В субботу под занавес своего 136-го сезона Национальная опера Украины познакомила киевлян и гостей нашей столицы с одним из интереснейших произведений мировой музыкальной классики — оперой Амилькаре Понкьелли «Джоконда», которая не ставилась на нашей сцене более восьми десятилетий.
Это вторая совместная постановка украинских артистов и итальянского режиссера Марио Корради (предыдущей работой была опера «Турандот» Пуччини). Симфоническому оркестру под руководством Владимира Кожухаря пришлось проделать масштабную работу, осваивая сложный музыкальный материал. В спектакле занято более 200 артистов: хористов, танцоров, солистов. Главные партии репетировали несколько составов вокалистов, и с каждым певцом пришлось отшлифовывать все нюансы, не только по драматургии ролей, но и каждую фразу, слово (опера исполняется на итальянском языке). Впервые во время спектакля было использовано электронное табло с титрами. Правда, некоторых зрителей бегущие строчки титров отвлекали от действия. Тем более, что украинский перевод оперы был построчным, а не литературным, и от этого смазывалась драматургия сюжета. События оперы развиваются во время карнавала в Венеции. Постановщики перенесли действие «Джоконды» из XVI (как в драме Виктора Гюго «Анджело, тиран Падуанский», по мотивом которой написано либретто) в XIX век. Это история о любви, коварстве, интригах и роке судьбы. Художник Мария Левитская в декорациях использовала подвесные зеркала и этим добилась зрительного увеличения сцены, которая становилась то площадью, то портом (с огромным кораблем), то замком главы инквизиции, то склепом, а то домом Джоконды. Для спектакля было пошито 600 костюмов.
Главные партии исполнили: Татьяна Анисимова (Джоконда), Дмитрий Попов (Энцо), Игорь Мокренко (Барнаба), Людмила Юрченко (Слепая), Анжелина Швачка (Лаура) и Сергей Магера (Альвизе). Особенно хорош в этой актерской компании был Игорь Мокренко, блестяще сыграв роль шпиона и интригана, как с вокальной, так и драматической стороны. Многотембровая насыщенность слышалась в каждой фразе Людмилы Юрченко, исполнившей роль Слепой (матери Джоконды). Справился со сложной вокальной партией Энцо молодой тенор Дмитрий Попов. Правда, актеру еще стоит поработать над драматическим рисунком роли. Крепкими профессионалами показали себя Анжелина Швачка (Лаура) и Сергей Магера (Альвизе). А вот Татьяна Анисимова, исполняющая главную роль Джоконды, возможно, сильно волновалась, и во время оперы у певицы были более и менее удачные сцены.
Спектаклем в спектакле стал «Танец часов». Этот фрагмент из оперы хорошо известен меломанам, его часто исполняют в концертах. Мой сосед в зале, признался, что только ради этого музыкального шедевра специально пришел на спектакль. С нетерпением ждал его и удивлялся: «Я не знал, что у нас в Киеве так любят оперу — такой аншлаг». Когда в третьем акте началась долгожданная хореографическая композиция, он замер, боясь пропустить каждую ноту, каждое «па» танцоров. Балетмейстер Виктор Яременко сделал новую версию «Танца часов».
— По своим масштабам «Джоконда» сродни операм Вагнера — она идет четыре с половиной часа, — подчеркнул главный дирижер Национальной оперы Владимир Кожухарь. — По ходу репетиций мы даже хотели сократить спектакль, но проблема в том, что эта опера написана композитором в сквозном развитии. Подобным образом стремился писать Даргомыжский своего «Каменного гостя», используя певческий речитатив, когда фактически нет крупных арий, т. е. отсутствует номерная система выхода артистов на сцену. Хотя в «Джоконде» есть арии тенора, баса, сопрано, меццо-сопрано, но они так искусно вписаны в контекст оперы, что не воспринимаются отдельными номерами. Развернутых хоров тоже нет. Они вписываются в сюжет репликами, фразами, перекличками, полифонией. В этом сложность исполнения оперы. Певцам важно не сбиться с темпа, ритма. Кстати, в концертных программах поют лишь арию Джоконды и очень популярным является «Танец часов», а больше номеров, которые можно вычленить из оперы, вы не найдете.
Сюжет напоминает детектив. Он смотрится и слушается публикой с интересом. Но постановщики редко берутся за «Джоконду», т. к. она требует большой массовки, сильных солистов. Не многие труппы могут позволить себе приглашать по несколько премьеров. Да и что скрывать, нужны солидные денежные средства на постановку. Ведь спектакль требует сложных декораций, массы костюмов. Я уже не говорю, что сам материал по плечу лишь высоким профессионалам. Конечно, можно было бы пойти на авангард, упрощенный вариант, как это делают некоторые театры на Западе. Придумать, кое-что «оригинальное», например, все хористы выбегут в джинсах, а солисты въедут на танках на сцену. А зачем? Заинтересует ли такой спектакль публику? Мы академический репертуарный театр и обязаны соблюдать определенные оперные каноны. Корради по-новому «прочитал» классику, не калеча оперу.
— Нужна храбрость, чтобы поставить «Джоконду», — признался режиссер Марио Корради. — В Италии за последние 15 лет только два театра ставили эту оперу. Хотя те спектакли нельзя назвать большими удачами. Слишком сложный и масштабный материал приходилось осваивать артистам: хор, балет, шесть солистов, а не два- три, как в обычных спектаклях. В Италии певцов приглашают на конкретные спектакли. Дирекция старается экономить, а «Джоконда» требует крупных денежных вложений и приглашения «звезд». Ведь чтобы исполнять эту оперу, артисты должны иметь хорошие вокальные данные. А хорошие голоса дорого стоят. И это тоже довольно существенная статья расходов. Вот поэтому оперу Понкьелли зрители не так часто слышат. (Киевский вариант «Джоконды» обошелся театру в 420 тысяч гривен. Подготовительный период шел пять месяцев. Большую помощь театру оказал Итальянский культурный центр. — Т. П. ). После «Турандот» я уже знал возможности украинской труппы, и мне теперь легче работалось. Хотя пришлось немало времени потратить на репетиции с каждым из исполнителей. В Киеве хорошая труппа. Наша постановка — дань памяти великой украинской певице Соломии Крушельницкой, которая в прошлом веке считалась лучшей Джокондой.