Сегодня «День» открывает новую рубрику — «Безопасность бизнеса». Ее актуальность объясняется насущной необходимостью — «кидалы» разных уровней и специализаций в стране не переводятся, тогда как честный, да еще и зачастую неопытный предприниматель становится их жертвой и навсегда теряет вкус к собственному делу. Но не стоит отчаиваться. Научиться, при желании, можно всему. «День» постарается внести в это утверждение свою лепту. Соответствующую колонку на полосе «Экономика» ведет специалист в этой области, автор книги «Проверка партнера и истребование задолженности в бизнесе» Светлана ЛАТАШ.
Худо-бедно зарабатывать наши предприниматели уже научились. Но, чтобы бизнес был стабильным и прибыльным, необходимо еще уметь защищать достигнутое. Мошенники в бизнесе отлично умеют использовать беспечность, некомпетентность и неосведомленность других, оборачивая чужие минусы в свои плюсы. Поэтому каждый предприниматель просто обязан иметь навыки контрразведчика и аналитика. Если свои потери, в том числе и от различных проходимцев, не анализировать, то можно всю жизнь топтаться по одним и тем же граблям.
Предлагаю небольшой тест. Если вы точно знаете, что покупатель не сможет с вами расплатиться, отгрузите ли вы ему свою продукцию? Ответ ясен: конечно, нет. А если спросить так: отгружая продукцию, знаете ли вы наверняка, что покупатель с вами расплатится? Полагаю, тут многие призадумаются... И, наконец, такой вопрос: в том, что с вами расплатятся, вас уверил сам покупатель?
Статистика дебиторских задолженностей, перешедших в разряд безнадежных, показывает, что именно покупатель навевает продавцу уверенность в благополучном исходе сделки. Понятно, что тот, кому достаточно подобных уверений, обречен на вечные розыски должников и долговые разборки.
Как правило, образованность наших бизнесменов в деле собственной экономической безопасности остается низкой и повышается более за счет набивания шишек, чем путем изучения чужого опыта. Налоговой милиции, органам по борьбе с организованной и экономической преступностью известны сотни схем, используемых преступниками, и многочисленные конкретные лица, выступающие организаторами афер. К сожалению, до сведения предпринимателей такие данные не доходят.
Между тем даже в том случае, если из вашей фирмы не вытекает ни единого слова или байта внутренней информации, «раздеть» ее несложно, если ею управляет человек, не умеющий разбираться в партнерах. Ведь ни одна система безопасности не отреагирует на неправильное решение руководителя. Поэтому вовсе не обязательно взламывать сейфы, ставить «жучки», подкупать персонал, копировать секретные документы или приставлять нож к горлу. Достаточно подцепить руководителя компании на «выгодное предложение», — и он поделится своими богатствами добровольно и сознательно. Сегодня наступило время интеллектуальных бандитов. Даже умудренные опытом кредиторы, злясь на своих должников, совершенно не желают взглянуть на первопричину промашки. Считать должника негодяем легче, чем признать себя лопухом. Есть множество причин, каждая из которых может из честного партнера сделать честного должника. Каждого волнует, расплатятся ли с ним. При этом главный вопрос, на который бизнесмен хочет получить ответ, звучит так: есть ли у партнера деньги? Именно так понимается многими платежеспособность. Но, допустим, вы убедились, что деньги есть. Означает ли это, что с вами действительно расплатятся? Может ли справка из банка о наличии средств на счете, предоставленная партнером, служить гарантией его порядочности в отношениях с вами?
При оценке надежности предприятия в западном мире принято руководствоваться правилом «пяти си» (по первым буквам факторов): character — характер, capacity — финансовые возможности, capital — капитал, collateral — обеспечение и conditions — общие условия. Как видим, на первом месте стоит характер. Понятие не материальное, но имеющее прямое к этому отношение. К характеру партнера (заемщика) относятся: опыт и компетентность, репутация и ответственность. К последнему фактору, conditions, имеет отношение и политическая ситуация, и законодательство, и деловой климат в его стране. Значит, не достаточно знать есть у партнера деньги или их нет, — надо еще быть уверенным, что он, во-первых, сочтет нужным расплатиться, а во- вторых, никто и ничто не помешает ему это сделать.
У нас изучением этих обстоятельств обременяют себя немногие. Хуже того: даже банки не проводят глубокого изучения заемщика на предмет его задолженности другим кредиторам (не банкам) и надежности его контрагентов. Ведь потерпевший банк-кредитор, понятно, не заинтересован выдавать своего должника, чтобы не помешать ему «перезанять» и расплатиться. Как тут быть? Но об этом в последующих номерах «Дня».