Обычно родители стремятся воспитать своего ребенка гением, более того, гением признанным. Вот и отправляют своих чад на разнообразные интеллектуальные шоу, а также на конкурсы красоты. Но если с детским «Полем Чудес» или «Самым умным» все более-менее понятно — на них дите должно проявить задатки своих будущих интеллектуальных способностей и особенную, детскую сообразительность, то конкурсы красоты все же производят впечатление игрушек взрослых, в которые дети вовлекаются не совсем обдуманно.
Как утверждают психологи, именно взрослые чаще всего решают: участвовать их ребенку в конкурсе красоты или нет. Большую опасность для своих детей представляют родители с нереализованными мечтами и планами, которые они пытаются воплотить в жизнь «руками» своих детей. Другими словами, на ребенка возлагается ответственность сделать то, чего не смогли сделать его мама или папа. По словам научного консультанта Государственного центра социальных служб психолога Юрия Калашникова, женщины, как правило, относятся к своей внешности очень трепетно, а дочек считают частью себя. Не ставшая в ранней молодости королевой красоты мама хочет, чтобы ее наконец- то оценили по достоинству. Как минимум стресс в такой ситуации ребенку обеспечен. Но даже если особого давления со стороны родителей он не чувствует, существует несколько нюансов, которые существенно «подмачивают» радужную репутацию детских конкурсов красоты. Во-первых — физические нагрузки в модельном бизнесе далеко «не детские»: съемки по пять часов кряду, бесконечные занятия со стилистами и хореографами. Некоторые девочки даже садятся на диету. А на конкурс «Маленькая мисс мира-2001», проводившийся в Одессе, участница из Казани приехала с поврежденной ногой, при этом на сцене ей нужно было петь и танцевать. Маленькие модели признаются журналистам, что и после поражения, и после победы им больше всего на свете хочется оказаться дома и, наконец, лечь спать.
Однако факт победы или поражения может иметь для детской психики более серьезные последствия, чем усталость. По мнению психологов, соревнование в красоте способно сильно травмировать ребенка, и стать причиной множества комплексов, в том числе комплекса неполноценности. Как отмечает доктор психологических наук, профессор КНУ им. Т. Шевченко Наталья Максимова, уберечь детскую психику не так уж просто, и сделать это может только профессионал: «В детских конкурсах красоты очень много минусов и очень много опасного. И если уже такие мероприятия проводятся, то они должны обязательно контролироваться профессиональными психологами и педагогами. Ребенка можно правильно подготовить и к первому месту, и к последнему, но сделать это под силу только профессионалу.»
Впрочем, не все удалось бы проконтролировать и профессиональному психологу. Та же Наталья Максимова лично слышала, как после одного из конкурсов родители вместе с детьми обсуждали нечестное судейство, и предполагали, кто кому и сколько дал «на лапу», чтобы победила настолько серая и незаметная девочка. По мнению психолога, особо настораживает, что во всех заметках и статьях, посвященных детским конкурсам красоты, встречается словосочетание «взрослые модели». Претендентки на звание «мини-мисс» в большинстве своем поют взрослые песни и танцуют композиции «для больших». Во многих конкурсах одно из заданий — спародировать эстрадную звезду, и наши дети перевоплощаются в «ВИА- Гру» и «Глюкозу». Так что выходит, что все эти конкурсы взрослые придумали лишь для того, что бы наслаждаться тем, как дети пытаются быть похожими на них. И что вместо детской самобытности на детских же конкурсах демонстрируется сходство со взрослыми «суперзвездами». Существует особо радикальное мнение — что все эти конкурсы нарушают конвенцию о правах ребенка, а их учредителей следовало бы проверять у психиатров. Как утверждает Юрий Калашников, до 18 лет ребенок еще не понимает, что торгует своим лицом, и, в принципе, телом: «Ребенок привыкает к тому, что на него все смотрят. Привыкает, что нужно кривляться. В результате чего, он потом не различает жизнь и сцену.»
Интерес к детской красоте объясняется, конечно же, модой. Такие конкурсы проводятся во всем мире, как внутри отдельных стран, так и международные. Украина, понятное дело, не остается в стороне. Сегодня каждый регион нашей страны проводит по несколько «мини-мисс» конкурсов в год. В 2005-ом местом проведения конкурса «Мини мисс Украины» станут Черновцы, поскольку в этом году 9-летняя черновчанка Татьяна Царик возвратилась домой «Первой принцессой Украины». Пресс- клуб реформ недавно организовал встречу журналистов с юной красавицей и ее подругами. Все девочки — уже довольно известны в детском модельном бизнесе Украины, ведь на их счету участие не в одном престижном конкурсе. Правда, участие в подобных состязаниях стоит недешево — 200 — 300 условных единиц лишь на регистрацию, плюс все сопутствующие расходы. Но родители не жалеют средств на своих красавиц, а девочки изо всех сил стремятся оправдать их ожидания.