Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Алгоритм для кандидатов

6 июля, 2004 - 00:00

Долгожданный официальный старт президентской избирательной кампании состоялся. Началась ее первая фаза — выдвижение кандидатов на пост главы государства, результатом которой уже 6 августа должно стать окончательное определение политической конфигурации президентской гонки, то есть конкретного списка кандидатов и сил, которые их поддерживают. Газетные колонки и страницы интернет-изданий изобилуют объяснениями политических раскладов, возможных сценариев развития событий, а иногда и откровенными спекуляциями на тему того, кто же получит главный приз — власть. За этим, безусловно, чрезвычайно интересным обсуждением как-то на второй план отступает ведущая функция выборов в демократической стране — определение повестки дня для следующей администрации, формулировка обществом запроса на деятельность государства в течение грядущей президентской каденции. В то же время уже общим местом в комментариях как экспертов и обозревателей, так и политических деятелей стал прогноз относительно сверхжесткой президентской кампании, масштабного применения с обеих сторон «грязных политических технологий» вплоть до инспирации «грузинского варианта», под которым подразумевают мятеж включительно. И все это происходит тогда, когда в Украине фаворитами президентских гонок считаются политики, которые, хотя бы на декларативном уровне, основываются на чрезвычайно похожих идеологически-программных основах. И В. Ющенко, и В. Янукович признают европейский выбор Украины, приоритетность демократических ценностей, верховенства права, а также имеют довольно близкие взгляды на социальную рыночную экономику. Оба, по высказыванию А. Квасьневского, назначенные Л. Кучмой премьеры, бывший и нынешний, подчеркивают особую роль гражданского общества в Украине.

Осознавая это и исходя из указанного, украинские политологи, кстати, постоянные читатели и авторы газеты «День» — Андрей Ермолаев, Владимир Фесенко, Владимир Малинкович, а также автор этих строк выступили с общественной инициативой относительно определения неформальных норм и правил, по которым должно состояться «главное политическое событие года в Европе». Механизмом для установления таких правил могут стать «Меморандум о честных выборах» и «Пакт политической стабильности и развития», предварительные тексты которых после обсуждения в экспертном сообществе будут предложены кандидатам на пост президента Украины.

«Меморандум о честных выборах» направлен на проведение честных, прозрачных, справедливых и демократических выборов, которые должны «дать стране полноценную легитимную демократическую и ответственную президентскую власть». Новая президентская власть должна основываться на политическом консенсусе. «Распространение политической войны на общество является недопустимым», в частности, нельзя допустить, «чтобы результаты выборов стали предлогом для ущемления гражданских прав». Крайне важно и то, что «участие в выборах должно означать согласие признать и воспринять их результаты».

Для обеспечения реализации такого сценария президентских гонок ведущие кандидаты и политические силы, поддерживающие их, должны взять на себя ряд обязательств. Среди них основными являются такие:

1. Неуклонно соблюдать действующее законодательство и морально-этические нормы, определяющие демократические стандарты организации и проведения выборов.

2. Проводить конструктивную избирательную политику.

3. Строить свою президентскую кампанию на основании уважения к достоинству, политическим и гражданским правам оппонентов... Не допускать угроз, запугиваний, обещаний или подкупа избирателей.

4. Воздерживаться от нечестных методов политической борьбы.

5. Препятствовать привлечению к президентской кампании уголовных группировок.

6. Активно противодействовать попыткам фальсификации результатов народного волеизъявления.

7. Противодействовать привлечению к президентской кампании правоохранительных органов и других государственных институтов.

В качестве принципиального требования следует определить то, что «выборы должны стать соревнованием программ национального развития, а не персональных амбиций». Украинское общество заслуживает, чтобы ведущие политики обсуждали ключевые проблемы сегодняшнего дня, а не опять, как это было уже неоднократно, сбились на выяснение отношений по алгоритму известного киевлянина Паниковского: «А ты кто такой?».

Претенденты на самую высокую должность вынуждены предложить гражданам Украины свое видение будущего страны. При этом они в первую очередь должны «признать в качестве общего приоритета защиту достоинства, прав и свобод человека и гражданина». А для действительного наполнения этой декларации содержанием провести комплексную судебную реформу.

Следующее по важности — это осуществление политической реформы. Несбалансированная система государственной власти со слишком большими полномочиями главы государства усиливает и так довольно большую угрозу развития авторитарных тенденций, в то же время не позволяя наладить эффективное функционирование высших органов государственной власти. Формирование ответственного перед парламентом правительства стало еще более неотложным заданием после введения пропорциональной избирательной системы. Именно поэтому в «Пакте политической стабильности и развития» предлагается в парламентские выборы 2006 года внести соответствующие изменения и дополнения к Конституции, а также принять «законодательный пакет политической реформы, в первую очередь законы о президенте Украины, о Кабинете Министров Украины, о регламенте Верховной Рады Украины, об областных и районных государственных администрациях, об органах местного самоуправления и тому подобное».

Чтобы не затягивать с введением ответственного правительства еще полтора года, целесообразно сформировать в декабре 2004 года новый Кабинет Министров на основании конфигурации политических сил, которая сложится после президентских выборов в Верховной Раде. Если окажутся правы эксперты, поддерживающие ведущих кандидатов, то эта конфигурация будет поддерживать нового главу государства.

Чрезвычайно важными пунктами повестки дня работы нового президента будет решение двух кардинальных вопросов общественного развития. Во-первых, это определение новой государственной политики относительно большого бизнеса, в частности отделение его от государства. Для этого в Пакте предлагается «разработать и начать реализацию государственной политики относительно большого национального бизнеса, в первую очередь, предусмотрев комплекс неотложных мер относительно отделения большого бизнеса от государства». А также «отказаться от каких-либо попыток реприватизации (в частности, от пересмотра результатов приватизационных процессов) после президентских выборов (если только решением суда не будут признаны факты нарушения установленной законом процедуры приватизации объектов государственной собственности)».

Во-вторых, необходимо создать эффективный государственный аппарат, который был бы отделен от политического руководства и выполнял его волю, несмотря на тех, кто конкретно занимает высшие политические должности. Для этого предлагается «проработать стратегию кардинальной административной и административно- территориальной реформы, в частности, предусмотрев отделение административной и политической составляющих государственного аппарата, и предпринять реальные шаги относительно ее реализации».

Успешное общественное продвижение невозможно без «демократической реформы системы национальной безопасности в соответствии с новыми вызовами и угрозами национальным интересам Украины». В частности необходимо «продолжить реализацию военной реформы, проработать стратегию реформирования правоохранительных, контролирующих органов и спецслужб (Генеральная прокуратура, МВД, СБУ, Министерство обороны, ГНА) с целью перераспределения и деконцентрации их функций, усиления гражданского демократического контроля за их деятельностью».

Успешное осуществление таких неотложных реформ возможно только при условиях общественно-политической стабильности. Именно поэтому очень важно «не допустить после президентских выборов каких-либо попыток уголовного преследования политических оппонентов (если только решением суда не будут признаны факты совершения ими уголовных преступлений). Не осуществлять после президентских выборов «чистку» государственного аппарата по политическими мотивам, признав принцип профессионализма государственного служащего как основу его служебной карьеры».

Признание и соблюдение указанных принципов и приоритетов, свидетельством чего может стать подписание «Меморандума о честных выборах» и «Пакта политической стабильности и развития», создаст позитивные предпосылки для успешного проведения президентской избирательной кампании 2004 года. И таким образом даст мощный толчок развитию Украины, обеспечит возможности для решения неотложных вопросов в общественно- политической и социально-экономической сферах при любом результате народного волеизъявления, и в общем ускорит общественное продвижение нашей страны в направлении становления сильных европейских демократических государства и общества.

Александр ЛИТВИНЕНКО, доктор политических наук
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ