Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От улицы до «Країни Мрій» Олега Скрипки

В усадьбе Максима Рыльского состоялась генеральная репетиция этнофестиваля, который пройдет 10—11 июля на Певческом поле в Киеве
18 июня, 2004 - 00:00

В среду в музее-усадьбе Максима Рыльского прошел вечер украинского романса, инициировнный лидером «ВВ» Олегом Скрипкой. Этому мероприятию предшествовали вечерницы или улицы, как их еще называют, которые проводились с октября прошлого года в галерее «Лавра», арт-галерее «Карась», на Замковой горе, Андреевском спуске в Киеве. Каждое такое собрание имело отдельную тему: на старый Новый год — водили Маланку и колядовали, накануне Пасхи — учились танцевать гаивки (танцы около церкви на Христово Воскресение), расписывать писанки; позже собирались под открытым небом и пели так называемые срамные песни о любви. А в начале молодого лета вечер украинского романса, собственно, завершал цикл вечерниц и был своеобразной генеральной репетицией перед этнофестивалем «Країна мрій», который состоится 10-11 июля на киевском Певческом поле. Уже известны имена участников: Нина Матвиенко, «Мандри», Энвер Измайлов, «Карпатіянs», «Древо», «Божичі», кобзари Тарас Компаниченко и Эдуард Драч, многие другие. Также приглашены музыканты из Литвы, Польши, Финляндии, Шотландии, Молдовы...

По словам главного организатора и вдохновителя фестиваля Олега Скрипки, в выборе зарубежных музыкантов помогли иностранные посольства в Украине. Они предоставили для прослушивания записи своих исполнителей, а дирекция «Країни мрій» пыталась выбрать и пригласить самых интересных. В этом мы скоро сможем сами убедиться. Далее, подводя итоги проведения всех вечерниц и сравнивая Украину с другими европейскими государствами, лидер «ВВ» сказал: «У молодых украинцев чувствуется большой интерес к своей этномузыке — это показали наши мероприятия. Они приходили, пели, танцевали, а на следующий раз приводили любимых, друзей. Сейчас современная музыка на основе этнических традиций по всей Европе вызывает большой интерес и фольклорные фестивали считаются большими музыкальными событиями. А в Украине тем более эта народная традиция очень давняя. Мне хотелось, чтобы «Країна мрій» стала ежегодным мероприятием, но пусть состоится в этом году. Признаюсь, я волнуюсь и за фестиваль, и за свое сольное выступление, потому что буду петь с фольклорными музыкантами. С фольклорной программой я еще не выступал на большой сцене, только на наших вечерницах».

По старым украинским обычаям гостей девушки в украинской одежде при входе угощали наливкой. Их на этот раз было немного — организаторы запланировали камерный вечер, такой, какие проходили когда-то в имениях украинской шляхты, которые были центрами культуры. Действо началось со стихотворений Максима Рыльского в исполнении залуженного артиста Украины Бориса Лободы. Особенно вдохновенно, эмоционально он прочитал «Шипшину» и «Марію». Приятно, что организаторы — люди современные и даже эксцентричные — сумели столь деликатно «обжить», наполнить радостью и смехом музей поэта. Дальше лирическое настроение поддержала фольклорная группа «Божичі» (Божич — украинский языческий бог молодости и коляды). Некоторые песни в их исполнении многие из присутствующих слышали впервые. Они записаны в селе Карильское на Черниговщине. Уже семь лет участники группы ездят в экспедиции по Левобережной Украине. Путешествуют на байдарках по рекам Десна, Сейм, Ворскла, Псел, останавливаясь по дороге в селах. Анна Архипчук и Ирина Коринь рассказывают, что с каждым годом людей до 1920 года рождения (именно они помнят и могут передать старинные песни, танцы, обряды) все меньше. Кто родился в 30—40-е годы, знает более поздний репертуар. Девушки с интересом рассказывают, что некоторые песни распространены едва ли не на всей территории Восточной Украины, например, «Чорноморець, матінко, чорноморець», «Чого соловейко скучен, невесел», но в каждой области, даже в каждом селе они поются по- разному — различная мелодика, диалекты.

Потом всех гостей пригласили к импровизированному столу под старыми липами. За ним — беседовали; неподалеку фантастический кобзарь Тарас Компаниченко настраивал свою бандуру, а чуть дальше работала детская игровая площадка. Приглашенные приходили с детьми всех возрастов, даже с годовалыми, одев их в вышитые сорочки, скроенные под старину свитки, запеленав дочурок в цветастые платки. «Подобные собрания проходили в 1990—1991 годах — их организовывал Тарас Компаниченко, — говорит гостья, мать двух детей Мария Герасименко-Голота. — Вспоминаю, мы куст делали на Троицу. Интересно прийти и убедиться самому, что это все живо. Став мамой, хочу и своих детей приобщать к народным традициям. Уверена, что вся присутствующая молодежь, беззаботные, неженатые люди через лет десять будут пытаться попасть на такие же вечерницы, как я нынче, потому что там прошла их юность, молодость».

На игровой площадке ее куратор Ирина Запольская учила детей и мам плести из лозы шляпы, вырезать их из бумаги, шить куклы из ткани и выдумывать игрушки из травы, ореховой скорлупы, рассказывая, как забавляли своих малышей украинки в XVII, XVIII, XIX веках. Такая же площадка будет действовать на протяжении двух фестивальных дней на Певческом поле.

Троистые музыки играли танцевальную музыку: на кобзе — Тарас Компаниченко, на баяне, понятно, Олег Скрипка, а на скрипке Олег Бут (группа «Буття»). Потом откуда-то появилась гитара. Молодые люди танцевали польку, пытаясь по совету музыкантов «страстно и целомудренно смотреть друг другу в глаза», кружились в вальсе и даже танцевали танго на украинский манер под «Гуцулку Ксеню», хотя не все. Организаторы сказали, что танцевать танго будут учить на следующих улицах, пусть только пройдет «Країна мрій».

А потом пели романсы: народные — «Чорнії брови», «Не питай, чом у мене заплакані очі»; «Ніч, яка місячна» на слова Михаила Старицкого, «Чорний колір» Степана Руданского, «Гей, у мене був коняка» Якова Щеголева, «Сміються, плачуть солов’ї», «На дворі червоніє» на стихи Александра Олеся, «Коли потяг у даль загуркоче» Владимира Сосюры.

Расходиться не хотелось. Дирекция музея даже шутила, мол, «вам, гости, хозяева не надоели»... В конце звучал романс Максима Рыльского «Яблука доспіли».

Присутствующие разделили мнение главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной о том, что выбор места проведения вечера украинского романса удачный и уместный. Ведь поэтическое творчество Максима Тадеевича Рыльского обогатило в украинской музыке жанр романса. На слова отдельных лирических стихотворений таких, как «Цвітуть бузки», «Колискова», «На білу гречку впали роси» написаны романсы. Очевидно, если бы поэт был жив, он порадовался бы, что к нему пришли молодые талантливые люди и своим присутствием оживили усадьбу.

О впечатлении от улиц — нынешней и предыдущих, а также об ожиданиях от этно-фестиваля «Країна мрій» «День» спрашивал у людей, которые были на всех вечерницах.

Петр ГОНЧАР, художник, директор Музея Ивана Гончара:

— Я бывал на всех вечерницах, которые проводил Олег Скрипка. В такой среде, как ныне, чувствую себя очень уютно и так тепло становится на душе. Что-то подобное происходило в хате моего отца Ивана Гончара — то же настроение, аура. Сходились режиссеры, писатели, поэты, художники читать стихи, петь песни, а главное — у нас они могли быть самими собой — украинцами.

Я не пою, хотя знаю много песен, за меня исполняет жена (Нина Матвиенко — Ред. ) — как начну не туда тянуть, все будут смотреть. Хочу, чтобы эти улицы продолжались. С нетерпением жду фольклорный фестиваль — он уже давно созрел.

Иван МАЛКОВИЧ, поэт, директор детского издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»:

— Поражен прежде всего тем, что Олег Скрипка своим именем собирает на вечерницах молодежь, которая, возможно, при других обстоятельствах никогда бы не интересовалась настоящим украинским народным творчеством. Его пример достоин подражания.

Сегодня наше общество камерное. Предыдущие улицы были очень массовые, на них приходили молодые люди в украинской одежде и очень громко пели и танцевали. Среди них я видел не только выходцев из Западной Украины (знаю почти все украиноязычные общества в Киеве), но и русскоязычную публику. Но разве это имеет значение в конкретном случае? Важно, что они приобщаются к своим истокам.

Думаю, «Країна мрій» пройдет интересно и не буднично. Прекрасно, что будут принимать участие музыканты из-за границы, таким образом, украинская музыка будет популяризироваться в их странах.

Тарас КОМПАНИЧЕНКО, кобзарь:

— Эти улицы, можно сказать, — объединение усилий нашей интеллектуальной молодежи и нашей интеллигенции. А начались они по инициативе Олега Скрипки осенью прошлого года, их поддержали группы «Божичі» Илька Фетисова, «Древо», «Мандри», «Буття», «Кралиця»... Все обсуждали на первом собрании, как в дальнейшем должны проходить наши вечерниці, чтобы в течение года подготовить почву для фестиваля «Країна мрій» и заинтересовать молодежь украинской народной культурой — сельской, казацкой, шляхетской или достоянием высших аристократических кругов, близких к гетману, наследством украинской духовной элиты. Мы намерены это все осмыслить и представить эту культуру в нашем современном обществе как актуальную. Важно, чтобы она была основой для создания модерного искусства, такого же сильного и мощного, как украинская старина.

P.S. Главный редактор «Дня» Лариса Ившина подала идею Олегу Скрипке о том, что если бы такую улицу (как действо) возить по Украине, гастроли имели бы успех. Лидер группы «ВВ» ответил, что обязательно подумает над воплощением идеи.

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Михаила МАРКИВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ