Издавна люди искали способы хоть одним глазком заглянуть в будущее, и хоть чуть-чуть изменить его в своих интересах. В этих поисках использовались разнообразные подручные средства, и от распространенности этих средств на определенной местности зависела история «волшебства» того или иного народа. Особое внимание украинцев в этом плане привлекали барвинок, васильки, мак, тыква, папоротник и чеснок. На растительных мотивах построено множество обрядов, обычаев. В большинстве своем они имеют языческие корни, однако с утверждением на наших землях христианства в них «влился» ритуал освящения в церкви.
Понятно, что основное количество травянисто-цветочных обрядов припадает на лето — так называемые Зеленые праздники, которые начинаются с Троицы и заканчиваются Ивана Купала. Главным растением в ночь на Ивана Купала, как известно, становится папоротник. Согласно поверьям, цветок папоротника может указать дорогу к сокровищам, принести счастье и вообще наделить своего хозяина способностями к волшебству. Например, существует легенда о крестьянине, который в заветную ночь внезапно начал понимать язык своего коня и деревьев. Как оказалось, на его одежду случайно попал цветок папоротника. Впрочем, он мог принести не только сказочную силу, но и массу неприятностей — всех охочих до этого реликтового травянистого растения преследовали черти и ведьмы. Говорят, нечисть к папоротнику испытывает самые нежные чувства, потому, например, на Гуцульщине было принято бить папоротник палицей, а потом освячивать место побоища.
Для менее экстремальных личностей, которые не рисковали соперничать с нечистой силой, в праздник лета существовали иные развлечения. Например, жительницы Карпат ходили на полонину, раздевались и скатывались вниз по склону, впитывая энергию травы и росы. Эта процедура, проделанная до восхода солнца, придавала женщинам жизненную силу, здоровье и плодовитость.
Но если плодовитость составляла предмет вожделения замужних женщин, то девушки мечтали лишь поскорее выйти замуж. Первым этапом в данном стремлении всегда был приворот, в котором юным «ведьмам» немало помогали травы. Например, на Троицу девушки купались в любистке, то есть добавляли это растение в воду для купания.
Еще один интересный обряд из цикла добрачного общения — сватанье. В нем нашел себе применение весьма обыденный по тем временам овощ — тыква. Девушка выносила его сватам в знак своего отказа выходить замуж. По словам этнографа Лидии Артюх, такой роли в украинских обрядах тыква обязана именно своей обыденностью. Украинцы считали ее настолько невыразительной и простой, что никогда не угощали ею гостей. Зато хлебом — обязательно, так как он считался самой большой ценностью. «Схопити гарбуза» было настолько унизительно, что часто перед сватаньем парень посылал к девушке разведчиков, которые должны были разузнать, что у нее на уме, или шел свататься поздно вечером, чтобы никто не видел.
Если же девушка выносила сватам хлеб, начинался свадебный обряд, символом которого, а также молодости, любви и брака является барвинок. Собственно свадьба начиналась с так называемых барвинковых обрядов, которые символизировали освящение брака общественностью. Собирали барвинок торжественно: в Карпатах и Надднепрянской Украине этим под музыку занималась вся молодежь, на Бойкивщине — молодая с дружками, с песнями и специальными обрядами, которые в будущем обеспечивали молодым счастливую семейную жизнь. Плести венок разрешалось лишь с благословения матери. Лишь с получением венка вечнозеленое травянистое растение наконец превращалось в головной убор невесты. Кроме барвинка, который был обязательным компонентом свадебного венка, в него могли вплетаться цветы и ягоды калины, колоски пшеницы, васильки, рута, мята. На Правобережной Украине и Прикарпатье голову невесты украшали даже чесноком — чтобы защитить молодых от любого зла.
Защите от зла, а в частности от нечистой силы, наши предки уделяли очень много внимания. На Гуцульщине абсолютно все носили с собой чеснок — молодым его привязывали к руке, детям зашивали в рубашку. Также от чертей, упырей и прочих «исчадий» украинцы оберегались при помощи мака. Как отмечает этнограф Наталья Стаценко, особой силой наделялся так называемый выдюк — полевой мак, зерна которого сами высыпались из головок. Считалось, что если обсыпать таким маком двор, не один злой дух не сможет зайти на него, пока не соберет и не пересчитает все зернышки. Таким же образом можно было защитить дойную корову. Кроме того, коровник можно было оббить осиновыми колышками — известнейшим оружием против нечистой силы. От русалок защищаться следовало полынью. По народным поверьям, коварные хвостатые поджидали честных прохожих на окраинах сел и спрашивали: «Полынь или петрушка?» Услышав «полынь», русалка исчезала, а за «петрушку» могла защекотать насмерть.
Очень часто народные обряды и традиции носили утилитарный характер. Например, как рассказывает этнограф Лидия Артюх, запрет есть яблоки до Спаса (19 августа) вполне обоснован. До этого праздника «запретные плоды» по большей части не успевают созреть и несут угрозу дизентерии. Правда, дети все равно ели яблоки, когда им этого хотелось, а вот женщины строго соблюдали запрет. Особенно это касалось тех женщин, у которых ранее умирали дети. Считалось, что в Спас Матерь Божья раздает детям на том свете золотые яблоки, а те, чьи родители нарушили запрет, стоят в стороне и плачут, на что Матерь Божья отвечает: «Твое яблоко свинья съела».
Вера наших людей в силу растений была очень сильной, настолько сильной, что частично она сохранилась до наших дней. И не только в глухих уголках нашей страны. Ведь немало современных украинок одевает джинсы, предварительно искупавшись в любистке.