Обезглавливание он-лайн, фатвы (законы Корана) он- лайн: подпольный мир исламских радикальных группировок можно обнаружить на множестве интернет-сайтов. Эти владеющие современными технологиями фанатики могут оказывать воздействие на большую аудиторию. Но причина наличия такой аудитории — глубокое разочарование и злоба многих молодых мусульман мира. Интернет лишь объединил мировое сообщество отвергнутых и озлобленных.
Запад считает эту злость признаком столкновения цивилизаций: «мы» против «них», которое оставляет место победителя одному. Но основная причина гнева исламской молодежи — отвращение от продажных лидеров своих наций и их угодничества перед США. Иначе говоря, корни этого гнева в материальном мире, а не в фанатичных, безумных и антидемократичных настроениях людей, которых надо или переучить, или уничтожить.
Источник проблем — верхушка исламского общества, а не недовольные низы. Исламские правители не смогли удовлетворить нужды своих народов. В то же время авторитарные режимы многих мусульманских стран всё еще пытаются навязать и укоренить одиозные формы учения ислама.
Многие годы таким режимам — будь то шииты Ирана или ваххабиты Саудовской Аравии — удавалось подавлять плюрализм и индивидуальность. Но с потерей ими политической легитимности были дискредитированы и их модели ислама. Разочарованные и недовольные мусульмане стали искать приемлемый для них ислам.
Плюсом для многих веб-сайтов, привлекающих таких недовольных, стало отсутствие центральной власти у исламской уммы (сообщества мусульман мира). Унижение, ослабление и запреты авторитарными лидерами всех исламских течений, отличных от основного, не устранило плюрализм, а лишь отправило его в подполье. Современные технологии позволяют этому подполью и общаться, и встречаться.
Перед угрозой репрессий голос ислама в Интернете звучит действительно авторитетно. Но ислам всегда был многообразен и терпим к инакомыслию. Калиф Али Ибн Аби Талиб сказал: «Наша сила — в наших различиях». Больше тысячи лет при законных правителях Мекки, хашимитских наследниках пророка Мухаммеда, все ветви обменивались опытом и знаниями в Великой Мечети.
До прихода к власти сауди-ваххабитов в 1932-ом Мекка была веротерпимой и открытой. Сторонники четырех школ суннитов, а также шииты, зайди, исмаилиты и т.д., представители иных народов и рас — индийцы, жители Центральной Азии, персы, марокканцы, африканцы и турки — осознавали свои отличия в вере, но признавали общий источник — Коран.
Однако ваххабиты попытались навязать Мекке и распространить на другие страны свою версию ислама. И даже преуспели в этом. Но сегодня проект монополизации ваххабитами ислама терпит полное поражение. Фатвы типа изданных высшим духовным лицом ваххабитов, Бин База, например, наделавшая шума еще до первой войны в Заливе, в которой было объявлено, что земля плоская, теряют, что неудивительно, свое влияние и доверие к себе. Невежество, помноженное на рост коррупции и лицемерие режима, лишили эти религиозные послания смысла.
За этим последовал захват ислама озлобленными радикалами, взращенными на догмах ваххабитов и утратившими свои иллюзии об унаследованном ими мире. Фатвы, последовавшие после Бин База, почти всегда были ужасно нетерпимыми и злобными, призывали назад, к регрессу. Они боролись не только с Западом, но и с золотым веком Ислама, известным достижениями исламских астрономов, математиков, врачей, философов и поэтов. Хотя Интернет и возвращает исламу гласность, современные фатвы он-лайн остаются неоспоримыми приказами, а не призывом творить новое.
Сотни веб-сайтов соперничают сегодня за звание новой Мекки, места, куда все набожные мусульмане обращаются за советом. Наиболее радикальные проповедуют идеи Аль-Каиды и ее идеологической братии. На них открыто празднуют грядущие мученические акты подростков-самоубийц; другие веб-сайты менее жестоки и расширяют круг грехов изучением английского языка, точных наук и разрешением женщинам доступа в Интернет без присмотра мужчин.
Фатвы он-лайн сеют вражду не только по отношению к Западу, но и к другим мусульманам. Духовные лица ваххабитов, к примеру, призывают к джихаду против «еретиков»-шиитов, обещая рай на небе. Многие из этих фатв содержат общую угрозу падения власти сауди как пережитка средних веков. Однако эти фанатики — явление современности, порождение краха политических систем исламского мира и болезненное напоминание о цене долгих лет угнетения.
Угнетенных не стало меньше, и они возвращаются из подполья в гротескных формах, чтобы преследовать мир, в котором они выросли. Сколько бы власти их стран не отрекались от них, им не удастся избавиться от того, что они породили. Глобализация и технологии дали недовольным новый приют для исповедания своего ислама. И в этом мире Интернета никакая власть не может задобрить их или заставить замолчать.
Маи ЙАМАНИ — научный сотрудник Королевского института международных отношений, Лондон