Главное событие нынешнего форума — это, конечно же, личный визит в Москву автора названного фильма — Квентина Тарантино. Ажиотаж, царящий вокруг этих «гастролей», трудно себе даже представить. Для Тарантино это — первый приезд в страну, где любое упоминание его имени вызывает и у массового зрителя, и у критиков полуобморочное состояние.
Другие гости — рангом пониже, но также являются довольно заметными персонами в мире кино. Например, Тарантино сопровождает бессменный продюсер всех его фильмов — Лоуренс Бендер. Заглянет в Москву и Доминик Борг — художница, ближайшая подруга Изабель Аджани. А на должность председателя жюри организаторам удалось заполучить культового режиссера 1970—1980-х годов — автора «Стены», «Полуночного экспресса», «Пташки» и «Сердца ангела» — британца Алана Паркера.
Что до собственно кинематографической составляющей, то здесь фестиваль постигли серьезные изменения. Было отменено множество программ, сокращены внеконкурсные показы, и как это скажется на общем качестве форума, пока не знает никто. Из прошлого перекочевала только программа «Ателье». В этом году в ней будут исключительно документальные, даже точнее — биографические фильмы — о Гала, жене Сальвадора Дали, о Сергее Довлатове, о легендарном чешском режиссере Павле Юрачеке, о Федерико Феллини, о нашем выдающемся земляке — Сергее Параджанове, несколько работ о Тарковском. Особняком здесь стоит «Догвилль. Признания» — необычная лента о съемках самого скандального на сегодня фильма «Догвилль».
Среди прочего довольно любопытный подбор картин — в новой программе «Вокруг света». Здесь такая экзотика, как первые фильмы производства Фиджи и постталибского Афганистана, работы режиссеров из ЮАР, Кореи и Армении, а также (особая приманка для синефилов) цикл «Кремастер», снятый знаменитым художником-радикалом Меттью Барни. Плюс — последний опус Джима Джармуша «Кофе и сигареты». Очевидно, привлекут внимание публики «Гала-премьеры» (с призером Канн — «Слоном» Гаса Ван Сента), «Национальные хиты» (наиболее успешные фильмы разных стран), именные ретроспективы известных европейских режиссеров Роберта Лепажа, Алекса Ван Вармердамма, Александра Клюгге, подборки современного российского и бразильского кино.
Что до конкурса, то здесь новинка — параллельное состязание «Перспективы» — нечто вроде смотра дебютантов, молодых режиссеров. Наконец, основной конкурс включает в себя 17 картин. За «Золотого Георгия» будут состязаться картины из Таиланда, Италии, Кореи, Китая, России, Эстонии, Израиля, Швеции, США, Великобритании, Испании, Германии, Португалии, Аргентины, Греции. Результат — совершенно непредсказуемый, ибо большинство конкурсантов — «темные лошадки». Что чревато для самого конкурса как неожиданными открытиями, так и полным провалом.
Однако — впереди еще десять дней...