполненную работу удержать практически невозможно. И здесь находит выход, и сегодня ансамбль гастролирует, и готовится к большому сольному концерту в Варшавской опере.

Одержимость, частые гастроли, постоянная творческая нагрузка, ответственность за концерты, за государство, которое представляешь, наконец, ответственность за этнос, культуру которого пропагандируешь, — вот что «сделало» Петра Михайловича маэстро. Не беда, что не в столице он. Ведь он гуцульский, а поэтому на Гуцульщине.

Надежда КНЯЗЕВ, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ