Странные метаморфозы иногда происходят с отечественными субъектами предпринимательства. К примеру, компания ООО «Украинский алюминий» («УкрАл») — партнер холдинга «Русский алюминий» (РФ) — вдруг перерегистрировалась в ООО «Алюминий Украины» («АлУкр»). Нормальному человеку очень трудно понять, для чего это делается. И действительно, какая разница между этими двумя названиями? И стоит ли выбрасывать на явно бессмысленное переименование компании немалые (особенно с точки зрения мелкого акционера) деньги? Первый вопрос представляется явно риторическим. Потому что, как говорится, что в лоб, что по лбу.
А вот над вторым стоит задуматься... И припомнить кое-что об этой далеко не последней в Украине компании... с российскими корнями. Она создана в марте 1999 года для участия в приватизации крупнейшего в СНГ производителя глинозема ОАО «Николаевский глиноземный завод» (НГЗ). Размер ее уставного капитала превышает $120 млн. Более 25% акций ООО принадлежит резидентам Украины, в частности, Украинской металлургической компании и УкрСиббанку (Киев). Остальные акционеры — участники проекта «Сибирского алюминия» (РФ) — на территории Украины. Через год после создания «УкрАл» приобрел 30-процентный пакет акций НГЗ за $100 млн., окончательно вытеснив украинское государство из этого предприятия.
Расклад главных собственников на начало этого года выглядел следующим образом: ForeshoreVenturesLimited — 22,143% акций, DILCORInternationalLtd. (оба — Британские Виргинские острова) — 20,253%, PranceIndustriesLimited (Кипр) — 11,999%, ООО «Украинский Алюминий» (Киев) — 14,999%. У номинальных держателей — «Инг Банк Украина» и «ХФБ Банк Украина» — находится соответственно 53,979% и 28,809% акций АО. При этом ни количество ни доля миноритарных собственников, как бывших владельцев приватизационных сертификатов, так и работников предприятия, получивших его акции по льготной подписке, уже никого не интересует.
Это, как говорится, лишние люди. Поскольку ОАО «Николаевский глиноземный завод» завершает деноминацию (консолидацию) ранее размещенных простых именных акций номиналом 0,25 грн. каждая путем их конвертации (обмена) в 80 простых именных акций номиналом 9456,584 тыс. грн. без изменения размера уставного фонда и прав, предоставляемым по акциям.
Как сообщается в официальной информации ОАО «НГЗ», акционерам, которые не владели достаточным количеством акций номинальной стоимостью 0,25 грн. для получения целого количества акций новой номинальной стоимости и не объединили принадлежащие им акции прежнего номинала в общую собственность для получения акций новой номинальной стоимости, осуществлена выплата денежной компенсации. И поясняется, что «акционерам, которые не предоставили в ОАО заявления на денежную компенсацию, общество выплатило денежную компенсацию путем внесения средств на депозит у нотариуса». Выплаты осуществляются нотариусом в безналичной форме путем перечисления средств на расчетный счет в течение трех лет.
Это уже вторая атака на мелких акционеров, проведенная «РусАлом». В 2002 году здесь по давно уже отработанной схеме ограбления была проведена дополнительная эмиссия. «Но акционерам после эмиссии не увеличили ни количество акций, ни цену одной акции, — сообщили «Дню» в комитете социальной защиты пенсионеров предприятия. — За все время приватизации им не выплачивали дивиденды. Ничего не получили они и от продажи объектов завода, а все,что можно было продать, было продано (базы отдыха «Жемчужина», «Беркут», медамбулаторию, теплицы); все, что можно было закрыть — закрыли (цеха галлия, известковой пасты, участок котлов, общепит)».
Итак, чтобы мелкие акционеры не путались под ногами и не мечтали о каких-то там еще дивидендах, теперь количество акций предприятия сокращено с более чем трех миллиардов до 80. Их легко будет разделить между вышеназванными компаниями, некоторые из которых можно, наверное, отнести к оффшорным, прихватив таким образом по дешевке или вообще бесплатно собственность мелких акционеров. Комитетчики пишут: «Мы считаем, что это настоящий нахальный беспредельный рэкет «РусАла» в отношении акционеров. Нам обидно не только за нас и за завод, но и за Украину. Нет в ее законах статьи, которая бы защищала простого акционера».
И это — чистая правда. «День» попросил прокомментировать ситуацию в этом акционерном обществе главу Фонда госимущества Михаила Чечетова. К сожалению, мы можем оказать мелким акционерам НГЗ только моральную поддержку, сказал Михаил Васильевич. Собственники предприятия, по его мнению, закон не нарушили. В то же время глава ФГИУ указал на то, что в случае слишком уж задержавшегося принятия парламентом закона об акционерных обществах, проблема защиты мелких акционеров была бы решена. Правда, особого оптимизма в его словах при этом не прозвучало, поскольку парламентарии, по Чечетову, раскололись практически на два лагеря: одних интересуют лишь проблемы закрытых обществ, а других — открытых. Найти общий язык им пока не удается. Тем временем простые акционеры, поверившие в народную приватизацию, теряют этот статус и переходят в разряд лишних людей, являющихся по сути обузой для акционерных обществ. Такие общества скорее десять раз поменяют туда и обратно свое название, чем один раз выплатят акционерам причитающиеся им дивиденды.